Школьные реформы после Великой Отечественной войны
Тяжесть экономического и внешнеполитического положения страны после Великой Отечественной войны практически не сказалось на реформах в области образования.
В качестве приоритетной цели в области образования вплоть до 50-хх годов $XX$ века выдвигалось получение всеобщего начального и семилетнего образования. Итогом стал переход всех школ России к 50-м годам на всеобщее семилетнее обучение. Дальнейшим преобразованием в школьном образовании было осуществление перехода на восьмилетнее обучение. Данная реформа была предусмотрена «Законом об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958 год), в ходе реализации данной реформы семилетние школы трансформировались в восьмилетние. Данная реформа была реализована только к 1970 году, когда стало осуществляться обязательное восьмилетнее обучение. Дальнейшие реформы планировали введение всеобщего десятилетнего обучения.
В конце 50-х гг. $XX$ века была определена система учебных заведений, дающих среднее образование:
- трёхлетние общеобразовательные школы;
- трёхлетние вечерние школы;
- техникумы.
70-е годы $XX$ века ознаменовались переходом на всеобщее среднее образование, что было гарантировано Конституцией (1977 год), в которой было представлено право для всех без исключения граждан на получение бесплатного полного среднего образования.
60-70-е года $XX$ века характеризуются изменениями в системе образования, основные из которых следующие:
- появление новых типов образовательных учреждений;
- увеличение количества полных средних школ со сроком обучения 10 лет;
- стремительное уменьшение числа восьмилеток, реструктуризация этих школ в десятилетки;
- сохранение малокомплектных школ в сёлах;
- переход с 4-летнего на 3-летнее обучение в начальной школе без снижения требований к знаниям;
- укрепление материальных баз школ;
- возникновение межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК), обеспечивающих предпрофессиональную трудовую подготовку школьников.
Изменения в области школьной политики привели к новому содержанию образования – изменения коснулись соотношения гуманитарных и естественно-научных дисциплин в повышении доли последних, повешения теоретического уровня учебного материала. Данное содержание отражалось в новых учебниках и программах.
Развитие педагогики как науки после Великой Отечественной войны
Официальная педагогика до 50-х гг. $XX$ века характеризуется как идеологизированная, одиозно-тоталитарная, жёсткий контроль осуществлялся государством и Коммунистической партией.
В качестве основного центра развития народного образования была Академия педагогических наук, образованная в 1943 году, которая также находилась под жёстким контролем. В Академии педагогических наук разрабатывались следующие проблемы:
- методология науки;
- содержание общего образования;
- различные теории обучения и воспитания;
- обеспечение всестороннего развития личности;
- организация различных сторон воспитания школьников;
- основы политехнического образования
В качестве важных и плодотворных, были разработаны такие аспекты образования и воспитания, как: системно-структурный подход, взаимодействие педагогики с другими науками, принцип единства воспитания и обучения, выявлена роль биологических и социальных факторов в развитии, целостность и целенаправленность воспитания, дифференциация обучения, значение профориентационной работы и др.
Важными направлениями в исследованиях российских ученых были:
- использования наглядности в обучении (Л.В. Занков),
- психологических основ обучения младших школьников (Д.Б. Эльконин),
- организация проблемного обучения (И.Я. Лернер),
- программированного обучения (Н.Ф. Талызина),
- и др.