Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Пути коррекции нарушения связной речи у дошкольников с ЗПР

  • 80 страниц
  • 2014 год
  • 797 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение
Актуальность исследования. Одной из наиболее актуальных проблем коррекционной педагогики является преодоление задержки психического развития (ЗПР). Это связано с одной стороны большой распространенностью данной формы дизонтогенеза, а с другой стороны объективными сложностями в воспитании, образовании и социальной адаптации данной категории детей.
Под задержкой психического развития понимается такой тип онтогенеза, при котором замедляется темп развития психики ребенка. При ЗПР наблюдается недостаточность общего запаса знаний, незрелость мышления, преобладание игровых интересов, быстрая пресыщаемость в интеллектуальной деятельности (29).
Общие сведения о проявлениях и причинах снижения темпов психического развития детей раскрыты в исследованиях Т.А. Власовой (9, 10, 11), В.И. Лубовского (27), М.С. Певзнер (35, 36, 37). Различные варианты ЗПР описаны К.С. Лебединской (23), У.В. Ульенковой (46, 47) и др. Специфика познавательной деятельности раскрыта в работах Н.Ю. Боряковой, С.А. Домишкевич, Т.В. Егоровой, Г.И. Жаренковой, Р.Д. Тригер, У.В. Уленковой (46,47). Определены психолого-педагогические основы обучения детей с ЗПР (Г.И. Жаренкова, Г.М. Капустина, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, Н.А. Цыпина, С.Г. Шевченко и др.).
Наряду с нарушениями познавательной сферы, у детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеются трудности в развитии связной речи. Несовершенство связной речи не обеспечивает процесс общения, а значит, и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями. Большинство детей с ЗПР с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Связная речь - это высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
Актуальность исследования заключается в недостаточной разработанности данной проблемы и ее несомненная значимость для освоения детьми основ речевой культуры и формирования связной речи у дошкольников с ЗПР.
Объект исследования: нарушения связной речи дошкольников с ЗПР.
Предмет исследования: пути коррекции нарушения связной речи у дошкольников с ЗПР.
Цель исследования: выявить особенности связной речи у дошкольников с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Изучить общую и специальную литературу по программе исследования.
2. Определить содержание методики исследования связной речи у дошкольников с ЗПР.
3. Выявить особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
4. Разработать рекомендации по проведению коррекционной работы нарушений связной речи у дошкольников с ЗПР.
Методы исследования подбирались с учетом объекта и предмета изучения, а также цели и задач исследования:
В исследовании используются следующие методы исследование (по Б.Г. Ананьеву (2)):
- организационные методы (сравнительный);
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические методы: биографические (сбор и анализ анамнестических данных), констатирующий эксперимент, наблюдение, психодиагностические методы;
- обрабатывающие (количественный анализ экспериментальных данных);
- интерпретационные методы: качественный анализ полученных данных.
Гипотеза исследования: с учетом того, что у дошкольников с ЗПР нарушения связной речи проявляются в разной степени и на разном этапе ее порождения, дифференцированный подход, систематически и комплексно проводимая коррекционная работа будут способствовать коррекции и развитию связной речи.


Введение 3
Глава 1. Современное состояние проблемы изучения связной речи дошкольников с ЗПР 6
1.1. Лингвистические представления о связной речи и ее формирование в онтогенезе 6
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика ЗПР 11
1.3. Нарушения связной речи у дошкольников с ЗПР 19
Глава 2. Исследование связной речи у дошкольников с ЗПР 25
2.1. Цели, задачи, методы и организация исследования, характеристика детей экспериментальной группы 25
2.2. Содержание методики исследования связной речи у дошкольников с ЗПР 29
Глава 3. Нарушение смыслового программирования и языкового оформления связных высказываний у дошкольников с задержкой психического развития 34
Глава 4. Пути коррекции связной речи у дошкольников с ЗПР 63
4.1. Цель, задачи и содержание логопедической работы с дошкольниками с ЗПР 63
4.2. Дифференцированный подход к коррекции нарушений связной речи у дошкольников с ЗПР 66
Заключение 73
Список использованной литературы 77




Заключение
В современном обществе особое значение придается умению связно излагать мысли. Следовательно, у всех связная речь должна быть развита на высоком уровне.
Основы связной речи закладываются в дошкольном детстве.
Связная речь представлена в форме монологической и диалогической речи. Монологическая речь чаще всего проявляется в описательном и сюжетном рассказывании. Диалогическая речь чаще всего проявляется в беседе двух и более собеседников. Каждый вид речи строится по своим законам. Так, в речи присутствует планирование речи, выбор и подбор языковых средств, кодирование и декодирование речи.
Но в связи с тем, что с каждым годом в стране рождается все больше детей с ЗПР, уровень связной речи развит в недостаточной степени. Для детей с ЗПР характерны гетерохронность развития, низкий уровень развития познавательной сферы и речевого развития, неумение устанавливать социальные контакты со сверстниками и взрослыми.
На уровень развития связной речи дошкольников с ЗПР влияют частые нарушения сложных по артикуляции звуков, маленький объем словарного запаса, лексико-грамматические нарушения. В процессе рассказывания дошкольники с ЗПР используют простые и малораспространенные предложения.
Для подтверждения теоретических выводов было организовано практическое изучение уровня развития связной речи у дошкольников с ЗПР.
Проведенный анализ теоретической литературы по проблеме исследования показал, что формирование связной речи у детей с ЗПР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с ЗПР предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.
Для подтверждения теоретических выводов было организовано практическое изучение уровня сформированности связной монологической речи у дошкольников с ЗПР.
В результате исследования было выявлено, что у части дошкольников сформированность связной монологической речи находится на низком уровне. Большие затруднения у детей вызвали рассказ по серии сюжетных картинок, описательный рассказ, закончи рассказ. У большей части дошкольников сформированность связной монологической речи находится на уровне ниже среднего. У другой части дошкольников сформированность связной монологической речи находится на среднем уровне. Хотя у детей по показателям сформированность связной монологической речи находится на среднем уровне, но по качественным характеристикам близки к уровню ниже среднего.
Следовательно, связная речь дошкольников с ЗПР значительно отстает от возрастной нормы. Своеобразие связной монологической речи проявляется в трудностях установления последовательности в изложении выявленных признаков, удержании в памяти ребенка этой последовательности, также наблюдаются нарушения смыслового и языкового его оформления. При этом внутреннее программирование страдает в большей мере, чем языковое оформление. Наблюдаются существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу. Уровень сформированности смыслового и языкового оформления у дошкольников с ЗПР развит в разной степени. так, по результатам исследования было выявлено, что лучше сформировано языковое оформление. При этом внутри группы детей с ЗПР наблюдаются существенные различия. Часть детей могут составить развернутый рассказ, связанный по смыслу, но при этом они затрудняются в программировании текста, не могут связать предложения друг с другом, перескакивают с одной мысли на другую, хотя в речевом оформлении серьезных проблем не наблюдается. Другая часть детей испытывает затруднения, как в планировании речевого высказывания, так и в его языковом оформлении. Они не могут составить связные текст, их описательный рассказ представляет собой набор предложений. При этом если оказывать помощь данной категории детей, задавать наводящие вопросы, рассказ получается более связным и содержательным. И последняя подгруппа детей не может вообще ни составить, ни оформить рассказ, что говорит о недостаточном развитии логического мышления и общей задержки речевого развития: у данных детей очень бедный словарный запас, связная речь состоит из простых коротких предложений, многие слова употребляются не по их назначению.
В связи с тем, что дети с ЗПР обладают разным уровнем сформированности связной речи в процессе коррекции необходимо с одними дошкольниками больше внимания обращать на развитие смыслового оформления, с другими – на языковое оформление.
Как показало проведенное исследование, дети с ЗПР находятся на разном уровне развития связной речи, при организации логопедической работы необходимо использовать дифференцированный подход. С детьми первой подгруппы, у которых в некоторой степени нарушено смысловой программирование речи, а языковое оформление находятся близко к норме необходимо проводить специальные занятия, направленные на усовершенствование умения программировать свою речь. Для детей данной подгруппы можно использовать более сложные задания и упражнения. Для развития речевого программирования с детьми данной подгруппы необходимо проводить игры на развитие речевого замысла, побуждающие детей к придумыванию небольшого сюжета с последующим его оречевлением.
С детьми второй подгруппы необходимо проводить занятия, направленные не только на развитие речевого программирования, но и на развитие словарного запаса, лексико-грамматических конструкций, так как у них языковое оформление связной речи также нарушено, как смысловое программирование. Для развития связной речи используются различные серии картинок. Дети составляют простые предложения (по картине, при демонстрации действий, по вопросам), а затем объединяют их в короткий рассказ.
С детьми третьей подгруппы необходимо проводить индивидуальные занятия, направленные на развитие логического мышления, словарного запаса, лексической и грамматической стороны речи. И только после этого можно приступать к развитию связной речи, которая формируется на основе вышеперечисленных составляющих.

1. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. – 336с.
3. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников / Под ред. Р.И. Лалаевой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.– 182с.
4. Ахутина Т.В. Дети с трудностями учения //Начальная школа: плюс. Минус. 2000 №12. – с. 20-25.
5. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М., 1999. – 148 с.
6. Бортникова, Е.Ф. Составляем рассказы по картинкам (для детей 5-6 лет) / Е.Ф. Бортникова. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009. – 32с.
7. Борякова, Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада/ Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына // Коррекционная педагогика. – 2003. – № 2. – с. 33
8. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н.Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 63с.
9. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А.Власова, М.С. Певзнер. — М., 1973. – 176с.
10. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы психического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. –1975. – № 6. – С. 8 – 17.
11. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973. – 176 с.
12. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений – М.: Просвещение, 1982. – Т. 2. – 361с.
14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 2007. – 471с.
15. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов.- М.: ACT: Астрель, 2005.
16. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М.: Аркти, 2002. – 144 с.
17. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 369с.
18. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: учеб.-метод. Пособие / Н.С. Жукова. – М.: Соц.-полит, журн., 1994. – 96с.
19. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте (пер. с чешского) / М. Зееман. Под ред. и с предисл. В.К. Трутнева и С.С. Ляпидевского. – М., 1962. – 217с.
20. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г.Психологический словарь. – М.:ООО Астрель, 2004. – 366с.
21. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. – М.: Просвещение, 1982. – 182с.
22. Лалаева Р.И. Взаимосвязь в развитии интеллекта и языковой способности у детей при нормальном и нарушенном онтогенезе // Логопедия. – 2005. – № 1 (7). – С. 5
23. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. - 2006. - № 3. - С.15-27
24. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969. – 214с.
25. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. – 144с.
26. Локтева, Е.В. Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: дис. канд. пед. наук / Е.В. Локтева. – Москва, 2007. – 287с.
27. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. – М.: Просвещение, 1989. – 264с.
28. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971. – 415с.
29. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – СПб.: Феникс, 2000. – 576с.
30. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М.: Владос, 1997. – 78с.
31. Методы обследования речи у детей. / Под ред. Г.В. Чиркиной, И.Т. Власенко. – М.: РИПКРО, 1996. – 96с.
32. Никишина В.Б. Психологическая диагностика детей с задержкой психического развития: методические рекомендации для школьных психологов. – Курск, 1998. – 260с.
33. Обучение детей с задержкой психического развития. Пособие для учителей. / Под. Ред. В.И. Лубовского. – Смоленск, 1994. – 214с.
34. Отбор детей во вспомогательную школу: пособие для учителя. / сост.: Т.А.Власова, К.С.Лебединская, В.Ф.Мачихина. – М.: Просвещение, 1999. – 176с.
35. Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии: отграничение олигофрении от сходных состояний. – М., 1966. – 256с.
36. Певзнер М.С., Власова Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М., 1967. – 230с.
37. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1972. – №3. – С. 3 – 9.
38. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1964. – 352 с.
39. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 336с.
40. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720с.
41. Семаго, Н.Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: Владос, 2001. – 160с.
42. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович. – М.: Академия, 2002. – 232с.
43. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. – Минск, 1989. – 269 с.
44. Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001. – 312 с.
45. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. – М., 1955. – 400с.
46. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М., 1990. – 184 с.
47. Ульенкова, У.В. О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – Горький: Горьковский гос. пед. институт им. Горького, 1991. – 217с.
48. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
49. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 2000. – 250с.
50. Шипицына, Л.М. 'Необучаемый' ребёнок в семье и обществе / Л.М. Шипицына. – СПб.: Речь, 2002. – 477с.
51. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах : учеб. пособие для педагогов д/с / Д.Б. Эльконин. – Москва-Воронеж: 2001. – 112 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение
Актуальность исследования. Одной из наиболее актуальных проблем коррекционной педагогики является преодоление задержки психического развития (ЗПР). Это связано с одной стороны большой распространенностью данной формы дизонтогенеза, а с другой стороны объективными сложностями в воспитании, образовании и социальной адаптации данной категории детей.
Под задержкой психического развития понимается такой тип онтогенеза, при котором замедляется темп развития психики ребенка. При ЗПР наблюдается недостаточность общего запаса знаний, незрелость мышления, преобладание игровых интересов, быстрая пресыщаемость в интеллектуальной деятельности (29).
Общие сведения о проявлениях и причинах снижения темпов психического развития детей раскрыты в исследованиях Т.А. Власовой (9, 10, 11), В.И. Лубовского (27), М.С. Певзнер (35, 36, 37). Различные варианты ЗПР описаны К.С. Лебединской (23), У.В. Ульенковой (46, 47) и др. Специфика познавательной деятельности раскрыта в работах Н.Ю. Боряковой, С.А. Домишкевич, Т.В. Егоровой, Г.И. Жаренковой, Р.Д. Тригер, У.В. Уленковой (46,47). Определены психолого-педагогические основы обучения детей с ЗПР (Г.И. Жаренкова, Г.М. Капустина, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, Н.А. Цыпина, С.Г. Шевченко и др.).
Наряду с нарушениями познавательной сферы, у детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеются трудности в развитии связной речи. Несовершенство связной речи не обеспечивает процесс общения, а значит, и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями. Большинство детей с ЗПР с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Связная речь - это высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
Актуальность исследования заключается в недостаточной разработанности данной проблемы и ее несомненная значимость для освоения детьми основ речевой культуры и формирования связной речи у дошкольников с ЗПР.
Объект исследования: нарушения связной речи дошкольников с ЗПР.
Предмет исследования: пути коррекции нарушения связной речи у дошкольников с ЗПР.
Цель исследования: выявить особенности связной речи у дошкольников с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Изучить общую и специальную литературу по программе исследования.
2. Определить содержание методики исследования связной речи у дошкольников с ЗПР.
3. Выявить особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
4. Разработать рекомендации по проведению коррекционной работы нарушений связной речи у дошкольников с ЗПР.
Методы исследования подбирались с учетом объекта и предмета изучения, а также цели и задач исследования:
В исследовании используются следующие методы исследование (по Б.Г. Ананьеву (2)):
- организационные методы (сравнительный);
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические методы: биографические (сбор и анализ анамнестических данных), констатирующий эксперимент, наблюдение, психодиагностические методы;
- обрабатывающие (количественный анализ экспериментальных данных);
- интерпретационные методы: качественный анализ полученных данных.
Гипотеза исследования: с учетом того, что у дошкольников с ЗПР нарушения связной речи проявляются в разной степени и на разном этапе ее порождения, дифференцированный подход, систематически и комплексно проводимая коррекционная работа будут способствовать коррекции и развитию связной речи.


Введение 3
Глава 1. Современное состояние проблемы изучения связной речи дошкольников с ЗПР 6
1.1. Лингвистические представления о связной речи и ее формирование в онтогенезе 6
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика ЗПР 11
1.3. Нарушения связной речи у дошкольников с ЗПР 19
Глава 2. Исследование связной речи у дошкольников с ЗПР 25
2.1. Цели, задачи, методы и организация исследования, характеристика детей экспериментальной группы 25
2.2. Содержание методики исследования связной речи у дошкольников с ЗПР 29
Глава 3. Нарушение смыслового программирования и языкового оформления связных высказываний у дошкольников с задержкой психического развития 34
Глава 4. Пути коррекции связной речи у дошкольников с ЗПР 63
4.1. Цель, задачи и содержание логопедической работы с дошкольниками с ЗПР 63
4.2. Дифференцированный подход к коррекции нарушений связной речи у дошкольников с ЗПР 66
Заключение 73
Список использованной литературы 77




Заключение
В современном обществе особое значение придается умению связно излагать мысли. Следовательно, у всех связная речь должна быть развита на высоком уровне.
Основы связной речи закладываются в дошкольном детстве.
Связная речь представлена в форме монологической и диалогической речи. Монологическая речь чаще всего проявляется в описательном и сюжетном рассказывании. Диалогическая речь чаще всего проявляется в беседе двух и более собеседников. Каждый вид речи строится по своим законам. Так, в речи присутствует планирование речи, выбор и подбор языковых средств, кодирование и декодирование речи.
Но в связи с тем, что с каждым годом в стране рождается все больше детей с ЗПР, уровень связной речи развит в недостаточной степени. Для детей с ЗПР характерны гетерохронность развития, низкий уровень развития познавательной сферы и речевого развития, неумение устанавливать социальные контакты со сверстниками и взрослыми.
На уровень развития связной речи дошкольников с ЗПР влияют частые нарушения сложных по артикуляции звуков, маленький объем словарного запаса, лексико-грамматические нарушения. В процессе рассказывания дошкольники с ЗПР используют простые и малораспространенные предложения.
Для подтверждения теоретических выводов было организовано практическое изучение уровня развития связной речи у дошкольников с ЗПР.
Проведенный анализ теоретической литературы по проблеме исследования показал, что формирование связной речи у детей с ЗПР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с ЗПР предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.
Для подтверждения теоретических выводов было организовано практическое изучение уровня сформированности связной монологической речи у дошкольников с ЗПР.
В результате исследования было выявлено, что у части дошкольников сформированность связной монологической речи находится на низком уровне. Большие затруднения у детей вызвали рассказ по серии сюжетных картинок, описательный рассказ, закончи рассказ. У большей части дошкольников сформированность связной монологической речи находится на уровне ниже среднего. У другой части дошкольников сформированность связной монологической речи находится на среднем уровне. Хотя у детей по показателям сформированность связной монологической речи находится на среднем уровне, но по качественным характеристикам близки к уровню ниже среднего.
Следовательно, связная речь дошкольников с ЗПР значительно отстает от возрастной нормы. Своеобразие связной монологической речи проявляется в трудностях установления последовательности в изложении выявленных признаков, удержании в памяти ребенка этой последовательности, также наблюдаются нарушения смыслового и языкового его оформления. При этом внутреннее программирование страдает в большей мере, чем языковое оформление. Наблюдаются существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу. Уровень сформированности смыслового и языкового оформления у дошкольников с ЗПР развит в разной степени. так, по результатам исследования было выявлено, что лучше сформировано языковое оформление. При этом внутри группы детей с ЗПР наблюдаются существенные различия. Часть детей могут составить развернутый рассказ, связанный по смыслу, но при этом они затрудняются в программировании текста, не могут связать предложения друг с другом, перескакивают с одной мысли на другую, хотя в речевом оформлении серьезных проблем не наблюдается. Другая часть детей испытывает затруднения, как в планировании речевого высказывания, так и в его языковом оформлении. Они не могут составить связные текст, их описательный рассказ представляет собой набор предложений. При этом если оказывать помощь данной категории детей, задавать наводящие вопросы, рассказ получается более связным и содержательным. И последняя подгруппа детей не может вообще ни составить, ни оформить рассказ, что говорит о недостаточном развитии логического мышления и общей задержки речевого развития: у данных детей очень бедный словарный запас, связная речь состоит из простых коротких предложений, многие слова употребляются не по их назначению.
В связи с тем, что дети с ЗПР обладают разным уровнем сформированности связной речи в процессе коррекции необходимо с одними дошкольниками больше внимания обращать на развитие смыслового оформления, с другими – на языковое оформление.
Как показало проведенное исследование, дети с ЗПР находятся на разном уровне развития связной речи, при организации логопедической работы необходимо использовать дифференцированный подход. С детьми первой подгруппы, у которых в некоторой степени нарушено смысловой программирование речи, а языковое оформление находятся близко к норме необходимо проводить специальные занятия, направленные на усовершенствование умения программировать свою речь. Для детей данной подгруппы можно использовать более сложные задания и упражнения. Для развития речевого программирования с детьми данной подгруппы необходимо проводить игры на развитие речевого замысла, побуждающие детей к придумыванию небольшого сюжета с последующим его оречевлением.
С детьми второй подгруппы необходимо проводить занятия, направленные не только на развитие речевого программирования, но и на развитие словарного запаса, лексико-грамматических конструкций, так как у них языковое оформление связной речи также нарушено, как смысловое программирование. Для развития связной речи используются различные серии картинок. Дети составляют простые предложения (по картине, при демонстрации действий, по вопросам), а затем объединяют их в короткий рассказ.
С детьми третьей подгруппы необходимо проводить индивидуальные занятия, направленные на развитие логического мышления, словарного запаса, лексической и грамматической стороны речи. И только после этого можно приступать к развитию связной речи, которая формируется на основе вышеперечисленных составляющих.

1. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. – 336с.
3. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников / Под ред. Р.И. Лалаевой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.– 182с.
4. Ахутина Т.В. Дети с трудностями учения //Начальная школа: плюс. Минус. 2000 №12. – с. 20-25.
5. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М., 1999. – 148 с.
6. Бортникова, Е.Ф. Составляем рассказы по картинкам (для детей 5-6 лет) / Е.Ф. Бортникова. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009. – 32с.
7. Борякова, Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада/ Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына // Коррекционная педагогика. – 2003. – № 2. – с. 33
8. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н.Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 63с.
9. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А.Власова, М.С. Певзнер. — М., 1973. – 176с.
10. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы психического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. –1975. – № 6. – С. 8 – 17.
11. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973. – 176 с.
12. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений – М.: Просвещение, 1982. – Т. 2. – 361с.
14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 2007. – 471с.
15. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов.- М.: ACT: Астрель, 2005.
16. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М.: Аркти, 2002. – 144 с.
17. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 369с.
18. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: учеб.-метод. Пособие / Н.С. Жукова. – М.: Соц.-полит, журн., 1994. – 96с.
19. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте (пер. с чешского) / М. Зееман. Под ред. и с предисл. В.К. Трутнева и С.С. Ляпидевского. – М., 1962. – 217с.
20. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г.Психологический словарь. – М.:ООО Астрель, 2004. – 366с.
21. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. – М.: Просвещение, 1982. – 182с.
22. Лалаева Р.И. Взаимосвязь в развитии интеллекта и языковой способности у детей при нормальном и нарушенном онтогенезе // Логопедия. – 2005. – № 1 (7). – С. 5
23. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. - 2006. - № 3. - С.15-27
24. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969. – 214с.
25. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. – 144с.
26. Локтева, Е.В. Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: дис. канд. пед. наук / Е.В. Локтева. – Москва, 2007. – 287с.
27. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. – М.: Просвещение, 1989. – 264с.
28. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971. – 415с.
29. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – СПб.: Феникс, 2000. – 576с.
30. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М.: Владос, 1997. – 78с.
31. Методы обследования речи у детей. / Под ред. Г.В. Чиркиной, И.Т. Власенко. – М.: РИПКРО, 1996. – 96с.
32. Никишина В.Б. Психологическая диагностика детей с задержкой психического развития: методические рекомендации для школьных психологов. – Курск, 1998. – 260с.
33. Обучение детей с задержкой психического развития. Пособие для учителей. / Под. Ред. В.И. Лубовского. – Смоленск, 1994. – 214с.
34. Отбор детей во вспомогательную школу: пособие для учителя. / сост.: Т.А.Власова, К.С.Лебединская, В.Ф.Мачихина. – М.: Просвещение, 1999. – 176с.
35. Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии: отграничение олигофрении от сходных состояний. – М., 1966. – 256с.
36. Певзнер М.С., Власова Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М., 1967. – 230с.
37. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1972. – №3. – С. 3 – 9.
38. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1964. – 352 с.
39. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 336с.
40. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720с.
41. Семаго, Н.Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: Владос, 2001. – 160с.
42. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович. – М.: Академия, 2002. – 232с.
43. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. – Минск, 1989. – 269 с.
44. Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001. – 312 с.
45. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. – М., 1955. – 400с.
46. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М., 1990. – 184 с.
47. Ульенкова, У.В. О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – Горький: Горьковский гос. пед. институт им. Горького, 1991. – 217с.
48. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
49. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 2000. – 250с.
50. Шипицына, Л.М. 'Необучаемый' ребёнок в семье и обществе / Л.М. Шипицына. – СПб.: Речь, 2002. – 477с.
51. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах : учеб. пособие для педагогов д/с / Д.Б. Эльконин. – Москва-Воронеж: 2001. – 112 с.

Купить эту работу

Пути коррекции нарушения связной речи у дошкольников с ЗПР

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

17 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.5
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Воспитание лидерских качеств на занятиях в профессиональном обучении

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Урок как основная форма организации процесса обучения в современной школе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМННЫХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СОО

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

Формирование коммуникативной компетенции иностранных учащихся

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
600 ₽
Готовая работа

Особенности словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Психологические особенности коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Развитие двигательных умений и навыков у детей раннего возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Развитие коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
550 ₽
Готовая работа

Дидактические игры, как средства познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽