Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Творческие способности

Общее понятие способностей

Понятие способностей было введено в психологическую науку при попытках объяснить разницу в успехах разных людей при одинаковых внешних условиях. Существует много трактовок этого термина у разных авторов. Объединив и классифицировав их, можно выделить несколько уровней развития способностей:

  1. Собственно способности
  2. Одаренность
  3. Талант
  4. Гениальность

Эти уровни иерархически подчинены друг другу. Иными словами, чтобы подняться на новый уровень развития способности, необходимо достаточно развить ее на предыдущем уровне. Основой развития способностей являются задатки. К задаткам относятся особенности развития анализаторов, т.е. психофизиологический уровень. Например, особенности развития слухового анализатора могут быть предпосылкой для возникновения музыкальной одаренности.

Интеллектуальные способности, в свою очередь, определяются особенностями функциональной деятельности мозга (уровнем возбудимости коры больших полушарий, подвижностью, лабильностью и устойчивостью нервных процессов, скоростью образования временных связей). Павлов называл эти врожденные особенности нервной системы генотипом. Соответственно этим критериям условно выделяют три типологические группы:

  1. Художественный тип (характеризуется преобладанием первой сигнальной системы).
  2. Мыслительный тип (вторая сигнальная система).
  3. Средний тип (равное представительство первой и второй сигнальных систем).
Определение 1

Одаренностью называется сочетание способностей, обеспечивающее возможность успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Причем важной деталью в данном случае является именно возможность, а не фактическое выполнение вида деятельности.

Отсутствие (или недоразвитие) способностей не означает фактической непригодности к выполнению той или иной деятельности. По мнению Е.П. Ильина, существует механизм компенсации способностей, который позволяет заменить отсутствующие способности сильными сторонами личности (например, через формирование индивидуального стиля деятельности или благодаря приобретенным знаниям, умениям и опыту, либо с привлечением способностей в другой области).

«Творческие способности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Определение 2

Талант – следующий уровень развития способностей, проявляющийся и развивающийся в деятельности. Слово встречается в Библии, где означает меру серебра, которую раб зарыл в землю вместо того, чтобы пустить в оборот. Отсюда происходит фразеологизм «зарыть талант в землю».

Талантливая деятельность отличается принципиальной новизной и оригинальностью подхода. Считается, что пробуждение таланта (равно как и одаренности) зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач. Талантом является именно совокупность способностей, а не отдельная разновидность, и одна способность талантом не является. Например, среди выдающихся музыкантов мы можем найти людей как с хорошей, так и с плохой памятью. Это связано с тем, что в творческой деятельности память является желательным, но необязательным условием по сравнению с такими важными чертами, как гибкость ума, сильная воля, богатая фантазия, личная заинтересованность и т.д.

Высшим уровнем развития способностей считается гениальность. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека оставляют след в эпохе и влияют на нее (или являются родоначальниками этой эпохи). Особенности гениальности:

  • совокупность всевозможных психических процессов и состояний;
  • высокий уровень развития общих и специальных знаний, эффективное их использование;

Творческие способности как часть общей структуры способностей

В классической психологии общие умственные способности подразделяются на познавательные способности и творческие. По классификации В.Н. Дружинина способности делятся на интеллект, способности к обучению и креативность как способность преобразовывать знания.

В современной психологической литературе наблюдается два подхода к изучению творческих способностей. С одной стороны, это тенденция к разграничению видов одаренности, в структуре которых творческая является лишь одной из составляющих. С другой стороны, это стремление к синтезу всех видов творчества в одну структуру.

Понятие креативности в научных кругах довольно спорно. Дискуссионным является вопрос наличия такого феномена как такового или возникновения его в качестве научного конструкта. Также остается открытым вопрос самостоятельности понятия креативности. По мнению Н. Хомского (когнитивная теория), языковая компетентность является структурой,, основанной на врожденных особенностях языка. С. Герберт стремится к доказательству теории ординарных когнитивных процессов. Эти теории можно объединить общим скептическим отношением к креативности как к самостоятельному процессу. Здесь решение творческих задач предстает как процесс, состоящий из совокупности психических процессов более низкого порядка. Эта точка зрения прослеживается практически у всех представителей теории интеллекта (Айзенк, Гальтон) – высокий уровень интеллекта приравнивается к высокому уровню развития творческих способностей и наоборот.

Первым исследователем, обнаружившим разницу между творческими способностями и способностями к обучению, был Л. Терстоун. В его теории большое значение в творческой активности играют не интеллектуальные, а личностные особенности, темперамент. Но по-настоящему популярной концепция креативности стала после выхода работ Гилфорда, в которых раскрывалась концепция различия конвергенции и дивергенции как двух типов мыслительных операций. Дивергенция в этих работах предстает основой креативности, называемой самим Гилфордом «типом мышления, идущего в разных направлениях». По Гилфорду, существует четыре параметра креативности:

  1. Оригинальность (способность к ассоциированию, необычным реакциям).
  2. Семантическая лабильность (способность к выявлению свойств объектов и поиску нового применения этих свойств).
  3. Образная адаптивная лабильность (способность к изменению формы для выявления новых признаков).
  4. Семантическая спонтанная лабильность (возможность в продуцировании идей).

Свое развитие концепция Гилфорда получила в работах Е.П. Торранса. Он выделял следующие характеристики креативности:

  • чувствительность к недостатку знаний и дисгармонии;
  • поиск решения выявленных проблем;
  • проверка гипотез и их модификация;
  • нахождение решения.
Определение 3

Таким образом, креативность по Торрансу – это естественный процесс, направленный на снятие напряжения из-за возникающего дискомфорта в условиях незавершенности или неопределенности деятельности.

Замечание 1

Позднее Воллахом и Коганом была дана критика работ Гилфорда и Торранса, в которой указывалось их стремление к перенесению моделей измерения интеллекта на диагностику креативности, что стало, по их мнению, еще одной разновидностью проверки на IQ.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 03.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot