Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблема выбора исследовательской стратегии

Проблема концептуального замысла

Аксиоматичным является то, что выбор средств получения эмпирических данных тесно связан с концептуальным замыслом исследователя и поэтому их система должна «вкладываться» в общую методологию конкретного научного исследование. Важным (если не самым важным) фактором определения методологических основ научного поиска традиционно принято считать специфику объекта исследования.

Например, изучение високоформализованих иерархических структур, которыми, в частности, являются органы власти, традиционно ассоциируется с количественным подходом. В данном контексте в большинстве случаев ведущим средством получения эмпирической информации является контент-анализ официальных документов, отображающие не только события и процессы учреждения внутреннего характера, но и ее связи с другими учреждениями и организациями, в том числе негосударственными. Благодаря анализу документов можно проследить степень юридической регламентации указанных отношений, их направление (из сторон является инициатором), определить характер и продолжительность (осуществляются они на постоянной основе или же имеют эпизодический характер), которые еще субъекты задействованы в реализации указанных инициатив.

Статья: Проблема выбора исследовательской стратегии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Пример 1

Примером применения количественного анализа документов в рамках изучения взаимодействия власти и общественности может быть осуществлен контент-анализ отчетов областных управлений. Метод, в частности, позволил выяснить, какое внимание в указанных документах (и, некоторым образом, в деятельности молодежных региональных структур власти) уделяется таким направлениям, как развитие общественной активности молодежи, обеспечение постоянного сотрудничества органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с общественными организациями, привлечение молодежи к работе в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления. По результатам анализа были предоставлены рекомендации органам власти по оптимизации структуры и содержательного наполнения отчетных документов.

В поле зрения исследователя, интересуется состоянием и перспективами взаимодействия различных учреждений и организаций с ювенальных вопросов, попадают не только документы организационно-распорядительного характера. Важную информацию также могут содержать публикации в прессе, телесюжеты и радиосообщения.

Выяснение мнения представителей власти и общественности по различным аспектам их сотрудничества в ювенальной сфере опираться, при условии использования количественных методов получения эмпирических данных, на формализованное опроса. Например, в рамках разработки областной программы внедрения политики межсекторного партнерства ради развития местных общин нами был проведен анкетный опрос работников органов местного самоуправления, общественных организаций и бизнес-структур. Отдельные вопросы анкеты касались возможностей решения совместными усилиями различных местных и региональных структур проблем молодежи.

Применение стандартизированного унифицированного (в основной части) опросника, помимо прочего, позволило сравнить позиции трех подгрупп респондентов из ключевых аспектов проблемы, которая изучалась.

«Проблема выбора исследовательской стратегии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Выбор стратегии исследования

Важно отметить, что в реальных исследовательских ситуациях влияние такого фактора, как специфика объекта исследования на выбор стратегии научного поиска оказывается меньше, чем это принято считать согласно сложившимся в научной среде стереотипами. Подтверждением этому является опыт изучения местной политики с привлечением арсенала качественных методик, в частности стратегии кейс-стади. осуществление «Плотного» описания отобранных для анализа случаев позволяет исследователям «выйти» на латентные аспекты формирования и внедрения местной политики, установить наличие различий между ее декларируемыми и реальными императивами, определить способы принятия решений по тем или иным вопросам.

Пример 2

Другим примером, когда наряду с «традиционным» количественным подходом оказывается информативной качественная стратегия исследования, является определение приоритетов деятельности ключевых актеров реализации молодежной политики. Если традиционный путь проходит через массовые опросы молодежи и экспертные опросы по указанному вопрос, то альтернативный может предусматривать привлечение фокусированная интервью (с молодежью, родителями, учителями, специалистами по социальной работе) и даже биографического метода. Опыт проведения подобных исследований позволяет их авторам говорить о том, что, в частности, биографический метод «позволяет получить уникальную, время неожиданную информацию о самых острых проблем современной молодежи»; полученные с его помощью данные «вносят существенные коррективы в перечень молодежных проблем, которые обычно применялись в формализованных методиках, их иерархию».

Оспаривая тезис о взаимной дихотомичность количественной и качественной исследовательских стратегий, отметим, что использование исключительно одной из них значительно ограничивает эмпирические ресурсы изучения - описания и тем более объяснение - интересных для исследователя феноменов. «Жизнь» любой организации, которая занимается молодежными проблемами, ее место в сети социальных связей очень трудно достичь лишь путем анализа официальных документов и стандартизированного опроса ее членов, представителей власти, молодежного общественности и тому подобное.

Без внимания исследователя могут остаться те черты объекта, аспекты его жизнедеятельности, формализация которых в системе четких эмпирических индикаторов невозможна или слишком сложной задачей. Уступая формализованном подходе в вопросах репрезентативности отобранных для анализа случаев, качественный подход позволяет «работать с деталями»; этому способствует и разнообразие применяемых на полевом этапе исследовательских техник: работа с архивами, интервью, наблюдения и т.д.

Качественное исследование в большей степени, чем количественное, является интервенцией исследователя в ситуацию. Соответствующий срок, успешно инкорпорирован в методологию научных исследований, акцентирует возможность исследователя быть свидетелем событий и явлений, которые изучаются. Стратегии интервенции активно применяются специалистами по эмпирического изучение общественных движений - их идеологий, репертуар коллективных действий, настроенности на взаимодействие с властью и тому подобное.

Даже такие «поверхностные» (в смысле глубины погружения до индивидуальных жизненных ситуаций) опрос, как фокусированный групповые интервью, создают условия для фиксации спонтанных, максимально естественных реакций со стороны респондентов. Это дает возможность зондировать с помощью фокус-групп «сенситивные» вопросы деятельности структур власти, изучать их как изнутри, так и с позиции представителей общественности.

В качественных исследованиях этап получения данных имеет пролонгированный и итеративный характер, потому что почти с самого своего начала предполагает их анализ, осмысления в рамках предварительно сформулированной гипотезы. Указанные и целый ряд других особенностей способствуют тому, что ранее скрытые от исследователя черты объекта становятся более очевидными. Вместе с тем не следует игнорировать и способность количественных методов «выходить» на латентные факторы в структуре изучаемых явлений; в определенном смысле этом, как это ни парадоксально, способствует аппарат математической статистики - дисперсионный, факторный, дикриминантний и другие виды анализа данных.

Особенность современного этапа развития

Предвзятой мнение о невнимании сторонников количественного подхода (в отличие от качественного) до крайних значений признаков, которые не укладываются в выделенные типы или другие генерализуючих модели. В любом случае компетентный исследователь искать оптимальную из моделей объяснения специфики объекта или явления. Да у факторном анализе выделены факторы должны охватить максимум вариаций зависимых переменных, в кластерном - желательно получить как можно более контрастные совокупности объектов и т.п.

Результаты любого по своему характеру исследования - и качественного, и количественного - будут только моделью того фрагмента социальной реальности, который изучался. Ни одна из моделей не является идеальной копией объекта по определению, но только благодаря абстрагированию от несущественного можно увидеть существенное. исключительно из-за формализацию данные приобретать научного характера. Даже в качественном исследовании научность «возникает» благодаря сопоставлению различных показаний.

В дополнение к вышеприведенному отметим, что такая особенность, как широкий спектр применяемых в рамках одного исследования методов и техник, может актуализироваться при реализации и качественной, и количественной стратегии. В данном случае исследователи говорят о методологическую триангуляцию, что предполагает применение методов с разной структурой. Одна из разновидностей методологической триангуляции - триангуляция по Лазарсфельдом - побуждает «смешивать в одном эмпирическом исследовании количественные и качественные методы, предоставляя возможность учитывать многостороннюю природу социальных объектов».

Замечание 1

Особенность современного этапа развития научной методологии заключается в усилении экспансии технических средств в исследовательский процесс. Сегодня не только количественные, но и качественные исследования по вопросам взаимодействия власти и общественности в ювенальной сфере могут проводиться с применением технических ресурсов, причем как на этапе получения данных, так и во время их обработки. Примером, в частности, служат онлайн фокус-группы с представителями общественных организаций, опрос молодежи с применением ресурсов электронной почты и т.п.

Включения в методологическую схему исследования качественных методов не мешает формированию многочисленных выборок и применению формализованных схем анализа данных. Стереотип, согласно которому качественные методы в случае их совмещения с количественными рассматриваются как средство «разведки», постепенно теряет свою актуальность: даже на этапе анализа количественных данных качественные методы могут пригодиться, помогая уточнить специфику наиболее «экстремальных» случаев.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot