Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Система воспитания в «Доме сирот» Я. Корчака

Основы теории воспитания Я. Корчака

В 1912 году детским писателем, врачом и педагогом Янушом Корчаком был создан «Дом сирот», в последующем было создано еще одно воспитательное учреждение «Наш дом». Содержание воспитательной работы, ее формы и методы, а также нравственная атмосфера этих детских домов носили идею педагогической концепции их создателя.

Согласно теории Корчака все общество подразделялось на взрослых и угнетаемых ими детей. Эта позиция, по мнению Корчака, объясняла угнетенное состояние ребенка в обществе того времени. Миры взрослых и детей находятся в постоянном противостоянии и взаимозависимости. Корчак в своей теории стремился защитить детей от деспотического отношения взрослых и примирить эти два класса.

Основа концепции Корчака – абсолютная ценность детства. Он отмечал важное значение счастливого, наполненного радостью детства в формировании личности.

В корчаковских детских домах воспитанники познавали радость детства. Корчак отстаивал свою позицию и говорил, что создал не рай для бедных сироток, а полноценное воспитательное учреждение, в котором закладываются основы правильного развития. Главный принцип воспитательной системы Корчака - уважение личности и прав ребенка, а так же доверие к маленькому человеку Согласно теории ребенок имеет законом закрепленное право на уважение. В XX веке многие педагоги поддерживали теорию Корчака. Интересы и потребности ребенка ставятся в центр взаимоотношений между воспитателем и ребенком. Ребенок в этой системе выступает полноправным субъектом.

Корчак отчаянно боролся за права детей, особенно требующих опеки. В своих педагогических трудах он пишет, что тогда, когда взрослые научатся видеть в ребенке, прежде всего, человека, жизнь взрослых перестанет быть приложением к жизни ребенка, а жизнь ребенка — приложением к жизни взрослых. Корчак четко определил права детей, требующих признания и выполнения со стороны взрослых:

  • право ребенка на уважение его незнания и стремления к познанию, его неудач и слез, прилагаемых усилий для достижения цели и доверчивости;
  • право ребенка быть тем, кто он есть;
  • право на принятие участия в разговорах о нем и приговорах;
  • право на внимательное отношение к его проблемам;
  • на высказывание своих мыслей и суждений;
  • на самостоятельную организацию своей жизни;
  • право на использование своих достоинств и сокрытие своих недостатков;
  • права на протест, на ошибку, на тайну, на движение, на собственность, на игру, на смерть.

Гуманистическая направленность педагогики Корчака носила действенный характер. Жизнь детей в детских домах и специфическая для того времени воспитательная система, которую польский педагог в них создал, строились исключительно на принципе гуманизма. В них отноше-ния внутри коллектива и отношения между взрослыми и детьми характеризовались взаимопониманием и высоким уровнем человечности.

Право ребенка быть тем, кто он есть, согласно концепции, не уменьшает значения воспитания в формировании личности ребенка. Теория Корчака – это не теория свободного воспитания. В воспитании, по его мнению, не должны превалировать запреты и в то же время вседозволенность. Это скорее направление в сторону разумного воспитания.

Характерные черты воспитания по Корчаку:

  • бескорыстие;
  • диалектическое видение ребенка;
  • постоянное и глубокое изучение личности ребенка;
  • понимание и терпимость во взаимоотношениях с детьми.

Главной установкой в теории воспитания Корчака было «не навредить». Корчак считал, что воспитания без участия в этом процессе самого ребенка существовать не может. Именно поэтому в его детских домах прививались навыки самовоспитания, самопознания, самообладания и самостоятельности. Принцип сочетания разумного воспитания и самовоспитания ребят был одним из важнейших в его сиротских домах и выступал наравне с принципом уважения личности ребенка и его прав.

Самовоспитание, по мнению Корчака должно охватывать все стороны жизни ребенка. Это воспитывает в них самоконтроль.

Реализация теории воспитания Корчака в «Доме сирот»

«Система воспитания в «Доме сирот» Я. Корчака» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Свои педагогические принципы Корчак воплотил в воспитательном процессе его детских учреждений – «Доме сирот» и «Нашем доме».

Дом сирот, которым руководил Корчак был специфическим явлением того времени. Преимущественно в приютах и интернатах имели место традиции, которые подавляли волю ребенка и убивали его индивидуальность. Отличительной чертой «Дома сирот» от других приютов было уже само здание, в котором было продумано расположение учебных и жилых помещений. Здание было окружено садом, что уже создавало приятную атмосферу. На заднем дворе была оборудована площадка для игр. На двух этажах здания все было организовано эргономично и уютно. Комната Корчака располагалась на чердаке.

Другой отличительной чертой детского дома Корчака было устройство жизни коллектива воспитанников в соответствии с потребностями физического и психического развития ребенка. Много внимания уделялось правильному развитию ребенка и его здоровью, присутствовало рациональное питание, четко соблюдались правила личной гигиены и гигиены помещений, присутствовала возможность полноценного отдыха и сна, игры на свежем воздухе носили регулярный характер, проводились различные исследования здоровья детей.

В отличие от многих детских приютов того времени целью системы Корчака было воспитание активной и самостоятельной личности, наделенной гуманистическими качествами. Система воспитания Корчака включала в себя:

  • обеспечение правильного и эффективного нравственного и физического развития детей;
  • организацию детского самоуправления в целях воспитания и самовоспитания;
  • организацию жизни коллектива воспитателей и воспитанников на законах равноправия;
  • организацию воспитательного воздействия общественного мнения детского коллектива для развития самовоспитывающей активности;
  • введение гласности в жизнь воспитательного учреждения;
  • осуществление связи детского дома со средой, где имеется положительный пример семейных отношений.

Корчак пытался заменить давление взрослых добровольным приспособлением ребенка к коллективной жизни, строгую мораль заменить стремлением самосовершенствоваться и самовоспитываться. Он пытался понять и договориться с детьми. При создании воспитательной системы Корчак решал проблему самочувствия ребенка в детском коллективе и проблему установления доверительных взаимоотношений между воспитателями и детьми.

Создавая детское общество, Корчак организовал в детском приюте суд. Суд являлся своеобразным органом самоуправления. Он носил другую смысловую нагрузку, нежели суд во взрослом обществе. Суд должен был подчинить жизнь в детском доме справедливому закону, нейтрализовать влияние власти. Товарищеский суд помогал избежать выделения отдельных ребят для помощи воспитателю. А также исключал воздействие настроений или симпатий воспитателя на детей. Обсуждение возникших конфликтов, оценка и советы, данные в результате такой дискуссии, помогали воспитателю добиться исполнения распоряжений без давления на ребенка.

Товарищеский суд собирался один раз в неделю. Он состоял из пяти судей, которые выбирались посредством жребия. Таким образом, в составе суда могли побывать все дети. Секретарем в судебных заседаниях был воспитатель. При этом воспитатель не имел права судить. Решение суд выносил на основании кодекса, придуманного Корчаком. Девяносто девять статей этого кодекса были «прощающими» и только десять статей носили обвинительный характер. Кодекс товарищеского суда очень хорошо отражает педагогические позиции Корчака, его веру в ребенка и в силу его самовоспитывающей активности.

Развитие самоуправления в детском коллективе породило создание, так называемого, совета. Совет устанавливал законы и нормы коллективного существования и контролировал их выполнение. Состоял совет из десяти детей и одного воспитателя. Все они обладали равным правом голоса. Совет связывал детское самоуправление с педагогическим советом. Высшим органом детского самоуправления в детских домах Корчака был сейм. Он избирался один раз в год и включал 20 депутатов из числа воспитанников.

Оценивая результаты деятельности самоуправления в детских домах Корчака, следует отметить, что все его органы возникли из насущных потребностей этих домов и непосредственно воспитанников. Все органы были динамичными: их улучшали, изменяли под потребности и воспитательные задачи, но цель была только одна – счастье ребенка.

Корчак всегда большое значение придавал работе педагога. Дети не могут самостоятельно научиться целенаправленному руководству своей жизнью. Самоуправление детей - это следствие сложной и длительной работы педагогов-воспитателей.

Труд в детских домах Корчака являлся существенным фактором успешного воспитания. Корчак прививал своим воспитанникам уважение к людям труда, подводил их к признанию важности как физической, так и умственной работы, старался привить ребятам практические трудовые навыки, самостоятельность, добросовестность, умение находить компромисс с другими участниками трудового процесса, воспитывал самоконтроль. С воспитательной целью в детских домах были введены дежурства. Обязанности детей были достаточно разнообразны. Система ежедневных дежурств и правильная формировали в учреждениях культ труда. На всю жизнь дети получали способность обслужить себя, разумно и рационально организовывать даже простую работу. По собственному желанию дети работали в мастерских, организованных на территории детского дома: сапожной, столярной, швейной, в переплетном цехе, таким образом развивались творческие идеи детей.

Особенностью сиротских приютов Корчака была организация общественного мнения детского коллектива для воспитательного воздействия на отдельного ребенка.

Гуманизации воспитательного процесса способствовал необычный метод письменного общения с детьми. Корчак считал, что такой способ об-щения нужен наряду с устным общением с ребенком. По мнению Корчака, это помогает разобраться в детской жизни и экономит время воспитателя. Письменное общение реализовывалось через дневник воспитателя и почтовый ящик. Дневник хранился в доступном месте, и любой ребенок мог прочитать мысли и переживания своего воспитателя. Такие беседы не были назидательными. Они вводили ребенка в мир чувств и переживаний взрослых и заставляли переосмыслить многие события.

В теории Корчака отдельные элементы воспитательной системы были частью целого. Только во взаимодействии всех элементов системы воспитание может быть эффективным.

Воспитательная система польского педагога Януша Корчака для своего времени была специфическим явлением в европейской педагогике XX века. Детские дома Корчака были абсолютно новым видом воспитательного учреждения, в котором жизнь и быт детей проникнуты гуманизмом и благом детей, местом где были созданы условия для их развития и воспитания, где дети чувствовали себя защищенными.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot