Теоретические основы рекреационной деятельности
Рекреационная деятельность представляет собой ативность в свободное время, ассоциирующаяся с положительными эмоциями и имеющая социально благоприятные характеристики.
В основе рекреационной деятельности лежат потребности человека, его жизненные ценности, особенности внутреннего мира и духовное восприятие окружающей среды.
Удовлетворение данных потребностей является главной задачей формирования рекреационной активности, как со стороны самой личности, так и со стороны общественных институтов.
Область рекреационной деятельности включает использование природных ресурсов и объектов и культурно-исторического комплекса, формируя и вовлекая также материально-техническую базу и трудовые ресурсы.
Рекреационные потребности представляют собой интеллектуально сформированную единицей общества или обществом в целом, необходимость в обновлении и расширении физических и духовных сил.
Стоит отметить, что потребности получают свою реализацию исключительно через активность: физическую, психическую, интеллектуальную.
Отсюда исходит понятие потребности как катализатора рекреационной деятельности.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сформировать следующее понятие рекреационной деятельности:
Рекреационная деятельность – деятельность, целью которой является реализация рекреационных потребностей, обновление и расширение физических, духовных сил человека, совершенствование его интеллектуального уровня и основой которой выступает самоценность не только результатов, но и процесса отдыха.
Циклы рекреационной деятельности
Рекреационная деятельность характеризуется упорядоченностью и периодичностью. Это непосредственно связано как с природными ритмами и циклами, так и цикличностью труда и отдыха в социально-бытовой деятельности туристов и турпрредприятий.
Циклы - одна из основных характеристик организации рекреационной активности туристов и организаторов отдыха.
Они создаются на основе дифференцирования рекреационных занятий. В рамах значения рекреационной деятельности появляется следующее определение «условия и факторы развития типа рекреационных действий (ТРД)».
Цикл рекреационной деятельности (ЦРД) - взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание ТРД, формирующееся на основе главного ТРД.
ЦРД представляет собой сюжетную базу будущей туристской программы, позволяет на основе анализа поведенческих возможностей решить рекреационные задачи, сформировать систему мотиваций и изучить притязания клиентов, выбрав сочетания ТРД.
В отсутствие ТРД любой человек способен на неосознанное формирование ЦРД, но данная активность не отвечает двум основным критериям: рекреационной полезности и индивидуальной привлекательности.
Сформированная процедура создания ЦРД снимает решение данных задач с отдыхающих и позволяет разработать для них максимально привлекательные предложения.
Таким образом, циклы рекреационной деятельности представляют собой систему, отражающую особенности и отношения субъектов и объектов рекреации.
Классификация рекреационной деятельности
Теоретиками туризма выделяются нижеизложенные виды рекреационной деятельности:
- По общественной функции и технологии : лечебная, оздоровительная, спортивная, познавательная рекреационная деятельность.
- По характеру организации: регламентированная (организованная турфирмой); самодеятельная (без участия турфирмы).
- По числу участников : индивидуальная (данной группе также принято относить семейный отдых); групповая.
Главным фактором развития всех видов рекреационной деятельности считается уровень рекреационного потенциала (РП), оцена которого может производиться на региональном, национальном и международном уровнях.
В рамах РП рассматривается омплес природных, культурно-исторических и социально–экономических возможностей для оформирования РД на конкретной территории.
Рекреационный потенциал территории очень изменчив и зависит от особенностей социокультурного образования, в пределах которого она расположена.