Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемы комплексной диагностики успешности учебной деятельности

Вопрос оценки сформированности учебной деятельности

Оценить продвижение ребёнка в образовательном процессе невозможно только лишь на базе оценивания его знаний, умений и навыков. Важнейшим элементом диагностики считается степень сформированности учебной деятельности. Она представляет собой особую форму активности ученика, нацеленную на изменение самого себя как субъекта учения. Развитие учебной деятельности - это процесс формирования умения учиться - самостоятельно ставить новые учебные цели и искать пути и средства их достижения.

Описание уровней сформированности учебной деятельности учащихся может помочь учителю либо специалисту по психологии обобщить накопленные ими исследования, применять их как конкретную базу для оценки учебной работы каждого ребенка. Для этого диагностируются такие структурные компоненты, как мотивы, цели, учебные действия, контроль и оценка.

Проблемы комплексной диагностики успешности учебной деятельности

Четкие уровни сформированности компонентов учебной деятельности в чистой форме встречаются далеко не часто. Традиционно преподаватель имеет дело с индивидуальными особенностями проявлений этих уровней. Педагог обобщает сведения о каждом ученике, получаемые в период проведения разных по содержанию и сложности уроков, самостоятельных работ, бесед с учениками и их родителями. Оценивая, важно учитывать и проявления каждого компонента в учебной обстановке разного вида: классная работа, домашняя работа, контрольные задания и другие.

Диагностику сформированности учебной деятельности следует проводить один раз в учебном году в ходе итогового контроля. Она позволяет увидеть учителю и специалисту по психологии, как протекает процесс развития учебной деятельности школьника, обозначить его успехи и достижения от года к году, выявить затруднения и проблемы.

«Проблемы комплексной диагностики успешности учебной деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Диагностируемые компоненты учебной деятельности

Как любой процесс, учебная деятельность имеет четкую структуру, обусловленную наличием взаимосвязанных компонентов. Только при диагностики каждого из них в отдельности, можно увидеть общую картину сформированности учебной деятельности и успешного ее развития.

  1. Мотивы учебной деятельности.
  2. Они считаются источником работы и выполняют функцию побуждения и смыслообразования. Охарактеризовать мотив - это значит ответить на вопрос, почему осуществляется деятельность. При слабой мотивации или ее отсутствии учебная деятельность не будет развиваться или же окажется крайне неустойчивой.

    Среди мотивов учебной деятельности школьника могут быть личные интересы, стремление к одобрению, страх наказания за неуспеваемость и т. д. При этом центральную роль играет учебно-познавательный интерес, который у различных учеников может иметь разную степень интенсивности, проявляться в разных формах, актуализироваться с большей либо меньшей легкостью. Все данные специфики проявления учебно-познавательного интереса составляют предмет его диагностики.

  3. Цели и целеполагание.
  4. Цель традиционно реализуется методом постановки и выполнения какой-либо задачи. Задача - это представление о конкретном результате, который должен быть получен. Цель выполняет функцию направления работы. Охарактеризовать ее - значит ответить на вопросы: что конкретно должно быть достигнуто в результате на что следует направить активность.

    Целями учебной работы школьников могут быть: поиск ответа решения задания, чёткое выполнение действий по указанному учителем образцу, выявление методов решения учебной задачи и т. д. Возникновение целей, их выделение, определение, осознание называется целеполаганием. Оно может быть самостоятельным либо опираться на суждения других.

  5. Учебные действия.
  6. Реализация мотивов и целей учебной деятельности осуществляется в ходе выполнения учеником системы учебных действий. Достичь поставленной цели, решить учебную задачу можно, только освоив требуемые для этого приемы и операции. Охарактеризовать учебные действия - это значит описать, что и как непосредственно делает ученик в направлении достижения цели.

    Освоенные действия работы и умение их применять характеризуют степень трудности для ученика конкретной учебной деятельности. При этом следует учитывать самостоятельность школьника в ходе решения задачи, понимание им методов осуществлённого действия, возможность его применения в других условиях и т. д. Эти и другие обобщённые свойства учебных действий и составляют предмет их диагностики.

  7. Контроль.
  8. Условием обычного выполнения учебных действий считается наличие контроля за их выполнением. Функция контроля содержится в многократном прослеживании хода исполнения учебных действий, своевременном обнаружении ошибок, а также внесении важных корректив в них. Без этого работа может значительно отклониться от заданного направления, что, в окончательном счете, будет препятствием для решения учебной задачи.

    Особенности действий контроля у различных учеников могут быть разными и проявляться, например, в степени автоматизированности протекания контроля, в его тенденции, в аспектах, на базе которых он строится, во времени его воплощения. Эти и другие свойства контроля и составляют предмет его диагностики.

  9. Оценка.
  10. Оценка выполняет функцию подведения итогов и определения того, насколько правильно осуществлены учебные действия. У различных учеников специфика действия оценки может отличаться. Эти отличия проявляются в том, чувствует ли ученик необходимость в оценке собственных действий, опирается ли он при этом на собственную оценку либо на оценку учителя, может ли заблаговременно оценить собственные возможности по поводу решения конкретной задачи. Все эти данные составляют предмет диагностики оценки.

Условия организации успешной учебной деятельности

Для сформированности компонентов учебной деятельности, их правильного развития и успешного протекания процесса обучения в целом, учителю необходимо создать особые условия организации работы с детьми:

  1. постоянное сотрудничество учителя и учащихся, в ходе которого возможно оказание необходимой поддержки ученику в какой-либо форме;
  2. внедрение новой задачи, которая по отдельным признакам уже знакома ученику, но по существу отличается от усвоенных ранее задач;
  3. на всех этапах работы важно ставить перед учеником всевозможные вопросы, требующие от него уточнения, что он обязан сделать, что делает, что сделал, что обязан выяснить, что узнал, что нового в задаче, как преодолеть затруднения и т. д. Содержание данных ответов дает возможность судить о степени осознанности учеником и поставленных целей, и собственных действий, и своих способностей действовать.

Уровни сформированности и развития ключевых компонентов учебной деятельности не стоит соотносить с учебными оценками, так как при всех условиях развитие учеников происходит неравномерно. При изменении содержания учебной работы, требований к ученикам, при введении новых форм организации работы уровень сформированности и развития учебной деятельности может измениться.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot