Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Методы активного социально-психологического обучения как средства профилактики конфликтов в студенческом коллективе

  • 151 страниц
  • 2007 год
  • 670 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

Milaekb

Работаю профессионально!

1000 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение………3
1. Основная характеристика конфликтов.
1.1 Понятие конфликта………6
1.2 Классификация конфликтов…….8
1.3 Особенности межличностного конфликта10
1.3.1 Функции межличностного конфликта……11
1.3.2 Структура и элементы межличностного конфликта ..12
1.3.3 Динамика межличностного конфликта……..12
1.3.4 Стили поведения в межличностном конфликте……14
1.4. Методы диагностики конфликтов.16
2. Общая характеристика социально – психологических методов
обучения, как средств профилактики конфликтов среди студентов.
2.1 Психологические особенности студенческих групп……20
2.2 Профилактика конфликтов и способы их предупреждения…30
2.3 Характеристика социально-психологического тренинга и
средств его проведения……34
3. Профилактика конфликтов в студенческом коллективе по средствам активных социально-психологических методов обучения.
3.1 Цели и задачи эксперимента по разработке программы социально-психологического тренинга по профилактике конфликтов..47
3.2 Диагностика конфликтного поведения в студенческом коллективе……48
3.3 Программа социально-психологического тренинга для профилактики конфликтов...52
3.4 Оценка результатов профилактической тренинговой программы по разрешению конфликтов…56
Заключение…..61 Список литературы…….65 Приложения. Приложение № 1 «Материалы методик»………..69
Приложение № 2 «Дискограмма к методике Лири»…76 Приложение №3 «Сводные таблицы сырых данных до внедрения программы»………..77
Приложение № 4 «Программа социально-психологического обучения» ….80
Приложение № 5 «Сводные таблицы по методикам после психологических занятий, расчет ранговой корреляции»…119 Приложение № 6 «Диаграммы по результатам обследования до и после психологических занятий»……..141

Введение
Актуальность конфликтов в студенческой среде во все времена волновала не только воспитателей, педагогов, но и ученных.
Число научных исследований и публикаций, посвященных конфликтам и мерам профилактики, предупреждения их увеличивается и отражает повышение научного интереса к данной проблематике (А.Г. Здравомыслов, Н.В. Гришина, Л. Козер, Л.А. Петровская, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов и многие другие).
Каждый возрастной этап детства не проходит без кризиса психического развития, который характеризует уровень адаптации подрастающего человека в обществе. Приобретение положительного и отрицательного в развитии личности целиком зависит от окружающего влияния микрогруппы, коллектива, среды.
Возросшие требования к уровню психологической включенности индивида в его учебную деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянный рост личностных притязаний ведет часто к возникновению конфликтов, как внутриличностных, так и межличностного характера.
...

1.2 Классификация конфликтов.
Одним из наиболее широких и очевидных оснований класси­фикации конфликтов является разделение их по субъектам, или сторонам конфликта. С этой точки зрения все конфликты делятся на:
1) внутриличностные,
2) межличностные,

3) между личностью и группой,
4) межгрупповые,
5) межгосударственные (или между коалициями государств) [34;101]
Другие типы конфликтов
Однако приведенная классификация конфликтов, конечно, не является законченной. Она может быть расширена посредством вы­деления других типов конфликтов по самым разным основаниям.
1 По сферам жизнедеятельности людей:
• бытовые;
• семейные;
• трудовые;
• воинские;
• учебно-педагогические и др.
2. По характеру объектов, по поводу которых возникают конф­ликты:
• ресурсные;
• статусно – ролевые;
• социокультурные;
• идеологические и др.
...

1.3.1 Функции межличностного конфликта
К конструктивным функциям относят:
• познавательную (появление конфликта высту­пает как симптом неблагополучных отноше­ний и проявления возникших противоречий);
• функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаи­модействия);
• инструментальную (конфликт выступает как инструмент раз­решения противоречий);
• перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).
Деструктивные функции конфликта связаны с
• разрушением существующей совместной деятельности;
• ухудшением или развалом отношений;
• негативным самочувствием участников;
• низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.
Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отноше­ние к ним, и они стараются их избегать [34; 120].

1.3.
...

1.3.2 Структура и элементы межличностного конфликта
При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характе­ристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Струк­тура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конф­ликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структу­ра постоянно изменяются [34; 53].

1.3.3 Динамика межличностных конфликтов
По этому вопросу в литературе имеется самый широкий диапазон представлений. А.Я. Анцупов и А. И. Шипилов в учебнике «Конфликтология» дают детально разработанную таблицу основных периодов и этапов динамики конфликта [4; 35]. В за­висимости от степени напряженности отношений они выделяют диф­ференцирующую и интегрирующую части конфликта.
...

1.3.4 Стили поведения в межличностном конфликте
Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: про­тивоборство, уклонение, приспособление, ком­промисс, сотрудничество, ассертивность.
1) Противоборство — характерно настойчивое, бескомпромисс­ное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.
2) Уклонение — связано с попыткой уйти от конфликта, не при­давать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.
3) Приспособление — предполагает готовность субъекта посту­питься своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.
4) Компромисс — требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.
5) Сотрудничество — предполагает совместное выступление сто­рон для решения проблемы.
...

обучения, как средств профилактики конфликтов среди студентов.

2.1 Психологические особенности студенческих групп.
В нашей работе будет рассмотрены межличностные конфликты в группе студентов медицинского училища, поэтому целесообразно раскрыть психологические особенности, как студенческого возраста, так и студенческих групп.
Слово «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает «усердно работающий, занимающийся», т.е. овладевающий знаниями.
Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:
1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне – психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических преобразований.
...

2.2 Профилактика конфликтов и способы их предупреждения.
Выделение в конфликте доминирующих характеристик позволяет отнести его к определенной группе для проведения диагностики и разработки профилактических технологий. Исходя из предложенной схемы, цель профилактики заключается в том, чтобы перевести социально-негативный конфликт в социально-позитивное русло, минимизируя крайние формы его проявления. Под профилактикой подразумеваются целенаправленные действия людей в процессе какой-либо деятельности, влияющие на удовлетворение потребности общества и человека в предупреждении, ограничении (или стимулировании в случае эксперимента) процессов, в основном носящих негативный и разрушительный для общества характер. Так, например, профилактика машин или техники направлена на поддержание исправности технических объектов. Профилактика в медицине направлена на сохранение здоровья и предупреждение человека об опасности, которые его ожидают, в случае если он не будет выполнять назначения врача.
...

2.3 Характеристика социально-психологического тренинга и средства его проведения.
На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «тренинг», что приводит к расширительному толкованию метода и обозначению этим термином самых разных приемов, форм, способов и средств, используемых в психологической практике.
Термин «тренинг» (от англ. train, training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Подобная многозначность присуща и научным определениям тренинга. Ю. Н. Емельянов [19; 7] определяет его как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности.
В отечественной психологии распространены определения тренинга как одного из активных методов обучения, или социально-психологического тренинга. Л. А.
...

3.1 Цели и задачи эксперимента по разработке программы социально-психологического тренинга по профилактике конфликтов.
Цель - провести эксперимент по разработке программы для профилактики конфликтов среди студентов.
Выполняя исследование, мы решали следующие задачи:
1) провести диагностическое исследование конфликтов в студенческом коллективе.
2) Разработать экспериментальную программу активных социально-психологических методов обучения.
3) Апробация и экспериментальная проверка результатов.
Объект экспериментального исследования – конфликты в студенческом коллективе. Исследование конфликтов проводилось на базе Кыштымского медицинского училища имени С.Д. Нарбутовских в группе медицинских сестер в период с 10 ноября 2004 г по 30 марта 2005г. Члены группы вместе 4 месяца. Группа состоит из 30 человек, из которых 28 девушек и 2 юноши, возрастной состав группы однородный 17 – 20 лет. Группу курирует один из преподавателей училища.
...

60 источников литературы

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение………3
1. Основная характеристика конфликтов.
1.1 Понятие конфликта………6
1.2 Классификация конфликтов…….8
1.3 Особенности межличностного конфликта10
1.3.1 Функции межличностного конфликта……11
1.3.2 Структура и элементы межличностного конфликта ..12
1.3.3 Динамика межличностного конфликта……..12
1.3.4 Стили поведения в межличностном конфликте……14
1.4. Методы диагностики конфликтов.16
2. Общая характеристика социально – психологических методов
обучения, как средств профилактики конфликтов среди студентов.
2.1 Психологические особенности студенческих групп……20
2.2 Профилактика конфликтов и способы их предупреждения…30
2.3 Характеристика социально-психологического тренинга и
средств его проведения……34
3. Профилактика конфликтов в студенческом коллективе по средствам активных социально-психологических методов обучения.
3.1 Цели и задачи эксперимента по разработке программы социально-психологического тренинга по профилактике конфликтов..47
3.2 Диагностика конфликтного поведения в студенческом коллективе……48
3.3 Программа социально-психологического тренинга для профилактики конфликтов...52
3.4 Оценка результатов профилактической тренинговой программы по разрешению конфликтов…56
Заключение…..61 Список литературы…….65 Приложения. Приложение № 1 «Материалы методик»………..69
Приложение № 2 «Дискограмма к методике Лири»…76 Приложение №3 «Сводные таблицы сырых данных до внедрения программы»………..77
Приложение № 4 «Программа социально-психологического обучения» ….80
Приложение № 5 «Сводные таблицы по методикам после психологических занятий, расчет ранговой корреляции»…119 Приложение № 6 «Диаграммы по результатам обследования до и после психологических занятий»……..141

Введение
Актуальность конфликтов в студенческой среде во все времена волновала не только воспитателей, педагогов, но и ученных.
Число научных исследований и публикаций, посвященных конфликтам и мерам профилактики, предупреждения их увеличивается и отражает повышение научного интереса к данной проблематике (А.Г. Здравомыслов, Н.В. Гришина, Л. Козер, Л.А. Петровская, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов и многие другие).
Каждый возрастной этап детства не проходит без кризиса психического развития, который характеризует уровень адаптации подрастающего человека в обществе. Приобретение положительного и отрицательного в развитии личности целиком зависит от окружающего влияния микрогруппы, коллектива, среды.
Возросшие требования к уровню психологической включенности индивида в его учебную деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянный рост личностных притязаний ведет часто к возникновению конфликтов, как внутриличностных, так и межличностного характера.
...

1.2 Классификация конфликтов.
Одним из наиболее широких и очевидных оснований класси­фикации конфликтов является разделение их по субъектам, или сторонам конфликта. С этой точки зрения все конфликты делятся на:
1) внутриличностные,
2) межличностные,

3) между личностью и группой,
4) межгрупповые,
5) межгосударственные (или между коалициями государств) [34;101]
Другие типы конфликтов
Однако приведенная классификация конфликтов, конечно, не является законченной. Она может быть расширена посредством вы­деления других типов конфликтов по самым разным основаниям.
1 По сферам жизнедеятельности людей:
• бытовые;
• семейные;
• трудовые;
• воинские;
• учебно-педагогические и др.
2. По характеру объектов, по поводу которых возникают конф­ликты:
• ресурсные;
• статусно – ролевые;
• социокультурные;
• идеологические и др.
...

1.3.1 Функции межличностного конфликта
К конструктивным функциям относят:
• познавательную (появление конфликта высту­пает как симптом неблагополучных отноше­ний и проявления возникших противоречий);
• функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаи­модействия);
• инструментальную (конфликт выступает как инструмент раз­решения противоречий);
• перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).
Деструктивные функции конфликта связаны с
• разрушением существующей совместной деятельности;
• ухудшением или развалом отношений;
• негативным самочувствием участников;
• низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.
Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отноше­ние к ним, и они стараются их избегать [34; 120].

1.3.
...

1.3.2 Структура и элементы межличностного конфликта
При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характе­ристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Струк­тура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конф­ликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структу­ра постоянно изменяются [34; 53].

1.3.3 Динамика межличностных конфликтов
По этому вопросу в литературе имеется самый широкий диапазон представлений. А.Я. Анцупов и А. И. Шипилов в учебнике «Конфликтология» дают детально разработанную таблицу основных периодов и этапов динамики конфликта [4; 35]. В за­висимости от степени напряженности отношений они выделяют диф­ференцирующую и интегрирующую части конфликта.
...

1.3.4 Стили поведения в межличностном конфликте
Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: про­тивоборство, уклонение, приспособление, ком­промисс, сотрудничество, ассертивность.
1) Противоборство — характерно настойчивое, бескомпромисс­ное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.
2) Уклонение — связано с попыткой уйти от конфликта, не при­давать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.
3) Приспособление — предполагает готовность субъекта посту­питься своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.
4) Компромисс — требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.
5) Сотрудничество — предполагает совместное выступление сто­рон для решения проблемы.
...

обучения, как средств профилактики конфликтов среди студентов.

2.1 Психологические особенности студенческих групп.
В нашей работе будет рассмотрены межличностные конфликты в группе студентов медицинского училища, поэтому целесообразно раскрыть психологические особенности, как студенческого возраста, так и студенческих групп.
Слово «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает «усердно работающий, занимающийся», т.е. овладевающий знаниями.
Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:
1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне – психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических преобразований.
...

2.2 Профилактика конфликтов и способы их предупреждения.
Выделение в конфликте доминирующих характеристик позволяет отнести его к определенной группе для проведения диагностики и разработки профилактических технологий. Исходя из предложенной схемы, цель профилактики заключается в том, чтобы перевести социально-негативный конфликт в социально-позитивное русло, минимизируя крайние формы его проявления. Под профилактикой подразумеваются целенаправленные действия людей в процессе какой-либо деятельности, влияющие на удовлетворение потребности общества и человека в предупреждении, ограничении (или стимулировании в случае эксперимента) процессов, в основном носящих негативный и разрушительный для общества характер. Так, например, профилактика машин или техники направлена на поддержание исправности технических объектов. Профилактика в медицине направлена на сохранение здоровья и предупреждение человека об опасности, которые его ожидают, в случае если он не будет выполнять назначения врача.
...

2.3 Характеристика социально-психологического тренинга и средства его проведения.
На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «тренинг», что приводит к расширительному толкованию метода и обозначению этим термином самых разных приемов, форм, способов и средств, используемых в психологической практике.
Термин «тренинг» (от англ. train, training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Подобная многозначность присуща и научным определениям тренинга. Ю. Н. Емельянов [19; 7] определяет его как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности.
В отечественной психологии распространены определения тренинга как одного из активных методов обучения, или социально-психологического тренинга. Л. А.
...

3.1 Цели и задачи эксперимента по разработке программы социально-психологического тренинга по профилактике конфликтов.
Цель - провести эксперимент по разработке программы для профилактики конфликтов среди студентов.
Выполняя исследование, мы решали следующие задачи:
1) провести диагностическое исследование конфликтов в студенческом коллективе.
2) Разработать экспериментальную программу активных социально-психологических методов обучения.
3) Апробация и экспериментальная проверка результатов.
Объект экспериментального исследования – конфликты в студенческом коллективе. Исследование конфликтов проводилось на базе Кыштымского медицинского училища имени С.Д. Нарбутовских в группе медицинских сестер в период с 10 ноября 2004 г по 30 марта 2005г. Члены группы вместе 4 месяца. Группа состоит из 30 человек, из которых 28 девушек и 2 юноши, возрастной состав группы однородный 17 – 20 лет. Группу курирует один из преподавателей училища.
...

60 источников литературы

Купить эту работу

Методы активного социально-психологического обучения как средства профилактики конфликтов в студенческом коллективе

1000 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

31 июля 2013 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
Milaekb
4.2
Работаю профессионально!
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
1000 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе Milaekb 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе Milaekb 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе Milaekb 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе Milaekb 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Воспитание лидерских качеств на занятиях в профессиональном обучении

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Урок как основная форма организации процесса обучения в современной школе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМННЫХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СОО

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

Формирование коммуникативной компетенции иностранных учащихся

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
600 ₽
Готовая работа

Особенности словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Психологические особенности коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Развитие двигательных умений и навыков у детей раннего возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Развитие коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
550 ₽
Готовая работа

Дидактические игры, как средства познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽