Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Просвещение в XVII в.

Особенности

В $XVII$ в. главной тенденцией русской культуры стало ее постепенное обмирщение. Оно сказалось на всех отраслях жизни страны. Изменения происходили в быту простого и привилегированного населения, литературе, живописи и образовании.

Основное в изменении образования в $XVII$ в. – рост его доступности. Практически все получили право обучаться в специализированных заведениях. Раньше образование получали за редким исключением дети знатного происхождения у частных преподавателей.

Учебные заведения

Говоря о частных школах в $XVII$ в. в России, следует понимать, что речь идет об учреждениях сильно отличающихся от современных. Переводя на современную систему, образование в $XVII$ в. было начальным.

Учителями были преимущественно духовные лица. Оплата за работу им полагалась в виде продуктов.

Обучающиеся дети в школах $XVII$ в. как и современные школьники не проживали в школах, а ходили учиться каждое утро.

В середине $XVII$ в. из Киева прибыло $30$ ученых монахов для работы над открытием учебного заведения при Андреевском монастыре в Москве. В этой школе преподавали по близкой к европейской системе: обучали дворян грамматике, философии, риторике, латинскому и греческому языкам.

Любопытно, что новая школа вызывала недоверие – многие считали, что от такого обучения можно впасть в ересь. Тем не менее, школы стали развиваться повсеместно. Симеон Полоцкий стал руководить школой при Заиконоспасском монастыре.

В классах выбирали старост, которые имели большой авторитет и в отдельных случаях могли заменять учителя. Вообще должность старосты была введена для контроля за дисциплиной, также они раздавали книги и назначали дежурных.

Учебные пособия

Рекомендации для учителей сохранились в т.н. «азбуковниках», где описывалось, как научить детей читать и привить хорошие правила поведения.

Определение 1

«Азбуковники» – это книги для чтения, рукописные или печатные. Предназначались эти книги для детей, которые уже овладели первичными навыками чтения.

«Просвещение в XVII в.» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Вообще появление книгопечатания оказало благотворное влияние на образование, подняв его уровень. Так, увеличилось количество книг, которые использовались в процессе обучения.

Буквари, которые печатались в Москве, были доступны даже самым бедным. Книги за $1$ копейку пользовались большой популярностью у населения.

Пример 1

Например, «Букварь языка Словенска», написанный В.Ф. Бурцовым-Протопоповым, в количестве $2400$ штук был распродан за день.

Карион Истомин, глава Московского Печатного двора, в $1691$ г. издал Букварь с картинками. Каждой букве соответствовала картинка. Название картинки начиналось на определенный звук.

Отличительные черты обучения

За соблюдением дисциплины в школе следили старосты. Вообще послушание было основой обучения. Требовалось исключительно бережное отношение к книгам и всему школьному имуществу. Кроме того, требовалось почтительное отношение не только к учителям, но и к сотоварищам, что вело к формированию солидарности в коллективе.

Образовательные методики в целом были те же, что и в школах Европы. Основными дисциплинами были:

  1. Письмо
  2. Счет
  3. Чтение
  4. Пение
  5. Основы религии

Кроме вышеперечисленных ученикам преподавались начальные знания свободных искусств:

  1. Грамматика
  2. Диалектика
  3. Риторика
  4. Арифметика
  5. Геометрия
  6. Музыка
  7. Астрономия

В вышеупомянутых Азбуковниках были стихи, которые учили наизусть. Кроме этого обучающихся учили основам стихосложения, составления писем чиновникам.

Методика преподавания была единой для всего Русского государства и стала основой для дальнейшего развития образования.

Обучение не было и не могло быть в полной мере светским, во-первых, потому что учителями были духовные лица. Во-вторых, религия оставалась основой мировоззрения еще многие столетия. Так, занятия начинались и заканчивались чтением молитв.

При этом, священники были проводниками идей всеобщего образования, т.к. считали, что знания помогают узреть значимость веры и нравственности. Чтение было нужно для изучения Священного Писания.

Замечание 1

Таким образом, целью обучения было воспитание нравственной личности, владеющей письмом, чтением и способной изучать Священное Писание.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot