Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль провокаций в творческом мышлении

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой мышления: Дж. Гилфорд, Е. Торренс, Э. Боно и др.

Далее рассмотрим понятие творческого мышления, принцип провокации, а также роль провокаций в творческом мышлении.

Понятие творческого мышления

Определение

Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера.

Определение

Творческие способности – это способности, которые направлены на преобразование как внутреннего, так и внешнего мира человека.

Также термин «творчество» рассматривается как процесс познавательной деятельности, которая может вести к оригинальному разрешению той или иной проблемы.

Синонимом творческих способностей часто выступает термин «креативность». Креативность может проявляться во всех личностных сферах человека.

До появления данного термина многие ученые пытались по-другому обозначить данное свойство. Так, например, В. Джеймс называл это «проницательностью». Он считал, что в ее основе лежит ассоциативный процесс.

Ассоциативный процесс в творчестве также рассматривали:

  1. Г. Э. Мюллер (решение как результат возникает в сознании человека на основе ассоциации в процессе активизации определенных элементов мозга);
  2. Б. М. Бехтерев, И. П. Павлов и др.

Принцип провокации

Принцип провокации – это основа творческого мышления.

Мозг человека как синергетическая система образует специальные пути, по которым протекают мыслительные процессы. Однако, от этих путей могут отходить и другие ветви, до которых нельзя добраться с главных путей.

Применение приема провокации означает, что причина говорить что-то появляется только тогда, когда это уже сказано. Провокация наталкивает на полезные идеи, которые потом оправдывают использование самой провокации.

Роль провокаций в творческом мышлении

Рассмотрим понятие провокационной идеи. Итак, провокационная идея представляет собой такую идею, у которой не может быть разумной основы. Последняя появляется только тогда, когда данная идея уже прошла этап вербализации.

Смысл этой идеи представляется резким контрастом привычным способам мышления, так как у нее нет разумного основания. Так, привычное мышление обязательное включает в себя те или иные логические основания.

Провокационная идея, несомненно, является частью синергетики. Все синергетические системы (самоорганизующиеся) должны иметь некие элементы, которые и будут заставлять ее самоорганизовываться. Провокационная идея здесь выступает в роли точки бифуркации, которая как бы сдвигает все систему и вновь позволяет ей перестроиться для более эффективного существования.

Изучим рисунок 1. На нем показано, каким образом мозг формирует некие ассиметричные шаблоны. Так, юмор может возникнуть именно тогда, когда возникает возможность проследовать по боковым (побочным) путям в мозговой системе. Эта мысль верна не только для юмора, но также и для творческого мышления. Попадание на данные боковые дорожки как раз и осуществляется с помощью провокационных идей.

Возникновение юмора/творческого мышления с помощью провокационных идей

Рисунок 1. «Возникновение юмора/творческого мышления с помощью провокационных идей»

На рисунке 2 показано, как происходит выдвижение провокационной идеи.

Выдвижение провокационной идеи

Рисунок 2. «Выдвижение провокационной идеи»

Следующим шагом будет являться переход от главного пути к боковому посредством провокационной идеи. Когда мы оказываемся в одной из такой побочных ветвей, мы все еще можем вернуться в исходную точку, сформировав новую идею (рис. 3).

Переход к побочному пути мозговой системы посредством провокационной идеи

Рисунок 3. «Переход к побочному пути мозговой системы посредством провокационной идеи»

Существует отличие обычного и творческого мышления. Так, при обычном мышлении каждый этап мыслительного процесса основан на других, то есть такое мышление строится на логике.

Процесс же творческого мышления строится по-другому. Так, в самом мыслительном процессе возможен переход от исходной точки к провокационной идее, а затем к новой идее.

Почему метод провокационных идей ценен для творческого мышления? Его ценность в том, что здесь мы отходим от стереотипного способа мышления, который происходит линейно. Здесь мы совершаем «прыжки» от одной ветви к другой, тем самым получая оригинальный результат, ради которого и существует творческое мышление.

Затем от провокационной идеи мы можем перейти к новой позиции, которая в конечном счете может дать нам большие преимущества. Именно уход со стереотипного мышления имеет для нас такое большое значение. Мозг не может не создавать шаблонов мышления. Они составляют сущность работы данного инструмента. В то же время нам необходимо иметь возможность сойти с этой главной дороги для создания неординарных идей.

Именно в этом состоит ценность провокационных идей в творческом мышлении.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot