Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Духовные социальные институты

Понятие социального института в духовной сфере

Духовная сфера жизни общества включает:

  • духовное производство (создание духовных идей и ценностей);
  • духовное воспроизводство;
  • распределение духовных идей и ценностей;
  • потребление духовных идей и ценностей.

Духовное производство составляет «сердцевину» каждого духовного социального института:

  • института науки;
  • института религии;
  • института культуры и искусства и т.д.
Замечание 1

Духовное производство с социологической точки зрения рассматривается как институционализированная духовная деятельность определенных групп людей (художников, ученых, деятелей церкви и т.д.).

Функции духовного производства:

  1. Социально-интегративная функция. Включение индивидов и групп людей в систему духовных и социальных связей и отношений.
  2. Производство новых идей, знаний, технологий духовного творчества. Создание оптимальных условий для творческой деятельности.
  3. Производство общественного мнения. Рассматривает способы активного формирования общественного мнения в необходимом для тех или иных структур направлении.

Духовное производство тесно связано с институциональными формами, так как только в них духовная деятельность приобретает нормативно выраженный и организованный характер.

В определенных условиях институционализация духовной деятельности является средством социального контроля или изоляции воздействия свободного духовного производства.

Институт науки

Определение 1

Социология науки рассматривает науку как социальный институт, изучает механизмы включения его в систему взаимодействия общественных структур, место в обществе, деятельность научных сообществ и их интеграцию в разнообразные виды и формы материального и духовного производства.

Для полноценного и нормального функционирования института науки необходимы следующие обязательные принципы (Р. Мертон):

  1. Универсализм – истинность и объективизм знания не зависят от способа его получения.
  2. Всеобщность, или коммунализм – научное знание должно быть общедоступно.
  3. Бескорыстность – нельзя использовать научные знания ради личных интересов.
  4. Организованный скептицизм – необходима критическая оценка результатов научной работы научным сообществом.
«Духовные социальные институты» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Аспекты изучения науки как социального института:

  • внутриинституциональный аспект: рассматриваются формы и сферы научной деятельности, учреждения и организации для функционирования научных сообществ и коллективов, нормативная база научной деятельности, социальные подходы к работе ученых (в том числе, ценностные предпочтения и ориентации, типы социального поведения);
  • внешнеинституциональный аспект: рассматривает место института науки в обществе, его взаимодействие с другими социальными институтами.

Рассмотрение науки в качестве социального института предусматривает характеристику ее:

Функции института науки:

  • производство и генерирование научных знаний;
  • креативно-практическая функция;
  • взаимодействие с институтами производства и управления;
  • коммуникативная;
  • культурно-мировоззренческая.

Институт религии

Уровни изучения института религии:

  1. Ценностно-нормативный. Представляет собой совокупность верований, предписаний, символов относительно священных предметов и явлений.
  2. Поведенческий – отправления культа, поведение верующих.

Задачи социологии религии:

  1. Изучать религию в качестве социального института, его место в обществе.
  2. Исследовать религию неангажированно и объективно.
  3. Рассматривая взаимосвязь института религии с другими духовными институтами отказаться от их противопоставления.
  4. Анализировать социальное поведение включенных в сферу деятельности института религии других социальных общностей.

Функции института религии:

  • интегративная, способствует сплочению больших групп людей вокруг определенных религиозных символов, обрядов, ценностей и т.д.;
  • нормативная, религия имеет собственную систему стандартов и норм поведения, приводит их в соответствие с действующими в обществе;
  • коммуникативная.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot