Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Особенности моторной сферы у детей с ОНР дошкольного возраста

  • 108 страниц
  • 2013 год
  • 870 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность исследованияопределена тем, что в последнее время отмечается стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических причин. Одним из наиболее распространенных нарушений речевого развития у детей является общее не доразвитие речи (ОНР). Общее недоразвитие речи является сложным речевым расстройством, при котором нарушаются не только все уровни развития речи: от звукопроизношения до связного высказывания, но и функции, которые обеспечивают становление, развитие речи. К таким функциям наряду с высшими психическими функциями, как то: внимание, память, мышление и др., относят и моторику, включающую в себя общую, артикуляторную, мелкую.Отмечено, что моторика непременно присутствует в самых различных проявлениях человеком а ктивности: речи (сокращения мышц гортани и полости рта, жестикуляция), письма, эмоциональной экспрессии (мимика, поза), локомоции (ходьба, бег), инструментальных двигательных действий.
Проблема управления движениями давно привлекает внимание физиологов. Та кие выдающиеся физиологи, как В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, внесли неоценимый вклад в разработку вопросов физиологии движений.
Исследования высшей нервной деятельности, проведенные И.М. Сеченовым (1961), И.П. Павловым (1975) и их последователям и, позволяют использовать знания об условно-рефлекторных временных связях и образовании динамического стереотипа. И.П. Павлов (1975), говоря в своих исследованиях о системности, динамическом стереотипе, объясняет процесс образования и совершенствования дви гательных навыков.
В процессе онтогенеза психическое развитие протекает в тесной связи с моторным развитием. Эта связь настолько сильна, что нарушения психического развития создают многочисленные и разнообразные взаимосвязи с двигательными нарушениями, и о пределение «психомоторное развитие» используется в отношении как нормы, так и патологии.
Роль речи в формировании произвольных движений изучал А.Р. Лурия (1969), который отмечал, что речь ребенка, сопровождая его двигательные реакции, упорядочивает их, пре одолевает их диффузный, импульсивный характер, делает их более организованными и дифференцированными.
О тесной взаимосвязи между ручной и артикуляционной моторикой писали М.М. Кольцова (1973, 1975), Е.М. Мастюкова(1987) и др. Многочисленные исследования М .М. Кольцовой доказали наличие корреляции между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи ребенка.
Л.В. Фомина (1971) писала, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движ ений пальцев рук. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. Детям, которым удаются изолированные движения пальцев — «говорящие» дети; если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или вя лые — «не говорящие» дети».
Учитывая полиморфностьОНР, в процессе коррекционной работы логопедам следует принимать во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферой ребенка. В последнем случае имеется в виду не только степень сформированности артикуляторной моторики, но и уровень развития тонкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук. Еще В.М. Бехтерев пришел к выводу о тесной связи движений руки и речи. Выводы В.М. Бехтерева подтвердили исследования М.М. Кольцовой, которые показали, что развитие движений руки способствует развитию речи.Отклонения в развитии моторной сферы у данной категории детей создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труд а.
Недостаточность моторной сферы дошкольников с речевыми нарушениями отмечались Р.Е. Левиной, Р.И.Лалаевой, Н.В.Серебряковой, Л.В. Лопатиной, М.В. Ипполитовой, Е.М. Мастюковой и многими другими, но при этом специальных работ, посвященных исследованию мото рной сферы дошкольников с ОНР, сравнительно немного.
Объект исследования–моторная сфера у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования –особенности отклонений в развитии общей, артикуляторной и ручной моторики у детей старшего дошкольног о возраста с ОНР.
Проблема исследования: обоснование и определение содержания логопедической работы по коррекции недоразвития моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования:у значительного числа детей старшего дошкольного возраста с ОНР наблюдается недостаточная сформированность моторных функций, которые в большей степени проявляются в артикуляторной и ручной моторике. Степень выраженности и характер недоразвития моторики у детей различен, взаимосвязан с онтоге незом, что предполагает необходимость применения дифференцированного подхода в системе коррекционного воздействия по преодолению нарушений в моторной сфере у дошкольников с ОНР.

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования моторнойсферы детей дошкольного возраста с ОНР
1.1.Учение о физиологии движения. Развитие двигательных функций в онтогенезе
1.2.Причины и проявления общего недоразвития речи у дошкольников
1.3.Особенности моторнойсферы детей с нарушениями в развитии речи
Обобщение теоретических основ исследования
Глава 2. Исследованиесостояния моторной функции у детей старшего дошкольного возраста
2.1.Цель, задачи, методы и организация исследования
2.2.Характеристика детей экспериментальной группы
2.3.Содержание методики исследования компонентов моторной сферы у детей с общим недоразвитием речи
Глава 3. Особенности состояния моторной функции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
3.1.Особенности состояния у детей с общим недоразвитием речи общей моторики
3.2.Особенности состояния у детей с общим недоразвитием речи артикуляторной моторики
3.3.Особенности состояния у детей с общим недоразвитие речи ручной моторики
Обобщение результатов констатирующего эксперимента, выводы
Глава 4. Методические рекомендации по развитию моторной сферы у детей с общим недоразвитием речи в процессе логопедической работы
4.1.Теоретическое обоснование коррекционной работы по развитию у детей общей, артикуляторной и мелкой моторики. Цели, задачи и условия организации коррекционной работы
4.2.Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию общей моторики
4.3.Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию артикуляторной моторики
4.4.Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию ручной моторики
Заключение
Список литературы

Результаты качественного и количественного анализа эксперименталь ных данных показали, что дети с ОНР характеризуются недостаточным по сравнению с детьми контрольной группы развитием всех моторных функций.
При выполнении заданий на исследование общей моторики у дошкольников с ОНР отмечена недостаточная согласованностьдей ствий различных мышечных групп, неловкость выполняемых движений, нарушение согласованности рук и ног, нарушения произвольной регуляции общих движений.
В процессе выполнения дошкольники с ОНР испытывали трудности согласования рук и ног, наблюдалась расстр ойство своевременности, точности, координации выполняемых движении. При выполнении двигательного акта дети затрудняются в быстром переходе от одного элемента движения к другому, сопровождая их проговариванием. Дошкольники с ОНР несколько хуже справились с заданиями на динамическую организацию движений, т.к. нарушена переключаемость движений. Произвольная регуляция движений также затруднена..
Пробы на исследование уровня развития мелкой моторики, требовавшие от детей совершения тонких произвольных движений, вызвали у испытуемых затруднения. Данные изучения мелкой моторики показали, что при выполнении заданий на динамическую и статическую координации движений, переключаемость движений дошкольники с ОНР испытывали затруднения. Большая часть дошкольников движен ия выполняли замедленно, напряженно, по предварительному показу. Не всегда соблюдалась правильность переключения, правильность выполнения заданий левой рукой. При выполнении заданий наблюдались синкинезии, лишние движения. Мышечный тонус неустойчив, движен ия напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений. Особенно страдает динамический праксис. Дошкольники с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую, а двигательные ошибки не исправляют самостоятельно. Словесная инструкция по двигательным задачам является недостаточной, при обучении необходимы наглядные образцы.
В артикуляторной моторике такие изменения имеют место при изучении динамической организации движений.
Отмечены пропус ки, перестановки, трудности переключения отодного артикуляторного движения к другому при выполнении теста на последовательно организованные движения.
В процессе выполнения данных заданий было выявлено рассеянное внимание, замедленное определение позы, всле дствие чего наблюдались ошибки в повторном воспроизведении у детей
Были зафиксированы случаи замедленного восприятия инструкции, необходимости повторения инструкций и повторного выполнения проб. Артикуляционная моторика характеризовалась ограничением подви жности языка, губ, нарушением точности и соразмерности артикуляционных движений.
У детей с ОНР наблюдались следующие нарушения: движения в сфере артикуляционной и мимической мускулатуры характеризовались низким качеством, не имели достаточной силы точности , полного объёма; были затруднены дифференцированные движения губ, кончика и спинки языка. При обследовании артикуляционной моторики выявлено наличие содружественных движений при попытке выполнить произвольные движения (участие мышц лба, щеки при изменении положения губ), неполноту и неточность в работе мышц и органов артикуляционного аппарата.
Состояние моторики детей, выявленное в проведенных пробах, дает основание предполагать наличие затруднений в изобразительной деятельности, общей двигательной активно сти, занятиях ручным трудом.
Учитывая, что практически ни одно движение не обеспечивается только одним ведущим уровнем, признавая сложность отношений между уровнями организации движении, отсутствием четких границ их действия, различный характер ведущих афф ерентаций выполнении внешне сходных двигательных актов, можно говорить о том, что особенности моторики детей связаны с недостаточностью работы отдельных мозговых уровней организации движений, и в сформированности их согласованной деятельности.
Учет качеств енного своеобразия нарушений двигательной сферы детей создает основу для определения основных направлений и содержания коррекционного воздействия.
В зависимости от причин возникновения речевого расстройства состояние моторных функций характеризовалось ряд ом особенностей.
На основании результатов исследования и анализа методической литературы были разработаны методические рекомендации к логопедической работе по развитию общей, артикуляторной и мелкой моторики у дошкольников с ОНР различного патогенеза. Рабо та должна строиться с учетом принципа единства познавательного процесса и двигательного акта, роли двигательного анализатора в процессе развития высших психических функций, степени и характера моторной сферы, т.е. учитывать неоднородную структуру моторных нарушений. Следовательно, коррекционная работа носит дифференцированный характер. Разный уровень сформированности моторики и разный характер ее нарушения обусловили необходимость дифференцированного подхода к детям в работе по развитию моторной сферы. Так, в работе с детьми с ОНР, сочетающимся со стертой дизартрией, нужно больше внимания уделять нормализации мышечного тонуса, развитию кинетических основ движения, а в работе с детьми с ОНР, обусловленным моторной алалией, нужно развивать у дошкольников кинес тетическую организацию движений.

1.Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М., 1975. – 348 с.
2.Антропова М.В., Кольцова М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. - М., 1983. – 160 с.
3.Безенцева Н.Н. Как помочь дошкольнику с общим недоразвитием речи на физкультурных занятиях//Воспитание и обучение.2005.№4.
4.Беккер К. П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. – М.,1981. – 288с.
5.Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигедеро Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. М., 1991. – 345с.
6.Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / Под ред. В.П. Зинченко. М.-Воронеж, 1997.
7.БернштейнН.А. О построениидвижений – М.: Медгиз, 1974. – 254с.
8.Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1966 – 142 с.
9.Бернштейн Н.А. Физиология движений и активности.-М.1990.
10.Бехтерев В.М. Избр. произв. – М., 1954. – 234 с.
11.Бутко Г.А. Организация физкультурно-оздоровительной работы в детском саду для детей с задержкой психического развития//Коррекционная педагогика.2006.№6.
12.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.,2003.
13.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – М.: Детство-Пресс, 2006. – 144с.
14.Волкова Л.В., Туманова Т.В. Логопедия .-М.2003.
15.ВолокитинаТ.В.,Гусева Е.А. Вопросы изучения, воспитания и обучения детей, испытывающих трудности в усвоении образовательных программ.-Архангельск,2000.
16.Воробьева Т.А. Артикуляционная гимнастика- М.,2008.
17.Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. - Том 2. - М., 1960. – 324с.
18.Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. - М., 1974..
19.Гуревич М., Озерецкий Н. Психомоторика. Методика исследования моторики. — М.,1930. – 174с.
20.Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Невропатология детского возраста. – М., 1935. – 148 с.
21.Дубровская Н.В. Психофизиология ребенка. -М., 2000.
22.Дудьев А.П. Средства развития тонкой моторики у детей с нарушением речи// Дефектология. 1995.№4.
23.Дудьев В.П. Мозговая организация психомоторики. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 124с.
24.Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология.- М., 1985..
25.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.- М., 1985.
26.ЖинкинН.И. Речькакпроводник информации.- М.: Наука, 1982.- 154 с.
27.Жук М.В. Проблема комплексного подхода в диагностике и коррекции нарушений речи у детей //Материалы научно-практических конференций 2000-2001 гг.- СПб.,2001.
28.Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1990. – 238с.
29.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия.- Екатеринбург, 2000.
30.Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981. – 272 с.
31.Запорожец А.В. Изучение развития и поведения детей.- М.,1966.
32.Изучение динамики речевых и нервно-психических нарушений//Сборник научных трудов.-Л.,1983
33.Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. - СПб., 2003. – 384 с.
34.Кисилева В. Развитие тонкой моторики//Дошкольное воспитание.2006.№1.
35.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – Л., 1975. – 132 с.
36.Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем и развитие функций мозга ребёнка. – М., 1973. – 176 с.
37.Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под ред.Шапковой Л.В.,М.,2002.
38.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников.-СПб.,2001.
39.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.-СПб.,2001.
40.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.- М.,1983.
41.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Подред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
42.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. - М.: Московский Университет, 1969. – 504 с.
43.Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы.-М.,1970.
44.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2003. – 257с.
45.Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. – 1987. - № 3 – 84 – 147
46.Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии. — М.: Владос, 1992. – 408с.
47.Мастюкова Е.М. Этиология нарушений речи // Логопедия. – М., 1998. – С. 123 – 147
48.Материалы научно-практических конференций 2000-2001.-СПб.,2001.
49.Методы обследования нарушений речи у детей: Сб. научн. тр./Отв. ред. Т.А. Власова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. — М., 1982. – 287с
50.Механизмы речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями//Сборник научных трудов.-М.,1989.
51. Мещерякова Н.П.,Жуковская Л.К. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников –Волгоград,2009.
52.Москаленко В.В. Занятия со старшими дошкольниками. Формирование графических навыков и временных представлений. –Волгоград,2009.
53.Нарушение речи у дошкольников. / Сост. Р. А. Белова-Давид. — М., 1972. – 315с.
54.Никандров В.В. Психомоторика: Учебное пособие для вузов. - СПб: Речь, 2004. – 214с.
55.Оглобина И.Ю. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в коррекционно-развивающих играх с природным материалом//Воспитание и обучение.2005.№6.
56.Озерецкий Н.И. Метрическая шкала для исследования моторной одаренности детей.-М.,1923.
57.Основы теории и практики логопедии//Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. – 367с.
58.Павлов И.П. Мозг и психика. Избранные психологические труды.-М.,1975.
59.Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика ,СПб.,2007
60.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. //Под ред. Семенович Т.В. Волосовец- М.,2002.
61.Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.- М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК, 2001. – 256с.
62.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.-М.,2002.
63.Сеченов И.М. Избр. произв. – М., 1952. – Т. 1. – 532 с.
64.Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – М., 1961 – 364 с.
65.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии.-М.,2000.
66.Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления. // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. – Л., 1976. – 59-96с.
67.Суслова Е.Н. К проблеме готовности детей с тяжелыми нарушениями речи к обучению в школе//Коррекционная педагогика.2007.№1.
68.Физиология развития ребенка// Учебное пособие/Под ред. В.И. Козлова.-М., 1983.
69.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. — М, 1999. – 314с.
70.Фомина Л.В. Роль движений пальцев рук в развитии речи ребёнка раннего возраста. Исследование языка и речи.- М., 1971. – 242 с.
71.Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. – М., 1990. – 316 с.
72.Хватцев М.Е. Логопедия. – 5-е изд. – М.: Учпедгиз, 1959. – 467с.
73.Хрипакова А.Г., Антропова М.В. Возрастная физиология и школьная гигиена.- М., 1990.
74.Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма,чтения.-М.,1987
75.Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. М., 2005.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность исследованияопределена тем, что в последнее время отмечается стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических причин. Одним из наиболее распространенных нарушений речевого развития у детей является общее не доразвитие речи (ОНР). Общее недоразвитие речи является сложным речевым расстройством, при котором нарушаются не только все уровни развития речи: от звукопроизношения до связного высказывания, но и функции, которые обеспечивают становление, развитие речи. К таким функциям наряду с высшими психическими функциями, как то: внимание, память, мышление и др., относят и моторику, включающую в себя общую, артикуляторную, мелкую.Отмечено, что моторика непременно присутствует в самых различных проявлениях человеком а ктивности: речи (сокращения мышц гортани и полости рта, жестикуляция), письма, эмоциональной экспрессии (мимика, поза), локомоции (ходьба, бег), инструментальных двигательных действий.
Проблема управления движениями давно привлекает внимание физиологов. Та кие выдающиеся физиологи, как В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, внесли неоценимый вклад в разработку вопросов физиологии движений.
Исследования высшей нервной деятельности, проведенные И.М. Сеченовым (1961), И.П. Павловым (1975) и их последователям и, позволяют использовать знания об условно-рефлекторных временных связях и образовании динамического стереотипа. И.П. Павлов (1975), говоря в своих исследованиях о системности, динамическом стереотипе, объясняет процесс образования и совершенствования дви гательных навыков.
В процессе онтогенеза психическое развитие протекает в тесной связи с моторным развитием. Эта связь настолько сильна, что нарушения психического развития создают многочисленные и разнообразные взаимосвязи с двигательными нарушениями, и о пределение «психомоторное развитие» используется в отношении как нормы, так и патологии.
Роль речи в формировании произвольных движений изучал А.Р. Лурия (1969), который отмечал, что речь ребенка, сопровождая его двигательные реакции, упорядочивает их, пре одолевает их диффузный, импульсивный характер, делает их более организованными и дифференцированными.
О тесной взаимосвязи между ручной и артикуляционной моторикой писали М.М. Кольцова (1973, 1975), Е.М. Мастюкова(1987) и др. Многочисленные исследования М .М. Кольцовой доказали наличие корреляции между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи ребенка.
Л.В. Фомина (1971) писала, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движ ений пальцев рук. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. Детям, которым удаются изолированные движения пальцев — «говорящие» дети; если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или вя лые — «не говорящие» дети».
Учитывая полиморфностьОНР, в процессе коррекционной работы логопедам следует принимать во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферой ребенка. В последнем случае имеется в виду не только степень сформированности артикуляторной моторики, но и уровень развития тонкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук. Еще В.М. Бехтерев пришел к выводу о тесной связи движений руки и речи. Выводы В.М. Бехтерева подтвердили исследования М.М. Кольцовой, которые показали, что развитие движений руки способствует развитию речи.Отклонения в развитии моторной сферы у данной категории детей создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труд а.
Недостаточность моторной сферы дошкольников с речевыми нарушениями отмечались Р.Е. Левиной, Р.И.Лалаевой, Н.В.Серебряковой, Л.В. Лопатиной, М.В. Ипполитовой, Е.М. Мастюковой и многими другими, но при этом специальных работ, посвященных исследованию мото рной сферы дошкольников с ОНР, сравнительно немного.
Объект исследования–моторная сфера у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования –особенности отклонений в развитии общей, артикуляторной и ручной моторики у детей старшего дошкольног о возраста с ОНР.
Проблема исследования: обоснование и определение содержания логопедической работы по коррекции недоразвития моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования:у значительного числа детей старшего дошкольного возраста с ОНР наблюдается недостаточная сформированность моторных функций, которые в большей степени проявляются в артикуляторной и ручной моторике. Степень выраженности и характер недоразвития моторики у детей различен, взаимосвязан с онтоге незом, что предполагает необходимость применения дифференцированного подхода в системе коррекционного воздействия по преодолению нарушений в моторной сфере у дошкольников с ОНР.

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования моторнойсферы детей дошкольного возраста с ОНР
1.1.Учение о физиологии движения. Развитие двигательных функций в онтогенезе
1.2.Причины и проявления общего недоразвития речи у дошкольников
1.3.Особенности моторнойсферы детей с нарушениями в развитии речи
Обобщение теоретических основ исследования
Глава 2. Исследованиесостояния моторной функции у детей старшего дошкольного возраста
2.1.Цель, задачи, методы и организация исследования
2.2.Характеристика детей экспериментальной группы
2.3.Содержание методики исследования компонентов моторной сферы у детей с общим недоразвитием речи
Глава 3. Особенности состояния моторной функции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
3.1.Особенности состояния у детей с общим недоразвитием речи общей моторики
3.2.Особенности состояния у детей с общим недоразвитием речи артикуляторной моторики
3.3.Особенности состояния у детей с общим недоразвитие речи ручной моторики
Обобщение результатов констатирующего эксперимента, выводы
Глава 4. Методические рекомендации по развитию моторной сферы у детей с общим недоразвитием речи в процессе логопедической работы
4.1.Теоретическое обоснование коррекционной работы по развитию у детей общей, артикуляторной и мелкой моторики. Цели, задачи и условия организации коррекционной работы
4.2.Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию общей моторики
4.3.Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию артикуляторной моторики
4.4.Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию ручной моторики
Заключение
Список литературы

Результаты качественного и количественного анализа эксперименталь ных данных показали, что дети с ОНР характеризуются недостаточным по сравнению с детьми контрольной группы развитием всех моторных функций.
При выполнении заданий на исследование общей моторики у дошкольников с ОНР отмечена недостаточная согласованностьдей ствий различных мышечных групп, неловкость выполняемых движений, нарушение согласованности рук и ног, нарушения произвольной регуляции общих движений.
В процессе выполнения дошкольники с ОНР испытывали трудности согласования рук и ног, наблюдалась расстр ойство своевременности, точности, координации выполняемых движении. При выполнении двигательного акта дети затрудняются в быстром переходе от одного элемента движения к другому, сопровождая их проговариванием. Дошкольники с ОНР несколько хуже справились с заданиями на динамическую организацию движений, т.к. нарушена переключаемость движений. Произвольная регуляция движений также затруднена..
Пробы на исследование уровня развития мелкой моторики, требовавшие от детей совершения тонких произвольных движений, вызвали у испытуемых затруднения. Данные изучения мелкой моторики показали, что при выполнении заданий на динамическую и статическую координации движений, переключаемость движений дошкольники с ОНР испытывали затруднения. Большая часть дошкольников движен ия выполняли замедленно, напряженно, по предварительному показу. Не всегда соблюдалась правильность переключения, правильность выполнения заданий левой рукой. При выполнении заданий наблюдались синкинезии, лишние движения. Мышечный тонус неустойчив, движен ия напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений. Особенно страдает динамический праксис. Дошкольники с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую, а двигательные ошибки не исправляют самостоятельно. Словесная инструкция по двигательным задачам является недостаточной, при обучении необходимы наглядные образцы.
В артикуляторной моторике такие изменения имеют место при изучении динамической организации движений.
Отмечены пропус ки, перестановки, трудности переключения отодного артикуляторного движения к другому при выполнении теста на последовательно организованные движения.
В процессе выполнения данных заданий было выявлено рассеянное внимание, замедленное определение позы, всле дствие чего наблюдались ошибки в повторном воспроизведении у детей
Были зафиксированы случаи замедленного восприятия инструкции, необходимости повторения инструкций и повторного выполнения проб. Артикуляционная моторика характеризовалась ограничением подви жности языка, губ, нарушением точности и соразмерности артикуляционных движений.
У детей с ОНР наблюдались следующие нарушения: движения в сфере артикуляционной и мимической мускулатуры характеризовались низким качеством, не имели достаточной силы точности , полного объёма; были затруднены дифференцированные движения губ, кончика и спинки языка. При обследовании артикуляционной моторики выявлено наличие содружественных движений при попытке выполнить произвольные движения (участие мышц лба, щеки при изменении положения губ), неполноту и неточность в работе мышц и органов артикуляционного аппарата.
Состояние моторики детей, выявленное в проведенных пробах, дает основание предполагать наличие затруднений в изобразительной деятельности, общей двигательной активно сти, занятиях ручным трудом.
Учитывая, что практически ни одно движение не обеспечивается только одним ведущим уровнем, признавая сложность отношений между уровнями организации движении, отсутствием четких границ их действия, различный характер ведущих афф ерентаций выполнении внешне сходных двигательных актов, можно говорить о том, что особенности моторики детей связаны с недостаточностью работы отдельных мозговых уровней организации движений, и в сформированности их согласованной деятельности.
Учет качеств енного своеобразия нарушений двигательной сферы детей создает основу для определения основных направлений и содержания коррекционного воздействия.
В зависимости от причин возникновения речевого расстройства состояние моторных функций характеризовалось ряд ом особенностей.
На основании результатов исследования и анализа методической литературы были разработаны методические рекомендации к логопедической работе по развитию общей, артикуляторной и мелкой моторики у дошкольников с ОНР различного патогенеза. Рабо та должна строиться с учетом принципа единства познавательного процесса и двигательного акта, роли двигательного анализатора в процессе развития высших психических функций, степени и характера моторной сферы, т.е. учитывать неоднородную структуру моторных нарушений. Следовательно, коррекционная работа носит дифференцированный характер. Разный уровень сформированности моторики и разный характер ее нарушения обусловили необходимость дифференцированного подхода к детям в работе по развитию моторной сферы. Так, в работе с детьми с ОНР, сочетающимся со стертой дизартрией, нужно больше внимания уделять нормализации мышечного тонуса, развитию кинетических основ движения, а в работе с детьми с ОНР, обусловленным моторной алалией, нужно развивать у дошкольников кинес тетическую организацию движений.

1.Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М., 1975. – 348 с.
2.Антропова М.В., Кольцова М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. - М., 1983. – 160 с.
3.Безенцева Н.Н. Как помочь дошкольнику с общим недоразвитием речи на физкультурных занятиях//Воспитание и обучение.2005.№4.
4.Беккер К. П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. – М.,1981. – 288с.
5.Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигедеро Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. М., 1991. – 345с.
6.Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / Под ред. В.П. Зинченко. М.-Воронеж, 1997.
7.БернштейнН.А. О построениидвижений – М.: Медгиз, 1974. – 254с.
8.Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1966 – 142 с.
9.Бернштейн Н.А. Физиология движений и активности.-М.1990.
10.Бехтерев В.М. Избр. произв. – М., 1954. – 234 с.
11.Бутко Г.А. Организация физкультурно-оздоровительной работы в детском саду для детей с задержкой психического развития//Коррекционная педагогика.2006.№6.
12.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.,2003.
13.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – М.: Детство-Пресс, 2006. – 144с.
14.Волкова Л.В., Туманова Т.В. Логопедия .-М.2003.
15.ВолокитинаТ.В.,Гусева Е.А. Вопросы изучения, воспитания и обучения детей, испытывающих трудности в усвоении образовательных программ.-Архангельск,2000.
16.Воробьева Т.А. Артикуляционная гимнастика- М.,2008.
17.Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. - Том 2. - М., 1960. – 324с.
18.Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. - М., 1974..
19.Гуревич М., Озерецкий Н. Психомоторика. Методика исследования моторики. — М.,1930. – 174с.
20.Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Невропатология детского возраста. – М., 1935. – 148 с.
21.Дубровская Н.В. Психофизиология ребенка. -М., 2000.
22.Дудьев А.П. Средства развития тонкой моторики у детей с нарушением речи// Дефектология. 1995.№4.
23.Дудьев В.П. Мозговая организация психомоторики. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 124с.
24.Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология.- М., 1985..
25.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.- М., 1985.
26.ЖинкинН.И. Речькакпроводник информации.- М.: Наука, 1982.- 154 с.
27.Жук М.В. Проблема комплексного подхода в диагностике и коррекции нарушений речи у детей //Материалы научно-практических конференций 2000-2001 гг.- СПб.,2001.
28.Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1990. – 238с.
29.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия.- Екатеринбург, 2000.
30.Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981. – 272 с.
31.Запорожец А.В. Изучение развития и поведения детей.- М.,1966.
32.Изучение динамики речевых и нервно-психических нарушений//Сборник научных трудов.-Л.,1983
33.Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. - СПб., 2003. – 384 с.
34.Кисилева В. Развитие тонкой моторики//Дошкольное воспитание.2006.№1.
35.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – Л., 1975. – 132 с.
36.Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем и развитие функций мозга ребёнка. – М., 1973. – 176 с.
37.Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под ред.Шапковой Л.В.,М.,2002.
38.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников.-СПб.,2001.
39.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.-СПб.,2001.
40.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.- М.,1983.
41.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Подред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
42.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. - М.: Московский Университет, 1969. – 504 с.
43.Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы.-М.,1970.
44.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2003. – 257с.
45.Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. – 1987. - № 3 – 84 – 147
46.Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии. — М.: Владос, 1992. – 408с.
47.Мастюкова Е.М. Этиология нарушений речи // Логопедия. – М., 1998. – С. 123 – 147
48.Материалы научно-практических конференций 2000-2001.-СПб.,2001.
49.Методы обследования нарушений речи у детей: Сб. научн. тр./Отв. ред. Т.А. Власова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. — М., 1982. – 287с
50.Механизмы речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями//Сборник научных трудов.-М.,1989.
51. Мещерякова Н.П.,Жуковская Л.К. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников –Волгоград,2009.
52.Москаленко В.В. Занятия со старшими дошкольниками. Формирование графических навыков и временных представлений. –Волгоград,2009.
53.Нарушение речи у дошкольников. / Сост. Р. А. Белова-Давид. — М., 1972. – 315с.
54.Никандров В.В. Психомоторика: Учебное пособие для вузов. - СПб: Речь, 2004. – 214с.
55.Оглобина И.Ю. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в коррекционно-развивающих играх с природным материалом//Воспитание и обучение.2005.№6.
56.Озерецкий Н.И. Метрическая шкала для исследования моторной одаренности детей.-М.,1923.
57.Основы теории и практики логопедии//Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. – 367с.
58.Павлов И.П. Мозг и психика. Избранные психологические труды.-М.,1975.
59.Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика ,СПб.,2007
60.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. //Под ред. Семенович Т.В. Волосовец- М.,2002.
61.Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.- М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК, 2001. – 256с.
62.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.-М.,2002.
63.Сеченов И.М. Избр. произв. – М., 1952. – Т. 1. – 532 с.
64.Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – М., 1961 – 364 с.
65.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии.-М.,2000.
66.Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления. // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. – Л., 1976. – 59-96с.
67.Суслова Е.Н. К проблеме готовности детей с тяжелыми нарушениями речи к обучению в школе//Коррекционная педагогика.2007.№1.
68.Физиология развития ребенка// Учебное пособие/Под ред. В.И. Козлова.-М., 1983.
69.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. — М, 1999. – 314с.
70.Фомина Л.В. Роль движений пальцев рук в развитии речи ребёнка раннего возраста. Исследование языка и речи.- М., 1971. – 242 с.
71.Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. – М., 1990. – 316 с.
72.Хватцев М.Е. Логопедия. – 5-е изд. – М.: Учпедгиз, 1959. – 467с.
73.Хрипакова А.Г., Антропова М.В. Возрастная физиология и школьная гигиена.- М., 1990.
74.Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма,чтения.-М.,1987
75.Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. М., 2005.

Купить эту работу

Особенности моторной сферы у детей с ОНР дошкольного возраста

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

20 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.5
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Пресс – клуб, как фактор формирования социального интеллекта подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Проблемное обучение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽