Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ДИАЛОГА У ДОШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА СЕМЕЙНЫХ СИТУАЦИЙ

  • 73 страниц
  • 2009 год
  • 343 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

Наталья206

400 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Отношение человека к миру, другим людям и самому себе складывается в процессе деятельности и общения. В отечественной психологии традиционным является изучение этих процессов в сопоставлении внешнего и внутреннего аспектов, при этом общение рассматривается преимущественно как внешнее – общение с другими людьми. Вместе с тем творческое отношение к своей личности, возможность саморазвития и самовоспитания опирается на процессы самосознания, такие как самопознание и самоотношение в их единстве и целостности.
Понятие «внутренний диалог» рассматривается психологами в широком и узком смысле. Американский психиатр М. Джослин [19] утверждает, что все наши мечты и размышления, фантазии и сны – это формы внутреннего диалога. Близкое к этому понимание внутреннего диалога (в широком смысле) как формы диссоциации личности на составные части высказывают представители ведущих психологических школ (психоанализ, психосинтез, транзактный анализ, гештальтпсихология и др.).
Среди психологических исследований, так или иначе затрагивающих проблему внутреннего диалога, преобладают теоретические работы, в которых рассматриваются гипотетические формы внутреннего диалога, его природа и функции (М.М. Бахтин [6], И.С. Кон [19] и др.).
В силу труднодоступности внутреннего диалога для экспериментального изучения в обычных условиях, эти исследования посвящены анализу внутреннего диалога в особых ситуациях: вынужденное одиночество (В.И. Лебедев, Дж. Лилли), измененные состояния сознания (В.В. Налимов, С. Гроф), психотерапевтические ситуации (Э. Берн [9], Ф. Перлз [22], К. Роджерс), а также в других контекстах – феномен саморегуляции, воображаемого компаньона, множественной личности.
В узком смысле внутренний диалог исследуется как механизм функционирования самосознания, в отечественной психологии это работы И.С. Кона, В.В. Столина [29] и др.
Проблемой внутреннего диалога занимались многие ученые, но так полно она не изучена и в наше время. Внутренний диалог является основным механизмом работы самосознания. Это положение утверждается, но мало исследований, глубоко анализирующих сам процесс внутреннего диалога. Его онтогенез и особенности патологии.
С другой стороны, практическое значение исследований внутреннего диалога состоит в том, что профессия психолога диалогична: психолог устанавливает контакт с клиентом, вступая с ним во внешний диалог, но при этом скрытыми остаются процессы, происходящие во внутреннем плане. Многие психологические практики как раз и направлены на провокацию внутреннего диалога (гештальт – терапия).
Наименее исследованной областью по данной проблеме являются возрастные особенности внутреннего диалога. В литературе указывается на связь в развитии внутреннего диалога и самосознания. К 5-7 годам осуществляется переход к произвольности, внутреннему плану действий, рефлексии, самоконтролю.
Цель исследования: изучить особенности внутреннего диалога детей дошкольного возраста в зависимости от характера семейных ситуаций.
Объект исследования: внутренний диалог у ребенка.
Предмет исследования: процесс развития внутреннего диалога детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: динамика развития внутреннего диалога у дошкольников зависит от характера семейных ситуаций, т.е. уровень развития внутреннего диалога зависит от ситуаций, в которых воспитывается ребенок.
В соответствии с гипотезой и целью исследования предполагается последовательное решение следующих задач:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Изучить особенности внутреннего диалога у детей 5-7 лет.
3. Разработать практические рекомендации для психологов и педагогов, направленные на создание благоприятных условий для развития внутреннего диалога у детей.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы: теоретические: анализ, синтез; эмпирические: сбор и анализ данных; психодиагностические методы (анкетирование, беседа); метод количественного и качественного анализа полученных данных.
Методики:
1. Детский апперцептивный тест CAT.
2. Опросник 16 PF Р. Кеттелла.
3. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варги, В.В. Столина.
3. Беседа.
4. Контент-анализ (анализ документации).
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 36 наименований, 4 приложения.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической проблемы развития самосознания ребенка в условиях семьи………………………...
6
1.1. Психологические аспекты понятия «внутренний диалог»…………… 6
1.2. Особенности развития диалога в дошкольном возрасте…...………… 17
1.3. Виды семейных ситуаций и их характеристика………………………. 29
Глава 2. Исследование влияния характера семейных ситуаций на уровень развития внутреннего диалога у дошкольников………………….
35
2.1. Организация исследования……………………………………………... 35
2.2. Результаты исследования и выводы…………………………………… 41
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию внутреннего диалога у дошкольников в зависимости от характера семейных ситуаций………………………………………………………………………

60
Заключение…………………………………………………………………… 62
Список литературы………………………………………………………….. 63
Приложения………………………………………………………………….. 66

психология-педагогика

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991, 299с.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
3. Ассаджоли Р. Психосинтез. Теория и практика. М.: REFL – book, 1994, 314 с.
4. Ахутина Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М. Бахтина и Л.С. Выготского // Вестник Московского университета, сер. 14, Психология, 1984, № 3, с. 3-13.
5. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. М., 1986.
6. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
8. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М.: ПЭР СЭ, 2001, 319 с.
9. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988, 400 с.
10. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
11. Бубер М. Я и ты. М., 1993.
12. Будагов Р.А. Человек и его язык. М., 1976 430 с.
13. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001, 352 с.
14. Вайман С.Т. Человеческая целостность в перепетиях диалога // Человек, 1994, № 3, с. 11-12.
15. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка – основные проблемы социологического метода в науке о языке. М.: Лабиринт, 1993, 189 с.
16. Выготский Л.С. История развития ВПФ. Собр. Соч. в 6-ти томах. Т. 3. М.: 1983, с. 5-314.
17. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Соцэкгиз, 1934, 324 с.
18. Детская практическая психология: Учебник/Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2003, 255 с.
19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. М.: Изд-во УРАО, 1999, 176 с.
20. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. Минск: Университетское, 1988, 206 с.
21. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии, 1982, № 4, с. 5-17.
22. Перлз Ф., Гудмен Ф.С., Хеффермен Р. Практикум по гештальт-терапии. СПБ: Петербург – XXI, 1995, 448 с.
23. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
24. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, 312 с.
25. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.
26. Проективная психология/Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000, 528 с.
27. Проективные графические методики. СПБ, 1992, 79 с.
28. Радзиховский Л.А. Проблема диалогизма сознания у М.М. Бахтина // Вопросы психологии, 1985, № 6, с. 103-116.
29. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983, 286 с.
30. Страхов И.В. Психология внутренней речи. Саратов, 1969, 56 с.
31. Тесты детской апперцепции (CAT, CAT-H, CAT'S). Справочное руководство, 1999, 37 с.
32. Ушакова Т.Н. Системный подход и дискурсивная психология // Труды института психологии РАН. М.: Изд-во ИП РАН, 1997. Вып. 2, с. 107-113.
33. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. Автореф. дисс. д. психол. н. М., 1993.
34. Флоренская Т.А. Диалогичное общение как путь духовного преображения личности // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995, с. 136-162.
35. Худобина Е.Ю. Проблема внутреннего диалога в психологии // [http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/dlgprob.htm]
36. Экспериментальная психология: Учебник для вузов / В.Н. Дружинин. – 2-е изд., доп. – СПБ.: Петербург, 2003, 319 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Отношение человека к миру, другим людям и самому себе складывается в процессе деятельности и общения. В отечественной психологии традиционным является изучение этих процессов в сопоставлении внешнего и внутреннего аспектов, при этом общение рассматривается преимущественно как внешнее – общение с другими людьми. Вместе с тем творческое отношение к своей личности, возможность саморазвития и самовоспитания опирается на процессы самосознания, такие как самопознание и самоотношение в их единстве и целостности.
Понятие «внутренний диалог» рассматривается психологами в широком и узком смысле. Американский психиатр М. Джослин [19] утверждает, что все наши мечты и размышления, фантазии и сны – это формы внутреннего диалога. Близкое к этому понимание внутреннего диалога (в широком смысле) как формы диссоциации личности на составные части высказывают представители ведущих психологических школ (психоанализ, психосинтез, транзактный анализ, гештальтпсихология и др.).
Среди психологических исследований, так или иначе затрагивающих проблему внутреннего диалога, преобладают теоретические работы, в которых рассматриваются гипотетические формы внутреннего диалога, его природа и функции (М.М. Бахтин [6], И.С. Кон [19] и др.).
В силу труднодоступности внутреннего диалога для экспериментального изучения в обычных условиях, эти исследования посвящены анализу внутреннего диалога в особых ситуациях: вынужденное одиночество (В.И. Лебедев, Дж. Лилли), измененные состояния сознания (В.В. Налимов, С. Гроф), психотерапевтические ситуации (Э. Берн [9], Ф. Перлз [22], К. Роджерс), а также в других контекстах – феномен саморегуляции, воображаемого компаньона, множественной личности.
В узком смысле внутренний диалог исследуется как механизм функционирования самосознания, в отечественной психологии это работы И.С. Кона, В.В. Столина [29] и др.
Проблемой внутреннего диалога занимались многие ученые, но так полно она не изучена и в наше время. Внутренний диалог является основным механизмом работы самосознания. Это положение утверждается, но мало исследований, глубоко анализирующих сам процесс внутреннего диалога. Его онтогенез и особенности патологии.
С другой стороны, практическое значение исследований внутреннего диалога состоит в том, что профессия психолога диалогична: психолог устанавливает контакт с клиентом, вступая с ним во внешний диалог, но при этом скрытыми остаются процессы, происходящие во внутреннем плане. Многие психологические практики как раз и направлены на провокацию внутреннего диалога (гештальт – терапия).
Наименее исследованной областью по данной проблеме являются возрастные особенности внутреннего диалога. В литературе указывается на связь в развитии внутреннего диалога и самосознания. К 5-7 годам осуществляется переход к произвольности, внутреннему плану действий, рефлексии, самоконтролю.
Цель исследования: изучить особенности внутреннего диалога детей дошкольного возраста в зависимости от характера семейных ситуаций.
Объект исследования: внутренний диалог у ребенка.
Предмет исследования: процесс развития внутреннего диалога детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: динамика развития внутреннего диалога у дошкольников зависит от характера семейных ситуаций, т.е. уровень развития внутреннего диалога зависит от ситуаций, в которых воспитывается ребенок.
В соответствии с гипотезой и целью исследования предполагается последовательное решение следующих задач:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Изучить особенности внутреннего диалога у детей 5-7 лет.
3. Разработать практические рекомендации для психологов и педагогов, направленные на создание благоприятных условий для развития внутреннего диалога у детей.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы: теоретические: анализ, синтез; эмпирические: сбор и анализ данных; психодиагностические методы (анкетирование, беседа); метод количественного и качественного анализа полученных данных.
Методики:
1. Детский апперцептивный тест CAT.
2. Опросник 16 PF Р. Кеттелла.
3. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варги, В.В. Столина.
3. Беседа.
4. Контент-анализ (анализ документации).
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 36 наименований, 4 приложения.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогической проблемы развития самосознания ребенка в условиях семьи………………………...
6
1.1. Психологические аспекты понятия «внутренний диалог»…………… 6
1.2. Особенности развития диалога в дошкольном возрасте…...………… 17
1.3. Виды семейных ситуаций и их характеристика………………………. 29
Глава 2. Исследование влияния характера семейных ситуаций на уровень развития внутреннего диалога у дошкольников………………….
35
2.1. Организация исследования……………………………………………... 35
2.2. Результаты исследования и выводы…………………………………… 41
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию внутреннего диалога у дошкольников в зависимости от характера семейных ситуаций………………………………………………………………………

60
Заключение…………………………………………………………………… 62
Список литературы………………………………………………………….. 63
Приложения………………………………………………………………….. 66

психология-педагогика

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991, 299с.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
3. Ассаджоли Р. Психосинтез. Теория и практика. М.: REFL – book, 1994, 314 с.
4. Ахутина Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М. Бахтина и Л.С. Выготского // Вестник Московского университета, сер. 14, Психология, 1984, № 3, с. 3-13.
5. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. М., 1986.
6. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
8. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М.: ПЭР СЭ, 2001, 319 с.
9. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988, 400 с.
10. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
11. Бубер М. Я и ты. М., 1993.
12. Будагов Р.А. Человек и его язык. М., 1976 430 с.
13. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001, 352 с.
14. Вайман С.Т. Человеческая целостность в перепетиях диалога // Человек, 1994, № 3, с. 11-12.
15. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка – основные проблемы социологического метода в науке о языке. М.: Лабиринт, 1993, 189 с.
16. Выготский Л.С. История развития ВПФ. Собр. Соч. в 6-ти томах. Т. 3. М.: 1983, с. 5-314.
17. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Соцэкгиз, 1934, 324 с.
18. Детская практическая психология: Учебник/Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2003, 255 с.
19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. М.: Изд-во УРАО, 1999, 176 с.
20. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. Минск: Университетское, 1988, 206 с.
21. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии, 1982, № 4, с. 5-17.
22. Перлз Ф., Гудмен Ф.С., Хеффермен Р. Практикум по гештальт-терапии. СПБ: Петербург – XXI, 1995, 448 с.
23. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
24. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, 312 с.
25. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.
26. Проективная психология/Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000, 528 с.
27. Проективные графические методики. СПБ, 1992, 79 с.
28. Радзиховский Л.А. Проблема диалогизма сознания у М.М. Бахтина // Вопросы психологии, 1985, № 6, с. 103-116.
29. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983, 286 с.
30. Страхов И.В. Психология внутренней речи. Саратов, 1969, 56 с.
31. Тесты детской апперцепции (CAT, CAT-H, CAT'S). Справочное руководство, 1999, 37 с.
32. Ушакова Т.Н. Системный подход и дискурсивная психология // Труды института психологии РАН. М.: Изд-во ИП РАН, 1997. Вып. 2, с. 107-113.
33. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. Автореф. дисс. д. психол. н. М., 1993.
34. Флоренская Т.А. Диалогичное общение как путь духовного преображения личности // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995, с. 136-162.
35. Худобина Е.Ю. Проблема внутреннего диалога в психологии // [http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/dlgprob.htm]
36. Экспериментальная психология: Учебник для вузов / В.Н. Дружинин. – 2-е изд., доп. – СПБ.: Петербург, 2003, 319 с.

Купить эту работу

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ДИАЛОГА У ДОШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА СЕМЕЙНЫХ СИТУАЦИЙ

400 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

4 мая 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
Наталья206
4.4
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
400 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе Наталья206 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе Наталья206 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе Наталья206 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе Наталья206 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Воспитание лидерских качеств на занятиях в профессиональном обучении

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Урок как основная форма организации процесса обучения в современной школе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМННЫХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СОО

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

Формирование коммуникативной компетенции иностранных учащихся

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
600 ₽
Готовая работа

Особенности словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Психологические особенности коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Развитие двигательных умений и навыков у детей раннего возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Развитие коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
550 ₽
Готовая работа

Дидактические игры, как средства познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽