Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организация домашней самостоятельной работы учащихся

Функции домашней работы

Последнее десятилетие развития практики преподавания ознаменовано пересмотром роли и функций домашней самостоятельной работы учащихся. Распространились призывы работать без домашних заданий, что почти всеми оценивается как современный шаг к перестройке учебной процесса и дидактических взаимоотношений. Впрочем основолагающих доказательств бесполезности и вреда домашних заданий нет. Напротив, есть многолетняя практика и педагогические законы, доказывающие, что если знания, приобретенные на уроке, не повторяются и не закрепляются дома, то они забываются. Отказ от домашних заданий чреват понижением общего качества обучения. Не следует забывать и о тех актуальных дидактических функциях, которые выполняет домашняя работа:

  • укрепление знаний, умений, навыков, приобретенных на уроках;
  • расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе;
  • формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений и заданий;
  • развитие самостоятельности мышления методом выполнения персональных заданий в размере, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего способностям учащегося;
  • выполнение личных исследований и опытов, сбор и подготовка различного материала, используемого впоследствии на уроках при изучении новых тем (гербарии, природные образцы, открытки, картинки, газетные и журнальные вырезки, статистические данные и т. д.).

Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не только решением чисто дидактических задач (закрепления знаний, умений и навыков), но и формированием умений именно самостоятельной деятельности и подготовки детей к самообразованию. В связи с этим, утверждение о том, что домашние задания не приносят пользы и перегружают учащихся, можно смело опровергнуть. Главное при этом строго конкретизировать и дозировать работу на дому по каждому учебному предмету. Хороший педагог должен это знать и умело руководить домашней работой учащихся.

Организация домашней самостоятельной работы учащихся

Следует отметить, что домашние самостоятельные задания имеют не исключительно образовательное, но и большое воспитательное значение, формируя у ребенка чувство ответственности за порученное дело, вырабатывая аккуратность, усидчивость и другие социально значимые качества.

«Организация домашней самостоятельной работы учащихся» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Организационные основы домашней работы

При выборе домашних заданий для учащихся необходимо тщательным образом диагностировать и планировать их структуру, сущность, трудоемкость. Зачастую на практике ошибка проявляется в том, что педагоги на уроках ориентируют учащихся на добросовестное выполнение домашних заданий, но не уделяют соответствующего внимания их проверке в классе, не выделяют и не поощряют тех учеников, которые лучше остальных справились с работой дома. Это объясняется тем, что на подробный анализ выполнения домашней работы не хватает времени, и как следствие, проверка становится обобщенной и поверхностной.

Учителя редко ориентируют детей в трудностях, с которыми те сталкиваются дома при выполнении заданий, не показывают пути их преодоления. Только поэтому домашняя работа может стать неуправляемой и малоэффективной. Следует больше опираться на возможности учащихся, шире применять дифференцированный и личностный подходы к определению объема и характера самостоятельных заданий. В последнее время для расчета и оптимизации домашней нагрузки детей начинают применяться ЭВМ.

Методика организации домашней работы - одно из слабых мест в работе школы и семьи. Нередко самостоятельные задания на дому отождествляются с самостоятельной деятельностью на уроке, хотя именно первые предназначены помогать детям учиться самостоятельности, выполнению заданий без руководства учителя. Преимущества самоподготовки также состоят в том, что она проходит в наиболее продуктивные для этого часы, обычно после отдыха или прогулки.

Домашние задания должны даваться с учетом возможностей их выполнения ребенком в следующих временных пределах: 1 класс -до 1 часа; 2 - до 1,5 ч; 3-4 классы - до 2 ч; 5-6 - до 2,5 ч; 7 - до 3 ч; 8-9 - до 4 часов. Чтобы не перегружать учащихся работой, имеет смысл определять задания по принципу «минимум – максимум». Задания-минимум обязательны для всех, а задания-максимум не являются обязательными и рассчитаны на учеников, интересующихся данным учебным предметом, имеющих к нему склонность.

В практике работы школы сформировались следующие виды инструктажа при задавании уроков на дом: предложение выполнить тем же методом, каким выполнялись подобные работы в классе; объяснение метода выполнения задания на 2-3 примерах; разбор более сложных элементов домашнего задания.

Общее управление самостоятельной работой всегда остается за учителем, так как к нему можно обратиться за помощью при выполнении трудных или непонятных заданий. Педагог учитывает результаты домашней работы учащихся при оценке их учебной деятельности.

Организация домашней самостоятельной работы учащихся

В организации домашней работы учащихся, при выполнении ими самостоятельных заданий, возможны и некоторые отрицательные аспекты. Так, например, вполне часто наблюдается списывание и использование подсказок, порождающих легкомысленное отношение отдельных учащихся к работе. Дети, выполняющие задания дома, как правило, находятся в одной комнате с членами семьи, животными, работающим телевизором и т.д. Все это, разумеется, отвлекает от выполнения упражнений, усложняет процесс подготовки заданий, особенно устных.

Виды домашней работы

Домашняя учебная работа учащихся принципиально отличается от классной прежде всего тем, что проходит без присутствия и видимого контроля учителя, хотя и по его указаниям. Ученик сам выбирает время для выполнения задания, определяет более приемлемый для себя ритм и темп работы. Однако, занимаясь самостоятельно в бытовых условиях, ребенок лишен тех средств, которые использует педагог, чтобы сделать работу более увлекательной. Кроме того, рядом нет классного коллектива, способного оказывать благотворное влияние на поддержание рабочего настроения и духа соперничества.

Исходя из дидактических целей, можно выделить 3 вида домашних заданий:

  • подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы;
  • нацеленные на укрепление знаний, выработку умений и навыков;
  • требующие внедрения приобретенных знаний на практике.

Отдельным видом считаются задания творческого характера: написание изложений, сочинений, выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т. д.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot