Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Использование дидактических игр как средство формирования математических представлений.

  • 50 страниц
  • 2016 год
  • 489 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Последние годы тесно связаны с социально-экономическими преобразованиями в обществе. На фоне этих событий меняется отношение к воспитанию и обучению. Сегодня, в эпоху компьютеризации, жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее, сложнее. Все чаще от человека требуются не шаблонные, привычные действия, освещенные многовековыми традициями, а подвижность мышления, быстрота ориентировки, творческий подход к решению больших и малых задач.
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в школе и детском саду.
Организатором и руководителем процесса воспитания и обучения в детском саду является воспитатель. Потребности нынешнего времени требуют от него перестройки в содержании и формах работы с детьми, творческих усилий, поиска новых подходов к каждому ребенку с учетом его уровня развития, особенностей нервной системы и способности к усвоению знаний, активного использования научных достижений в области педагогики и психологии.Значение математического развития детей изучалось Л.С. Выготским, А.М. Леушиной, А.А. Столяр, Белошистой и др.
Игра и учеба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Игра важна для развития детей любого возраста, но особенно – в дошкольником, когда она является ведущим видом деятельности. И именно в процессе игры у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: "Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка".
Эта своеобразная форма деятельности - учение в дидактической игре - появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда - не развлекающим.
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения и закрепления знаний детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;
2. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.
3. Недостаточно сформирована у детей познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
Значение дидактической игры в математическом развитии обосновывается в трудах Д.Б. Эльконина, М. Монтессори, Л.А. Венгера, А.И.Смоленцевой и др.
Объект исследования: формирование математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: на основе теоретического изучения литературы и опыта работы воспитателя разработать проект педагогической деятельности воспитателя по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1.Изучить взгляды педагогов на формирование математических представлений дошкольников.
2.Изучить значение, задачи и методы формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей старшего дошкольного возраста.
3.Раскрытьвиды дидактических игр и их влияние на формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4.Изучитьроль воспитателя в организации и проведении дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста.
5. Разработать проект педагогической деятельности воспитателя по формированию математических представлений у детей 6 - 7 лет посредством использования дидактических игр.
Методы исследования:
- анализ литературных источников, изучение опыта, проектирование.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования математических представлений у дошкольнико…………………………………………………...8
1.1. Взгляды педагогов на формирование математических представлений у дошкольников 8
1.2.Значение и задачи обучения математике детей дошкольного возраста….11
1.3. Методы и приемы формирования математических представлений у дошкольников……………………………………………………………… 13
ГЛАВА 2. Дидактическая игра в процессе формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 19
2.1.Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 19
2.2. Классификация дидактических игр 22
2.3. Роль воспитателя в организации и проведении дидактических игрс детьми старшего дошкольного возраста 26
2.4. Описание опыта работы воспитателя в ДОУ 30
ГЛАВА 3. Проект педагогической деятельности по использованию дидактических игр в формировании математических представлений у детей 6 – 7 лет 35
3.1. Характеристика базы исследования 35
3.2.Проектирование педагогической деятельности по использованию дидактических игр в формировании математических представлений детей 6 – 7 лет 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 64


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изучения психолого-педагогической литературы, можно сказать, что дидактическая игра - наиболее приемлемый способ сообщения знаний ребенку. С помощью дидактической игры легко и без насилия над личностью можно научить ребенка различным практическим способам сравнения, группировки предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению. У детей идет накопление сенсорного опыта, на основе которого строятся знания, представления. Включение дидактических игр в непосредственную образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений обеспечивает целенаправленное решение задач по развитию мыслительных операций анализа, абстрагирования, обобщения, необходимых для усвоения математических знаний, повышает интерес и активность детей на занятиях, создает необходимую базу для дальнейшего успешного обучения в школе.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмысливать правила, последовательности действий, преодоления трудностей. Дидактические игры формируют у детей память, наблюдательность, сообразительность. Игры учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых ситуациях, активизируют разнообразные психические процессы и доставляют эмоциональную радость ребятам - в этом их развивающая роль.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, пишет: "Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра, она не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей".
Игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности, воспитанию правильных взаимоотношений между детьми (воспитание коллективизма).
Дидактические игры различают по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Но эти игры имеют четкую структуру: дидактическая задача, игровая задача - цель игры для детей, правила игры, игровые действия, результат.Дидактические игры создает педагог - в этом характерная особенность этих игр. Чтобы игры достигли нужной цели, необходима четкая организация их, правильное руководство со стороны воспитателя. Только в таком случае дидактические игры будут эффективным средством обучения дошкольников.
Формирование математических представлений ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, способствует развитию органов чувств. Дети начинают лучше дифференцировать длину, ширину, высоту, объем, количество предметов.
Формирование математических представлений требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности.
Игра, как важнейшее средство в решении умственной задачи, поможет проводить процесс обучения более живо и интересно, каждая игра станет радостным открытием нового.
Использование дидактических игр способствует успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
На основе теоретического изучения литературы был разработан и апробирован проект педагогической деятельности по использованию дидактических игр в формировании математических представлений. Он состоял из работы с детьми и родителями.Достоинством проекта является система, которая выстроена на основе постепенно усложняющихся задач развития дошкольника. Задания, предлагаются в определённом порядке в игровой форме, которые помогут решать любую умственную задачу, найти пути решения, позволяют проводить корректирующую работу с детьмии спланировать работу с родителями.
В результате сделаны следующие выводы, что работа по формирование математических представлений у детей должна осуществляться систематически и последовательно, включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (утренний прием, одевание (раздевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с детьми по формирование математических представлений. Следовательно, работа должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс. Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.
Перспективы:
1. Продолжить работу по теме: «Дидактические игры в обучении детей основами математики» (согласно возрастной группе) ;
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева А.А. Потенциал сенсорной комнаты в формировании эталонов цвета, формы, величины у дошкольников с задержкой психического развития [Текст]// Вестн. Тамбовского ун-та. Сер. : Гуманитар. науки. - 2013. - № 12. - С. 288-291.
2. Афонина Л.Г. Формирование представлений о величине у детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы современной науки : материалы XXII Междунар. науч.-практ. конф. [Текст] : сб. науч. тр. / науч. ред. И. А. Рудакова. – М. : Спутник , 2014. – С. 71-74.
3. Баженова Л. М. Развитие математических способностей дошкольников через использование устного народного творчества [Электронный ресурс] // Детские сады Тюменской области : информ. портал. – [Тюмень, 2011]. – URL: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/pedagogicheskiy-opyit/news1412.html
4. Банщикова Г.Ф. Методы и приемы математического развития дошкольников с помощью современных игровых технологий // Современные дети – какие они? [Текст]: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 22-24 дек. 2010 г. – Мурманск : МГГУ, 2012 – Т. 1. – С. 14-18.
5. Баряева Л.Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 050700 «Педагогика» /[Текст] Л.Б. Баряева. – СПб. : Каро, 2007. – 279 с.
6. Бахор Т. А. [Текст] Чтение народных сказок как основа интеграционной образовательной деятельности в ДОУ / Т. А. Бахор, Е. Н. Яковлева, О. Л. Мазова // Соврем. проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - С. 179.
7. Белошистая А. Понятие «величина» в дошкольных программах математического образования // Дошк. воспитание. [Текст]– 2006. – № 11. – С. 81-89.
8. Белошистая А.В. Теория и методика организации математического развития дошкольников : монография[Текст] / А. В. Белошистая ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурманский гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 140 с.
9. Буланова О.П. Занятия по формированию математических представлений у детей 3-7 лет [Текст]// Дошк. педагогика. – 2010. – № 5. – С. 29-34.
10. Величина и свойства предметов : для дошкольного возраста / Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. и др. [Текст]– М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2006. – 24 с.
11. Габова М. А. Средства математического развития ребенка : история и современность // Детский сад : теория и практика. – 2011. - № 3. – С. 18-27 ; [Электронный ресурс] // Рressa.ru : [сайт]. – [М., 2011]. – URL: http://pressa.ru/ru/magazines/detskij-sad-teoriya-i-praktika#/
12. Габова М.А. Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических представлений[Текст] // Дет. сад: теория и практика. - 2013. - № 12. - С. 16-29.
13. Герлиц Е.Л. Особенности восприятия величины предметов детьми младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум : III Общерос. студенческая электрон. науч. конф., 15-20 февр. 2011 г. – М., 2011. – URL:http://www.rae.ru/forum2011/123/1854
14. Денисова Д. Счет, форма, величина : для занятий с детьми от 5 до 6 лет [Текст]/ – М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 15 с.
15. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников[Текст] / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М. : Просвещение, 1992. - 191 с.
16. Заварзина О.О. Формирование у дошкольников представлений о величинах и их измерении [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум : VI Междунар. студенческая электрон. науч. конф., 15 февр.-31 марта 2014 г. – М., 2014. – URL:http://www.scienceforum.ru/2014/761/4955
17. Заварзина О.О. Формирование у дошкольников представлений о величинах и их измерении [Электронный ресурс] // V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2014» / РАЕ. – М., 2012-2014. – URL:http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/5950.pdf
18. Карева Е.А. Методика обучения дошкольников составлению и решению задач [Электронный ресурс] // Nsportal.ru : соц. сеть работников образования. - [Б.м.], 2014. - URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2014/03/15/konsultatsiya-dlya-pedagogov-dou-metodika-obucheniya-doshkolnikov...
19. Клюкина И. Формирование представлений о времени : старший дошк. возраст [Текст]// Дошк. воспитание. – 2012. – № 11. – С. 31-33.
20. Козлова В.А. Величина : рабочая тетр. для занятий с детьми дошк. возраста[Текст] / В.А. Козлова. – М. : Дрофа, 2008. – 24 с. : ил.
21. Козлова В.А. Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста [Текст]: дис. … д-ра пед. наук / Валерия Александровна Козлова – М., 2003. – 308 с.
22. Костикова Д. А. Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников[Текст] // Детский сад : теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 96-99.
23. Ладонова Л.Н. Математический поезд : старший дошк. возраст [Текст]// Ребенок в дет. саду. – 2011. – № 1. – С. 27-28.
24. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста : учеб. пособие[Текст] / А.М. Леушина. - М. : Просвещение, 1974. - 368 с.
25. Математическое и логико-математическое развитие детей дошкольного возраста. Знакомство с математикой [Электронный ресурс] / подгот. материала: Е. В. Михеева // Фьюжн. Центр развития для детей и взрослых : [сайт]. – [Псков, 2014]. – URL:http://fusionpiter.ru/articles/logical-mathematical
26. Минкевич Л.В. Математика в детском саду[Текст]: старшая группа. – М. : Скрипторий, 2010. - 94 с.
27. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников : книга для воспитателя детского сада [Текст]/ З.А. Михайлова. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1990. – 93 с.
28. Новикова В. П. Математика в детском саду: сценарии занятий с детьми 4-5 лет. [Текст]– М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 78 с.
29. Обучение решению арифметических задач // Формирование элементарных математических представлений у дошкольников : учеб. пособие / Р.Л. Березина [и др.] [Текст]; под ред. А.А. Столяра. - М., 1988. - С. 184-197.
30. Петерсон Л.Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников : метод. рекомендации : ч. 1 и 2 / [Текст]Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – Изд. 4-е, доп. и перераб. – М. : Ювента, 2012. – 223 с.
31. Петрова В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста : краткий конспект лекций[Текст] / Каз. федер. ун-т. – Казань, 2013. – 203 с.
32. Плюснина Л.А. Формирование у дошкольников представлений о величине [Электронный ресурс] : метод. разработка (математика, старшая группа) // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» : [сайт]. – [Б.м.], 2010-2014. – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2013/12/15/formirovanie-u-doshkolnikov-predstavleniy-o-velichine
33. Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений : подготовка к школьной группе[Текст] // Дошк. воспитание. – 1996. – № 2. – C. 20-24.
34. Попова Л.А. Решение текстовых задач как средство развития математического мышления у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Nsportal.ru : соц. сеть работников образования. - [Б.м.], 2014. - URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2014/02/27/reshenie-tekstovykh-zadach-kak-sredstvo-razvitiya-matematichesko-...
35. Ражева Л. Р. Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» : [сайт]. – [Йошкар-Ола, 2013]. – URL:http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2013/02/11/ispolzovanie-poznavatelnykh-knig-matematicheskogo-soderzhaniya-i...
36. Светлова И.Е. Величина: [пособие для игрового дошкольного обучения, осуществляемого родителями и воспитателями] [Текст]/ Инна Светлова ; худож. Елена Белозерцева. – М. : Эксмо, 2007. – [47] с.
37. Семенова Е. В. Дидактические средства математического развития дошкольников : материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Теория и методика математического развития». – СПБ., 2014. – 14 с. ; То же [Электронный ресурс] // Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга : [сайт]. – [СПб., 2014]. – URL: http://college4.ru/attachments/article/84/did_sredstva_MR.doc
38. Стоеросова К. В. Математическое развитие дошкольника средствами сказки // Инновационное развитие современной науки : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., 31 янв. 2014 г. : в 9 ч. /[Текст] [отв. ред.: А. А. Сукиасян]. – Уфа, 2014. – Ч. 7. - С. 63-64.
39. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: математика : попул. пособие для родителей и педагогов[Текст] / Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина. – Ярославль : Акад. развития и др., 2001. – 237 с. – Библиогр.: с. 216
40. Тарабарина Т.И. Математика: форма и величина : развивающая тетрадь для дошкольников [Текст]/ Тарабарина Т. – Ярославль ; М. : Акад. развития : АСТ, 2006 (Самара : Самарский Дом печати). – 32 с.
41. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников[Текст] / Т.В. Тарунтаева. - М. : Просвещение, 1980. - 64 с.
42. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста : [Текст] [учеб.-метод. пособие / З. А. Михайлова и др.]. – СПб. : Детство-Пресс, 2008. - 377 с.
43. Тупицына Е. Ю. Особенности проявления интереса детей к познавательной книге математического содержания и рабочим тетрадям [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» : [сайт]. – [Йошкар-Ола, 2013]. – URL:http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/11/29/osobennosti-proyavleniya-interesa-detey-k
44. Тюкалова Н.Г. Малыши дружат с математикой / Н.Г. Тюкалова, Т.Г. Усатова, О.А. Мухина[Текст] // Ребенок в дет. саду. – 2009. – № 5. – С. 12-15.
45. Хасанова Д.З. Методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры / Д.З. Хасанова, Н.Г. Шмелёва[Текст] // Ломоносовские чтения на Алтае: фундамент. проблемы науки и образования : сб. науч. ст. междунар. конф. – Барнаул : Алтайск. гос. ун-т, 2015. – С. 398-399.
46. Шкарупова О. В. Дидактические средства математического развития дошкольников [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» : [сайт]. – [Йошкар-Ола, 2014]. – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/28/didakticheskie-sredstva-matematicheskogo-razvitiya-doshkolnikov

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Последние годы тесно связаны с социально-экономическими преобразованиями в обществе. На фоне этих событий меняется отношение к воспитанию и обучению. Сегодня, в эпоху компьютеризации, жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее, сложнее. Все чаще от человека требуются не шаблонные, привычные действия, освещенные многовековыми традициями, а подвижность мышления, быстрота ориентировки, творческий подход к решению больших и малых задач.
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в школе и детском саду.
Организатором и руководителем процесса воспитания и обучения в детском саду является воспитатель. Потребности нынешнего времени требуют от него перестройки в содержании и формах работы с детьми, творческих усилий, поиска новых подходов к каждому ребенку с учетом его уровня развития, особенностей нервной системы и способности к усвоению знаний, активного использования научных достижений в области педагогики и психологии.Значение математического развития детей изучалось Л.С. Выготским, А.М. Леушиной, А.А. Столяр, Белошистой и др.
Игра и учеба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Игра важна для развития детей любого возраста, но особенно – в дошкольником, когда она является ведущим видом деятельности. И именно в процессе игры у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: "Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка".
Эта своеобразная форма деятельности - учение в дидактической игре - появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда - не развлекающим.
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения и закрепления знаний детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;
2. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.
3. Недостаточно сформирована у детей познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
Значение дидактической игры в математическом развитии обосновывается в трудах Д.Б. Эльконина, М. Монтессори, Л.А. Венгера, А.И.Смоленцевой и др.
Объект исследования: формирование математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: на основе теоретического изучения литературы и опыта работы воспитателя разработать проект педагогической деятельности воспитателя по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1.Изучить взгляды педагогов на формирование математических представлений дошкольников.
2.Изучить значение, задачи и методы формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей старшего дошкольного возраста.
3.Раскрытьвиды дидактических игр и их влияние на формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4.Изучитьроль воспитателя в организации и проведении дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста.
5. Разработать проект педагогической деятельности воспитателя по формированию математических представлений у детей 6 - 7 лет посредством использования дидактических игр.
Методы исследования:
- анализ литературных источников, изучение опыта, проектирование.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования математических представлений у дошкольнико…………………………………………………...8
1.1. Взгляды педагогов на формирование математических представлений у дошкольников 8
1.2.Значение и задачи обучения математике детей дошкольного возраста….11
1.3. Методы и приемы формирования математических представлений у дошкольников……………………………………………………………… 13
ГЛАВА 2. Дидактическая игра в процессе формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 19
2.1.Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 19
2.2. Классификация дидактических игр 22
2.3. Роль воспитателя в организации и проведении дидактических игрс детьми старшего дошкольного возраста 26
2.4. Описание опыта работы воспитателя в ДОУ 30
ГЛАВА 3. Проект педагогической деятельности по использованию дидактических игр в формировании математических представлений у детей 6 – 7 лет 35
3.1. Характеристика базы исследования 35
3.2.Проектирование педагогической деятельности по использованию дидактических игр в формировании математических представлений детей 6 – 7 лет 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 64


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изучения психолого-педагогической литературы, можно сказать, что дидактическая игра - наиболее приемлемый способ сообщения знаний ребенку. С помощью дидактической игры легко и без насилия над личностью можно научить ребенка различным практическим способам сравнения, группировки предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению. У детей идет накопление сенсорного опыта, на основе которого строятся знания, представления. Включение дидактических игр в непосредственную образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений обеспечивает целенаправленное решение задач по развитию мыслительных операций анализа, абстрагирования, обобщения, необходимых для усвоения математических знаний, повышает интерес и активность детей на занятиях, создает необходимую базу для дальнейшего успешного обучения в школе.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмысливать правила, последовательности действий, преодоления трудностей. Дидактические игры формируют у детей память, наблюдательность, сообразительность. Игры учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых ситуациях, активизируют разнообразные психические процессы и доставляют эмоциональную радость ребятам - в этом их развивающая роль.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, пишет: "Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра, она не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей".
Игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности, воспитанию правильных взаимоотношений между детьми (воспитание коллективизма).
Дидактические игры различают по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Но эти игры имеют четкую структуру: дидактическая задача, игровая задача - цель игры для детей, правила игры, игровые действия, результат.Дидактические игры создает педагог - в этом характерная особенность этих игр. Чтобы игры достигли нужной цели, необходима четкая организация их, правильное руководство со стороны воспитателя. Только в таком случае дидактические игры будут эффективным средством обучения дошкольников.
Формирование математических представлений ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, способствует развитию органов чувств. Дети начинают лучше дифференцировать длину, ширину, высоту, объем, количество предметов.
Формирование математических представлений требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности.
Игра, как важнейшее средство в решении умственной задачи, поможет проводить процесс обучения более живо и интересно, каждая игра станет радостным открытием нового.
Использование дидактических игр способствует успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
На основе теоретического изучения литературы был разработан и апробирован проект педагогической деятельности по использованию дидактических игр в формировании математических представлений. Он состоял из работы с детьми и родителями.Достоинством проекта является система, которая выстроена на основе постепенно усложняющихся задач развития дошкольника. Задания, предлагаются в определённом порядке в игровой форме, которые помогут решать любую умственную задачу, найти пути решения, позволяют проводить корректирующую работу с детьмии спланировать работу с родителями.
В результате сделаны следующие выводы, что работа по формирование математических представлений у детей должна осуществляться систематически и последовательно, включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (утренний прием, одевание (раздевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с детьми по формирование математических представлений. Следовательно, работа должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс. Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.
Перспективы:
1. Продолжить работу по теме: «Дидактические игры в обучении детей основами математики» (согласно возрастной группе) ;
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева А.А. Потенциал сенсорной комнаты в формировании эталонов цвета, формы, величины у дошкольников с задержкой психического развития [Текст]// Вестн. Тамбовского ун-та. Сер. : Гуманитар. науки. - 2013. - № 12. - С. 288-291.
2. Афонина Л.Г. Формирование представлений о величине у детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы современной науки : материалы XXII Междунар. науч.-практ. конф. [Текст] : сб. науч. тр. / науч. ред. И. А. Рудакова. – М. : Спутник , 2014. – С. 71-74.
3. Баженова Л. М. Развитие математических способностей дошкольников через использование устного народного творчества [Электронный ресурс] // Детские сады Тюменской области : информ. портал. – [Тюмень, 2011]. – URL: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/pedagogicheskiy-opyit/news1412.html
4. Банщикова Г.Ф. Методы и приемы математического развития дошкольников с помощью современных игровых технологий // Современные дети – какие они? [Текст]: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 22-24 дек. 2010 г. – Мурманск : МГГУ, 2012 – Т. 1. – С. 14-18.
5. Баряева Л.Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 050700 «Педагогика» /[Текст] Л.Б. Баряева. – СПб. : Каро, 2007. – 279 с.
6. Бахор Т. А. [Текст] Чтение народных сказок как основа интеграционной образовательной деятельности в ДОУ / Т. А. Бахор, Е. Н. Яковлева, О. Л. Мазова // Соврем. проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - С. 179.
7. Белошистая А. Понятие «величина» в дошкольных программах математического образования // Дошк. воспитание. [Текст]– 2006. – № 11. – С. 81-89.
8. Белошистая А.В. Теория и методика организации математического развития дошкольников : монография[Текст] / А. В. Белошистая ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурманский гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 140 с.
9. Буланова О.П. Занятия по формированию математических представлений у детей 3-7 лет [Текст]// Дошк. педагогика. – 2010. – № 5. – С. 29-34.
10. Величина и свойства предметов : для дошкольного возраста / Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. и др. [Текст]– М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2006. – 24 с.
11. Габова М. А. Средства математического развития ребенка : история и современность // Детский сад : теория и практика. – 2011. - № 3. – С. 18-27 ; [Электронный ресурс] // Рressa.ru : [сайт]. – [М., 2011]. – URL: http://pressa.ru/ru/magazines/detskij-sad-teoriya-i-praktika#/
12. Габова М.А. Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических представлений[Текст] // Дет. сад: теория и практика. - 2013. - № 12. - С. 16-29.
13. Герлиц Е.Л. Особенности восприятия величины предметов детьми младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум : III Общерос. студенческая электрон. науч. конф., 15-20 февр. 2011 г. – М., 2011. – URL:http://www.rae.ru/forum2011/123/1854
14. Денисова Д. Счет, форма, величина : для занятий с детьми от 5 до 6 лет [Текст]/ – М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 15 с.
15. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников[Текст] / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М. : Просвещение, 1992. - 191 с.
16. Заварзина О.О. Формирование у дошкольников представлений о величинах и их измерении [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум : VI Междунар. студенческая электрон. науч. конф., 15 февр.-31 марта 2014 г. – М., 2014. – URL:http://www.scienceforum.ru/2014/761/4955
17. Заварзина О.О. Формирование у дошкольников представлений о величинах и их измерении [Электронный ресурс] // V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2014» / РАЕ. – М., 2012-2014. – URL:http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/5950.pdf
18. Карева Е.А. Методика обучения дошкольников составлению и решению задач [Электронный ресурс] // Nsportal.ru : соц. сеть работников образования. - [Б.м.], 2014. - URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2014/03/15/konsultatsiya-dlya-pedagogov-dou-metodika-obucheniya-doshkolnikov...
19. Клюкина И. Формирование представлений о времени : старший дошк. возраст [Текст]// Дошк. воспитание. – 2012. – № 11. – С. 31-33.
20. Козлова В.А. Величина : рабочая тетр. для занятий с детьми дошк. возраста[Текст] / В.А. Козлова. – М. : Дрофа, 2008. – 24 с. : ил.
21. Козлова В.А. Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста [Текст]: дис. … д-ра пед. наук / Валерия Александровна Козлова – М., 2003. – 308 с.
22. Костикова Д. А. Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников[Текст] // Детский сад : теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 96-99.
23. Ладонова Л.Н. Математический поезд : старший дошк. возраст [Текст]// Ребенок в дет. саду. – 2011. – № 1. – С. 27-28.
24. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста : учеб. пособие[Текст] / А.М. Леушина. - М. : Просвещение, 1974. - 368 с.
25. Математическое и логико-математическое развитие детей дошкольного возраста. Знакомство с математикой [Электронный ресурс] / подгот. материала: Е. В. Михеева // Фьюжн. Центр развития для детей и взрослых : [сайт]. – [Псков, 2014]. – URL:http://fusionpiter.ru/articles/logical-mathematical
26. Минкевич Л.В. Математика в детском саду[Текст]: старшая группа. – М. : Скрипторий, 2010. - 94 с.
27. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников : книга для воспитателя детского сада [Текст]/ З.А. Михайлова. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1990. – 93 с.
28. Новикова В. П. Математика в детском саду: сценарии занятий с детьми 4-5 лет. [Текст]– М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 78 с.
29. Обучение решению арифметических задач // Формирование элементарных математических представлений у дошкольников : учеб. пособие / Р.Л. Березина [и др.] [Текст]; под ред. А.А. Столяра. - М., 1988. - С. 184-197.
30. Петерсон Л.Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников : метод. рекомендации : ч. 1 и 2 / [Текст]Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – Изд. 4-е, доп. и перераб. – М. : Ювента, 2012. – 223 с.
31. Петрова В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста : краткий конспект лекций[Текст] / Каз. федер. ун-т. – Казань, 2013. – 203 с.
32. Плюснина Л.А. Формирование у дошкольников представлений о величине [Электронный ресурс] : метод. разработка (математика, старшая группа) // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» : [сайт]. – [Б.м.], 2010-2014. – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2013/12/15/formirovanie-u-doshkolnikov-predstavleniy-o-velichine
33. Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений : подготовка к школьной группе[Текст] // Дошк. воспитание. – 1996. – № 2. – C. 20-24.
34. Попова Л.А. Решение текстовых задач как средство развития математического мышления у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Nsportal.ru : соц. сеть работников образования. - [Б.м.], 2014. - URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2014/02/27/reshenie-tekstovykh-zadach-kak-sredstvo-razvitiya-matematichesko-...
35. Ражева Л. Р. Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» : [сайт]. – [Йошкар-Ола, 2013]. – URL:http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2013/02/11/ispolzovanie-poznavatelnykh-knig-matematicheskogo-soderzhaniya-i...
36. Светлова И.Е. Величина: [пособие для игрового дошкольного обучения, осуществляемого родителями и воспитателями] [Текст]/ Инна Светлова ; худож. Елена Белозерцева. – М. : Эксмо, 2007. – [47] с.
37. Семенова Е. В. Дидактические средства математического развития дошкольников : материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Теория и методика математического развития». – СПБ., 2014. – 14 с. ; То же [Электронный ресурс] // Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга : [сайт]. – [СПб., 2014]. – URL: http://college4.ru/attachments/article/84/did_sredstva_MR.doc
38. Стоеросова К. В. Математическое развитие дошкольника средствами сказки // Инновационное развитие современной науки : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., 31 янв. 2014 г. : в 9 ч. /[Текст] [отв. ред.: А. А. Сукиасян]. – Уфа, 2014. – Ч. 7. - С. 63-64.
39. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: математика : попул. пособие для родителей и педагогов[Текст] / Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина. – Ярославль : Акад. развития и др., 2001. – 237 с. – Библиогр.: с. 216
40. Тарабарина Т.И. Математика: форма и величина : развивающая тетрадь для дошкольников [Текст]/ Тарабарина Т. – Ярославль ; М. : Акад. развития : АСТ, 2006 (Самара : Самарский Дом печати). – 32 с.
41. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников[Текст] / Т.В. Тарунтаева. - М. : Просвещение, 1980. - 64 с.
42. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста : [Текст] [учеб.-метод. пособие / З. А. Михайлова и др.]. – СПб. : Детство-Пресс, 2008. - 377 с.
43. Тупицына Е. Ю. Особенности проявления интереса детей к познавательной книге математического содержания и рабочим тетрадям [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» : [сайт]. – [Йошкар-Ола, 2013]. – URL:http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/11/29/osobennosti-proyavleniya-interesa-detey-k
44. Тюкалова Н.Г. Малыши дружат с математикой / Н.Г. Тюкалова, Т.Г. Усатова, О.А. Мухина[Текст] // Ребенок в дет. саду. – 2009. – № 5. – С. 12-15.
45. Хасанова Д.З. Методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры / Д.З. Хасанова, Н.Г. Шмелёва[Текст] // Ломоносовские чтения на Алтае: фундамент. проблемы науки и образования : сб. науч. ст. междунар. конф. – Барнаул : Алтайск. гос. ун-т, 2015. – С. 398-399.
46. Шкарупова О. В. Дидактические средства математического развития дошкольников [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» : [сайт]. – [Йошкар-Ола, 2014]. – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/28/didakticheskie-sredstva-matematicheskogo-razvitiya-doshkolnikov

Купить эту работу

Использование дидактических игр как средство формирования математических представлений.

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

28 июня 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.5
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Пресс – клуб, как фактор формирования социального интеллекта подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Проблемное обучение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽