Характерные особенности воспитания и обучения в Киевской Руси и Русском государстве в $X–XIII$ веках
В данный исторический период в воспитании и обучении детей происходило смешение традиций язычества и христианства.
Основными учебными книгами, используемыми в процессе обучения, били книги, привезённые из Византии, к примеру, учение Иоанна Златоуста (344-407). Зарождению образования в Киевской Руси способствовал рост городов, в которых открывались новые государственные институты. В обучении превалировало религиозное направление. В качестве главного способа воспитания ребёнка использовалось подражание отцу, что характеризует наличие патриархально-родового характера общественных отношений. Факты, подтверждающие это, представлены в труде «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096).
Воспитание и обучение в $X–XI$ веках
Данный временной промежуток характеризуется развитием письменности, которая проникала во все сословия. Образованность людей того времени была примерно такой же, как в странах Западной Европы этого же периода. Основой высокой образованности населения Киевской Руси служили рукописи, количество которых было равно примерно 140 тысяч. В содержание таких рукописей были заложены высокие нравственные ценности русского народа.
В условиях семейного воспитания детьми получалось элементарное образование, воспитание. Для детей в состоятельной семье в качестве учителей приглашали священника. Контроль воспитания детей в семьях осуществлялся церковью. Чуть позже детей всех сословий обучали «мастера грамоты» - учителя, дающие начальное образование. В содержание обучения входило изучение письма и арифметики.
Дальнейшее развитие образования и воспитания
$XIV–XVI$ века ознаменовались упадком образования в Русском государстве. Причиной этому были постоянные набеги монголо-татар и оборонительные войны. Это явилось также основанием культурной изоляции. На данном историческом этапе существенно меняется идеология русских людей, характеризующаяся жестокостью, насилием, восприятием человека как низшего существа. В Москве делаются попытки, искореняющие такие взгляды.
Образование и воспитание детей в данный период осуществлялось в монастырях, которые освобождались от уплаты дани Орде и обладали независимостью и возможностью осуществления культурной деятельности.
В $XIV–XV$ веках еретиками-стригольниками предпринимались попытки возрождения школ в городах Новгороде и Пскове, но от официальной церкви был получен запрет.
Особое внимание обращается на воспитание детей, у детей формировали нравственные качества личности:
- честность;
- справедливость;
- трудолюбие;
- бережное отношение к результатам собственного и чужого труда;
- доброта;
- забота о ближних.
Методы воспитания характеризуются излишней суровостью – соблюдалась строгая дисциплина, использовались физические наказания, лишения. В воспитании детей воспитанию патриотизма уделялось достаточно много внимания в связи с осуществлением борьбы за независимость от монголо-татарского ига.
До конца $XVI$ века преобладало семейное воспитание детей, иногда привлекались наставники (приходский священник или книжник-монах). Педагогическими деятелями – Иваном Фёдоровым, Фёдором Ртищевым, Епифанием Славенецким и др. – осваивался опыт осуществления образования, принятый в Византии и в странах Западной Европы.
В конце $XVI$ века в Москве была открыта первая школа при лютеранской церкви немецкой слободы, реализующая западноевропейское обучение. В школу принимались дети высшего сословия. В это же время ознаменовано открытием школ грамоты для мальчиков, которые функционировали при монастырях. В качестве источника обучения использовались рукописные книги, чуть позже были введены печатные книги – азбуки.
В $XVII$ веке происходит осознание безграмотности и невысокой образованности высшего социального слоя, что привело к необходимости оказания помощи западными педагогами.
Во второй половине $XVII$ века было определено четыре направления в обучении:
- «латинофильское»;
- византийско-русское;
- славяно-греко-латинское;
- старообрядческо-начетническое.
- В это же время были организованы первые учебные заведения повышенного типа.
Таким образом, к началу $XVIII$ века образование осуществлялось по западным образцам, возникали новые учебные заведения.