Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Способы построения и структура программ

Способы построения учебных программ

Практика и теория создания учебных программ выделяет два способа их устройства:

  • линейный,
  • концентрический.

За последнее время усиленно распространяется, особенно Ч. Куписевичем, так называемый спиральный способ создания школьных программ.

Содержательность линейного способа построения учебных программ заключается в том, что некоторые части (шаги, порции) учебного материала стоят как бы по одной линии и формируют постоянную связь тесно скрепленных между собой и взаимообусловленных элементов — этапов учебной деятельности, — как правило, только один раз. Причем что- то новое создается на основании уже знакомого материала и тесно с ним связанного.

Такое строение учебных программ несет в себе как положительные, так и отрицательные явления в образовании.

Преимущество линейного способа распределения содержания учебной программы лежит в его экономии времени, так как исключается копирование информации.

Линейный способ имеет недостатки. Они заключаются в том, что в силу возрастных и психологических особенностей обучающихся, особенно младших школьников, ученики не в силах осваивать важность осваиваемых событий, сложных по своей природе.

Концентрический способ выстраивания учебных программ допускает один и тот же материал (вопрос) освещать несколько раз, но с компонентами усложнения, с увеличением, обогащением содержимого образования новыми элементами, с углубленным рассмотрением существующих между ними связей и зависимостей.

Концентрическое размещение материала в программе предполагает не просто дублирование, а исследование тех же задач в более широком смысле с более глубоким осознанием сущности изучаемых явлений и процессов. И хотя концентризм тормозит скорость школьного обучения, требует большого расхода учебного времени на понимание учебного материала и иногда вызывает у обучающихся иллюзию понимания тех вопросов, с которыми они сталкиваются регулярно, и это, естественно, понижает их степень активности в образовании, но концентризм в школьном обучении не избежать. Особенно ярко это проявляется в процессе обучению языку, математики, истории и других предметов, которые проходят в начальной школе и затем в старших классах. Такая же картина была замечена и при изучении других дисциплин.

Способы построения и структура программ

Негативных сторон линейного и концентрического способа создания учебных программ удается значительно избежать при разработке учебных программ, используя спиралеобразное расположение в них учебного материала. Благодаря такому расположению, получается совмещать последовательность и повторяемость его изучения. Отличительной особенностью этого метода является то, что школьники, не теряя из поля зрения начальную задачу, последовательно увеличивают и увеличивать сферу связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой к начальной задаче возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре нет перерывов такого типа.

Структура учебных программ

I. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

  1. Наименование образовательного учреждения.
  2. «Утверждаю: директор ОУ...».
  3. «Принято на заседании (научно-методического совета, педсовета, малого педагогического совета, РМО), дата, № протокола,
  4. Название дисциплины
  5. Возрастная группа,
  6. Должность
  7. ФИО преподавателя
  8. Место основания программы (город, другое поселение)

Если программа создается в виде брошюры, то реквизиты «Утверждаю...», «Принято...», должность и ФИО педагога печатаются на оборотной стороне титульного листа титульного листа.

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Краткая описание учебного класса, важность введения данной дисциплины, подтверждение для введения обновлений, дополнений.
  2. Наименование программы, на основе которой создана данная рабочая программа (автор, название, год издания).
  3. Наименование программ (не более двух), на основании которых осуществляется обновление содержимого (автор, название, год издания).
  4. Общее количество занятий, количество занятий в неделю, продолжительность одного занятия.
  5. Сопровождающие формы обучения (кружки, клубы, экскурсии, лаборатории, выставки).
  6. Изменчивость ведения проверки.
  7. Цели и задачи изучения дисциплины (выделить главные вопросы по основной программе, вопросы по национально-региональному элементу и вспомогательные задачи по возобновлению содержания).
  8. Национально-региональный элемент (в какой форме будет осуществляться: как полное или часть занятия, в практических видах деятельности, только в некоторых темах; с какими темами сочетается, делиться ли на отдельные часы).
  9. Как будет исполняться компонент ОУ (локальный компонент).
  10. В каких разделах (темах) будут реализовываться межпредметные связи.
  11. По желанию могут быть определены главные формы предыдущей работы и работы, которая направлена на укрепление приобретенных знаний, умений и навыков по данному курсу.

III. Примерный тематический план

В тематическом плане открывается рекомендательная очередность изучения разделов и тем программы с оценкой логической структуры учебного предмета. Предоставляется разделение учебных часов (занятий) по разделам и темам дисциплины: название разделов и тем, количество часов на каждую тему.

По просьбе преподавателей учебно-тематический план может быть изменен на перспективно-календарный (календарно-тематический) с разбором тем на каждое занятие, а также обозначены предварительная и последующая деятельность по данной теме, формы проведения занятий (практические работы, итоговые занятия), разделение всех элементов в содержании одного занятия (перспективное распределение с раскрытием содержания).

IV. Содержание учебной дисциплины

  • Содержание дисциплины должно показывать единые требования к уровню подготовленности учащегося по каждому разделу, учитывая основную программу, национально-региональный компонент и компонент ОУ.
  • По каждому учебному разделу приводится номер и название темы, описывается содержание учебного материала.
  • Предлагается по каждой учебной теме выделить требования к знаниям, представлениям и умениям обучающихся с целью постоянной диагностики уровня усвоения детьми учебного материала.

V. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Обобщенные требования по данному разделу программы (примерные).

  1. Должны знать.
  2. Должны иметь понятие.
  3. Должны уметь.

К тому же заданные нормы должны быть разделены по принадлежностям к базовой программе и сопутствующим компонентам.

VI. Способы проверки знаний, умений и навыков

  • График проверки
  • Тестовый материал, критерии, шкала уровней могут быть представлены по желанию или являться приложением к рабочей программе.

VII. Учебно - методическое и информационное обеспечение дисциплины

  • Технические средства образования
  • Учебно-наглядные руководства
  • Оборудование

VIII. Список литературы

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot