Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Празднества и представления в Риме в I-II вв.

Представления

Еще в конце эпохи Римской республики была констатирована деградация театрального, в особенности драматического искусства. Империя не остановила этот процесс. Ее помпезность, пристрастие к кровавым зрелищам и рост люмпенизации городского населения убили серьезный театр и драматическое искусство, переведя его в чисто литературную плоскость. Одним из выдающихся римских драматургов был Сенека, написавший "Медею", "Эдип", "Федра", "Агамемнон", "Неистовый Геркулес", "Троянки", "Октавия", посвященную трагической судьбе жены императора Нерона.

Сенека подражал греческим драматургам v века до н.э., но также, внес в произведения много нового. Его трагедии были пронизаны ужасом и отчаянием, а главные герои обречены на мучительные страдания и смерть. Персонажи Сенеки схематичны и однотонны, а характеры героев не изменяются по ходу действия. Вместе с тем, в творчестве Сенеки есть одна явная отличительная черта - яростное выступление против деспотизма, тирании и царской власти.

Из театральных жанров популярностью пользовались мим, ателлана и пантомим (балет).

Определение 1

Ателлана - короткие фарсовые театральные зарисовки, представляющие стереотипных гротескных персонажей. Зародилась во $II$ веке до н.э. в городе Ателла.

Характерной чертой ателланы стало наличие четырех типов масок.

  • глупец Макк
  • обжора Буккон
  • жадный старец Папп
  • шарлатан Доссен

Пьесы актеры играли не по заранее написанному тексту, а придуманному на ходу, поэтому содержание ателлан было простое и предельно короткое. Актеры употребляли грубый язык, перебрасывались непристойными шутками, как правило, отражавшие злободневные события деревни либо города.

С $III$ века до н.э., получает распространение мим ("подражать"), где актеры (в том числе и женщины) без масок разыгрывали веселые представления из народного быта, иногда, в шутовском виде воспроизводили жизнь богов и героев. Важной частью постановки стали танцы под аккомпанемент флейты.

«Празднества и представления в Риме в I-II вв. » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Грубые общественные вкусы римского общества требовали введение в спектакли подлинных убийств и казней. Главные роли смертников исполняли рабы.

Жителями империи ценились гладиаторские бои, зародившиеся в $III$ веке до н.э. и предположительно заимствованы у этрусков. Первоначально проходили в честь знатного покойного, однако с $105$ года до н.э. были включены в число публичных представлений, к середине $I$ века, окончательно отделены от похоронного культа.

Изначально, бои проходили в цирке, затем их начали проводить на специальных закрытых площадках - амфитеатрах. Бои ужесточаются, а большинство участников теперь являются невольниками. В основном ими были похищенные жители, военнопленные или осужденные преступники.

Пополнение рядов гладиаторов осуществлялось благодаря трем видам наказаний.

  • Осуждение гладиаторским мечом. Осужденного выставляли против опытного гладиатора, где победителем выходил, как правило, более искусный фехтовальщик, владеющий приемами атаки и защиты.
  • Бросание заключенного диким зверям.Осужденному давали примитивное оружие, чтобы поединок продлился немного дольше.
  • Зачисление в школу гладиаторов. В этом случае осужденный мог сохранить жизнь и даже получить свободу, продержавшись, определенное количество боев. В знак освобождения он получал деревянный меч, даже в том случае, если был рабом.

Чем же объяснялась популярность гладиаторских боев, которые уже в эпоху Республики оттеснили основные театральные и цирковые представления?

  • Оказание сильного психологического воздействия на римское население, верившего, что кровью можно покончить с губительной властью покойных.
  • Привлечение населения к публичному отправлению правосудия.
  • Удовлетворение потребности в воспитании юного поколения безразлично относиться к смерти, не быть чувствительным к человеческим страданиям.

Для подготовки гладиаторов в Риме существовало несколько школ. Самая старая находилась в Капуе и принадлежала Аврелию Скавру (консулу $108$ года до н.э.).

Обучением и содержанием гладиаторов занимались ланисты. Это занятие считалось зазорным для граждан, но обойтись без него никак было нельзя, так как именно он покупал рабов и опытных гладиаторов, сдавал их внаем устроителям игр.

К гладиаторам относились презрительно, зачисляя их в разряд опозоренных. Он не мог стать всадником или выступать в суде, ему отказывалось в почетном погребении. В то же время гладиатор становился предметом восхищения и зависти. Ему подносили богатые подарки, сулили в случае завершения карьеры обеспеченное будущее. Становясь гладиатором, человек получал небольшую сумму в $2$ тысячи сестринцев и отказывался от гражданских прав.

Празднества и представления в Риме в I-II вв. Автор24 — интернет-биржа заказчиков и авторов

Рисунок 1. Празднества и представления в Риме в I-II вв. Автор24 — интернет-биржа заказчиков и авторов

Начинались игры шествием по арене, затем, разыгрывался мнимый поединок, демонстрировавший ловкость и мастерство фехтования. Начинался поединок с игрушечным оружием, спустя время, на арену выносили настоящее.

В случае если гладиатор во время поединка не падал замертво, но был тяжело ранен и не мог сражаться, то он мог поднять палец левой руки, бросив оружие, что являлось просьбой пощады. Если он понравился толпе, люди поднимали пальцы кверху, сохраняя ему жизнь. Гладиатор, не угодивший толпе, добивался на арене. Победитель получал пальмовую ветвь и денежные подарки.

Самым грандиозным амфитеатром в Риме был Колизей, торжественное открытие которого состоялось в $80$ году. Праздник по случаю его открытия продолжался сто дней подряд, на который в Рим приезжали даже из самых отдаленных уголков империи.

Празднества

Календарные праздники Древнего Рима поражают своим разнообразием, зрелищностью и маскарадностью. Однако, наряду с этим им присущи варварские, дикие черты. Мы рассмотрим из всего разнообразия лишь самые крупные.

  • Луперкарии. Празднования проходили в феврале и были посвящены Фавну, богу скота и скотоводства. В этот праздник приносили в жертву козлов, а их кровью вымазывали лицо двух юношей, которые сразу же вытирали шерстью, вымоченной в молоке. Из шкур жертвенных животных жрецы вырезали ремни, с ними, обегая вокруг Палатинского холма, хлестали встречных горожан. Считалось, что удары ритуальным ремнем избавляет от бесплодия, поэтому охотнее всего, позволяли стегать себя замужние римлянки.

  • Новый год. Одним из самых ярких и шумных праздников стал Новый год. По традиции люди дарили в этот день друг другу подарки в виде лакомств, а позднее и ценных предметов, такие как лампы с пожеланиями и медали. Жертвоприношения в этот день совершались в честь великого бога Януса.

  • Матримониалии Данный праздник справлялся традиционно в марте в честь супружества и был особо торжественен для жен. Утром, замужние дамы, украсив головы венком из цветов, приходили в храм Юноны, принося ей цветы. Мужья в этот день шли с жертвенными дарами в храм Януса. Невольницы пользовались гражданскими правами, как и мужское порабощенное население в день сатурналий в декабре.

  • Цибелы. В марте особенно торжественно отмечался праздник Цибелы (справлялся в честь всего сущего на земле). В первый день срубали сосну, окутывали стол мехами, ветви обвивали венками, фиолетовыми лентами и относили в храм. На следующий день жрецы проводили обряды, на третий день справлялись Гиларии, которые считались днем гостеприимства, шуток и забав. В эти дни запрещались всякие печальные церемонии.

  • Большие и малые квинкварты. Также справлялись в марте в честь богини Миневры, которая считалась покровительницей искусств и ремесел, в особенности музыкантов. В Больших Квинкватрах принимали участие ремесленники и ученики, освобождавшиеся от занятий на $5$ дней. В эти дни проводились богослужения, игры и гладиаторские бои, в последний день освещались трубы. Поскольку Миневра считалась покровительницей трубачей.

  • Цереалии Праздновались в апреле, в течение $8 $дней. Посвящен Церере - богине - покровительнице плебса. В первый день проходило шествие, направляющиеся в цирк, затем процессия переходила в место проведения конных состязаний. В этот праздник Римляне обряжались в белые одежды, посылали друг другу венки и принимали гостей.

  • Сатурналий. Один из самых значительных праздников древнеримского государства. Возник в память основания храма Сатурна - покровителя земледелия. Отмечался в декабре и длился в течение недели. В эти дни римляне отдыхали от всех занятий, школьники освобождались от учебы, а невольники получали права граждан. Празднество начиналось жертвоприношением перед храмом, располагавшимся у подножия Капитолийского холма, затем проходило пиршество с участием сенаторского сословия, переходившее в праздничное действо. Здесь учреждались состязания на колесницах, травля зверей, театральные представления, после окончания которых, жители направлялись в центр города на Марсово поле, где располагался "Большой цирк", традиционно проводивший бега на колесницах. Первоначально, зрительного зала не было, римляне рассаживались в круг на траве, чуть позднее было построено деревянное сооружение, которое расширено в эпоху империи. Дерево заменили мрамором , бронзой и превратили в грандиозный ипподром вместимостью до $250$ тысяч человек. Он представлял собой прямоугольную песчаную арену, вокруг которой и располагались зрительные ряды. В нижней части амфитеатра места отводились для знати, наверху находился плебс.

    Начинал игры традиционно консул, впоследствии император, бросив на арену белый платок. Игры проводились в течение всего дня от рассвета до заката. Цирковые представления были достаточно жестоки, так как толпа все больше жаждала кровавых зрелищ. В перерывах зрители устремлялись к палаткам позади цирка, чтобы подкрепиться за счет триумфатора или императора. После перерыва начиналась травля зверей.

    Сначала проходили бои между дикими животными, затем к схватке присоединялись люди, набиравшиеся из пленных, преступников или приговоренных к смерти. После на арену выходили дрессированные животные, а затем, на Марсовом поле, в деревянном театре начинались театральные представления. После, на сцене появлялись канатоходцы, акробаты и фокусники.

    Амфитеатры и цирки сооружались не только в Риме, но и других городах империи, таких как Помпеи, Сиракузы, Капуя, Верона. Для развлечения толпы позднее, арены амфитеатров превращали в бассейны для устроения Навмахий - имитации морского сражения, впервые проведенные в $46$ году до н.э. по инициативе Цезаря. Позднее, императоры также часто устраивали Навмахии в Риме.

  • Вековые игры (Столетние игры) Данная разновидность народных зрелищ зародилась в $17$ году до н.э., распорядителем которых, Август назначил сенат. Событие началось $1$ июня, где Август в жреческом одеянии, принес в жертву богиням девять овец и черных коз. Затем, прочитал молитву о сохранении могущества Римской империи. По окончании обряда начались представления, шедшие непрерывно в течение десяти дней и ночей, которые народ смотрел по обычаю, стоя. Также, с $5$ июня начинались семидневные всенародные празднества, состоящие из сценических представлений, латинских и греческих драм, комедий, фарсов и пантомим. В последний день организовывалась торжественная процессия и травля зверей. Вековые игры были очень популярны и производили огромное впечатление на народ.

  • Триумфы Были чисто римским явлением, связанные с победой над врагом. Являлись массовыми спектаклями, прославлявшие силу и могущество государства, мужество ее боевых легионов. Давался по окончании военных действий, однако, бывали и исключения. Празднествам придавалось огромное значение и проводились они по специальному указанию римского Сената.

    В спектаклях использовались песни, музыка, шествие, иллюминация. Центральной фигурой праздника был триумфатор. Перед колесницей, вели побежденных воинов во главе с царем или представителями царствующей фамилии. Обязательным компонентом шествия было участие римских легионов. Начинались мероприятия возле триумфальных ворот на Марсовом поле, проходило через амфитеатр Флавиев и Большой цирк, поднимались на Капитолий, где Триумфатор приносил пышную жертву Юпитеру.

    В день Триумфа легионерам разрешалось высмеивать своего военачальника, распевать песни фривольного содержания, что было связано с суеверием об отвращении от Триумфатора зависти богов.

  • Малые триумфы (Овации). В этот день Триумфатор заходил в город пешком, а не въезжал на колеснице. В процессии участвовали специальные группы, названные хлопальщиками, которые бежали вокруг триумфатора шумно аплодируя ему.

    В эпоху империи, триумфы были обставлены с особой роскошью, что производило огромное впечатление на зрителей.

  • Акцийские игры Учреждены при Октавиане Августе, в честь его победы над Антонием, справлялись каждые четыре года. На Марсовом поле был построен стадион, для соревнований бегунов и борцов, а также кулачных боев, метаний копья и диска. Кроме Рима, Акцийские игры проходили в Никополе. Жители Рима любили музыку, для состязания певцов и музыкантов был построен специальный концертный зал - Одеон, что было важным культурным достижением и впоследствии стали обычным явлением для Капитолийских и Акцийских игр.

Замечание 1

Здоровое развитие культуры Римской империи было нарушено грубыми, чисто развлекательными зрелищами, что являлось ярким показателем ее упадка к концу эпохи Императорского Рима. Направляемые и поощряемые государством празднества и представления сыграли противоположную по отношению с Грецией роль. Этот пример показал, что массовые зрелища не только способствуют "смягчению нравов", но и одичанию людей в масштабе цивилизации.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot