Клод-Луи Бертолле, французский химик

Клод-Луи Бертолле (09.12.1748-06.11.1822)

Основные вехи биографии

В 1748 году в Савойском герцогстве в Таллуаре родился К.Л. Бертолле.

1768 год – окончание Туринского университета, получение степени доктора медицины.

С 1770 г . на протяжении 13 лет являлся практикующим врачом и аптекарем. С 1772 года проживал и работал в Париже при дворе герцога Орлеанского лейб-медиком. С 1780 года являлся членом Французской академии наук. Бертолле изучал естественные науки и занимался различными химическими исследованиями, являлся организатором химического и металлургического производств.

В 1789 году Бертолле совместно с Лавуазье основал журнал «Annales de chimie».

В 1794 году Бертолле присвоено профессорское звание. Свою деятельность он продолжает в Политехнической и Высшей нормальной школах в Париже.

Статья: Клод-Луи Бертолле, французский химик

С 1798 по 1799 года Бертолле консультирует Наполеона Бонапарта в Египетском военном походе. Наполеон присвоил Бертолле графский титул, назначил сенатором, осыпал всевозможными почестями.

К.Л. Бертолле на протяжении многих лет являлся смотрителем монетного двора в Париже, правительственным инспектором красильных фабрик, был членом революционного комитета Франции.

С 1803 года - легионер ордена Почетного легиона, а с 1804 года – Великий офицер ордена Почетного легиона.

Во время революции Бертолле занимается вопросами национальной обороны, прикладной химии.

От Людовика XVIII К.Л. Бертолле получил титул пэра Франции.

Бертолле первым использовал хлор для отбеливания тканей и бумаги.

В 1807 году ученый ушел с официальной службы, стал жить в предместье Парижа Аркей, где создал химическую лабораторию. Бертолле является основателем Аркейского научного общества, в состав которого входили выдающиеся ученые Франции (А. Гумбольдт, П. Лаплас, Ж.Л. Гей-Люссак). Труды научного общества выходили с 1807 по 1817 гг.

«Клод-Луи Бертолле, французский химик» 👇
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Коллеги называли Бертолле тщеславным и беспринципным, однако он был прекрасным ученым, оставил потомкам множество химических открытий.

В последние годы жизни Бертолле тяжело болел. В 1822 году он умер.

Научный вклад

На протяжении всей своей жизни Бертолле изучал неорганическую химию, химию растворов и сплавов.

Основные достижения Клод-Луи Бертолле:

• установил составы аммиака, синильной кислоты, болотного газа – метана, сероводорода;
  • открыл гремучее серебро, или нитрид серебра;
  • открыл соли хлорноватой и хлорноватистой кислот, в частности – Бертоллетовую соль (хлорноватокислый натрий);
  • описал окислительно-восстановительное титрование;
  • впервые применил хлор в качестве отбеливателя;
  • установил зависимость направления протекания реакции и состава образующихся соединений от условий реакции и массы реагентов;
  • выдвинул идеи о вариации сил химической связи, соединениях переменного состава;
  • совместно с А.Л. Лавуазье, А.Ф. Фуркруа и Л.Б. Гитоном де Морво разработал классификацию тел и новую номенклатуру.

В 1803 году вышел труд Бертолле «Опыт химической статики», в котором были связаны представления о массе веществ и химических реакциях, ученый утверждал, что соединения могут вступать в реакции в любых соотношениях, и это зависит только от массы реагирующих веществ. По этому вопросу К.Л. Бертолле вел длительный спор (на протяжении 8 лет) с Ж.Л. Прустом о непостоянстве состава соединений и вариации сил химического взаимодействия, которую в конечном счете проиграл. Спустя много лет (середина XIX века) его представления о вариации сил химической связи подтвердились в работах А.М. Бутлерова. В XX веке Н.С. Курников открыл соединения переменного состава.

Химия конденсированного состояния в настоящее время во многом опирается на законах, предсказанных Бертолле.

Дата последнего обновления статьи: 04.10.2023