Особенности вопроса
Петровские реформы проводились им на основании далеко идущих планов по превращению России в великую державу, но в первую очередь это касалось военных преобразований. По отношению к реформированию системы государственного управления первоначально четкой программы не было.
В целом, нововведения диктовались обстоятельствами войн, которые велись в правление Петра I практически постоянно. Войны требовались средств и ресурсов, а старая государственная система не обеспечивала их сбора в необходимом количестве.
Сенат
С приходом Петра I к власти, Боярская дума, неэффективный архаичный институт, отходила от управления. Последнее упоминание о Боярской думе относится к $1704$ г. В $1699$ г. Петр I основал Консилиум министров, т.е. Ближний совет из $8$ приближенных, управлявших приказами. Консилиум стал основой для сформированного позднее Сената. Сенат появился в стране указом от $22$ февраля $1711$ г. В Консилиуме вводился особый режим и график: полномочия министров строго ограничивались, на заседаниях вводятся протоколы, появилась система отчетов.
Сенат создавался для управления государством, пока Петр участвовал в Прутском походе и отсутствовал в стране. Но уже Указом $1722$ г. Сенат стал постоянно действующим высшим правительственным учреждением. В составе Сената было $9$ человек, которые занимались глобальными задачами:
- Контроль правосудия
- Ведение торговли
- Сборы и расходы государства
- Контроль за выполнением дворянством воинской повинности
- Функции Разрядного приказа
- Функции Посольского приказа
Решения принимались только единогласно на общем собрании, утверждались подписями, Таким образом, Сенат получал часть полномочий и обязанностей царя, неся при этом личную ответственность.
В то же врем, что Сенат, появились фискалы в провинциях и обер-фискал в Сенате. Эта должность осуществляла надзор за работой чиновников и учреждений. Обер-фискал подчинялся Петру, простые фискалы докладывали о нарушениях с $1712$ по $1719$ в Расправную палату, затем до $1723$ г. – Юстиц-коллегии. В $1723$ г. руководящим фискалом стал генерал-фискал, а фискальная служба стала самостоятельным ведомством.
В $1715$ г. контроль над Сенатом стал осуществлять генерал-ревизор, с $1718$ г. – обер-секретарь, а с $1722$ г. – генерал-прокурор и обер-прокурор. С $1722$ г. решения Сената без одобрения и подписи генерал-прокурора не имели силы. Генерал- и обер-прокуроры подчинялись исключительно императору.
Коллегии
Для исполнения решений Сената и формирования нового административного аппарата в $1717-1721$ гг. прошла реформа исполнительных органов. По реформе старую приказную систему заменили коллегии (по шведскому образцу). Коллегий было $11$, позднее добавилось еще несколько. Коллегии стали предтечей министерств, они образовались по отраслям деятельности, их функции четко разграничивались.
Список коллегий:
- Коллегия чужестранных дел.
- Военная коллегия
- Адмиралтейств-коллегия
- Камор-коллегия
- Штатс-контор-коллегия
- Ревизион-коллегия
- Коммерц-коллегия
- Берг-коллегия
- Мануфактур-коллегия
- Юстиц-коллегия
- Духовная коллегия
В $1720$ г. для управления городским населением образовался Главный магистрат, получивший права коллегии. В $1721$ году появилась Вотчинная коллегия, управлявшая дворянским землевладением. По делам церкви на правах коллегии в $1721$ г. образовался Синод.
В $1720$ г. была установлена единая система делопроизводства Генеральным регламентом.
Так, например, согласно правилам в коллегии был президент, 4 советника, 4 асессора, а главными коллегиями стали считаться Адмиралтейская, Военная и Иностранных дел.
Областная реформа
В $1708$ в ходе областной реформы страну разделили на $7$ губерний:
- Московская
- Ингерманландская (стала Санкт-Петербургской)
- Архангелогородская
- Казанская
- Смоленская
- Азовская
- Киевская
- Сибирская
Реформа прошла для лучшего обеспечения армии рекрутами и укрепления власти на местах. В $1719-1720$ гг. прошла вторая областная реформа: губернии разделили на 50 провинций.