Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Логопедическая работа по формированию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

  • 73 страниц
  • 2016 год
  • 370 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Проблема нарушений речи у умственно отсталых детей рассматривается в настоящее время как актуальная, теоретически и практически значимая проблема специальной педагогики.
Актуальность и значимость проблемы нарушения устной речи у школьников с нарушением интеллекта определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельностью ребенка. Знание лингвистических и психолингвистических основ связного высказывания необходимо для коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта.
В настоящее время достигнуты значительные успехи в развитии разных отраслей коррекционной педагогики и специальной психологии. Многочисленные работы посвящены детям с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи, эмоционально-волевой, двигательной сферы и т.д. Накоплено значительное количество фактов, характеризующих специфические особенности лиц с разными отклонениями в развитии. Детально изучены и продолжают исследоваться структура и механизмы отклонений в развитии, разработаны пути реабилитационного воздействия.
В работах многих авторов (Р.И. Лалаева; В.К. Воробьёва; Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовниковаи др.) отмечается, что становление связной речи у детей с нарушением интеллекта осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Они длительное время задерживаются на этапе вопросо-ответной и ситуативной речи. В процессе порождения связных высказываний школьники с нарушением интеллекта нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в подсказке. Особенно трудной для этих детей является контекстная форма речи. Ситуативная речь, т.е. с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию, осуществляется ими гораздо легче (Р.Е. Левина; В.К. Воробьёва, И.Н.Лебедева).
Одной из причин задержки формирования связной речи детей с нарушением интеллекта является то, что их речевая активность очень слаба и довольно быстро истощается. В процессе монологической речи отсутствует стимуляция извне, конкретизация и развитие рассказа осуществляются самим ребенком.
Недостатки связной речи школьников с нарушением интеллекта имеют негативное влияние на общее психическое развитие ребенка, становление его личности, и в дальнейшем способствуют более худшему усвоению грамоты в школьный период обучения. Поэтому проведения диагностической работы является важнейшим этапом в общей системе коррекционно – логопедической помощи.
Одним из условий успешности детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в формировании связной речи является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни, обогащение и активизация словаря. Формирование связной речи осуществляется при условии сформированности у детей определенных навыков связных развернутых высказываний.В связи с этим актуальными становятся вопросы педагогического руководства процессом формирования устной речи у учащихся вторых классов специальной (коррекционной) школы VIIIвида и, прежде всего, проблема формирования способности к общению. Особую актуальность приобретают данная тема в связи с постоянным совершенствованием процесса обучения учащихся с нарушением интеллекта в специальных (коррекционных) школах VIIIвида.
Проблема исследования: — уточнение и расширение представлений об особенностях формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, совершенствование коррекционной работы по формированию связной речи у детей данной категории.
Объект исследования: процесс выявления и устранения нарушений по развитию связной речи у учащихся с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: процесс формирования связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта.
Цель: теоретически обосновать и провести логопедическую работу по формированию связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования: коррекционно-логопедическая работа по формированию связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта будет более эффективной при соблюдении следующих условий:
- оказании комплексной медико-психолого-педагогической помощи в процессе логопедической работы с детьми с нарушением интеллекта;
- учета структуры дефекта при нарушении интеллекта;
- использовании разнообразных форм логопедической работы;
- систематичности проведения логопедических занятий.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и специальную литературу, касающейся проблемы нарушений связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
2. Определить основные направления диагностического исследования связной речи детей младшего школьного возраста снарушением интеллекта.
3. Выявить особенности диалогической и монологической речи детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
4. Разработать и апробировать коррекционную работу по формированию связной речи у детей с нарушением интеллекта в условиях СКОУ VIII вида.
Для успешной реализации поставленных задач были использованы следующие методы:
- эмпирические (наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
- биографические (анализ агностических данных, изучение документации);
- организационные методы (комплексный, сравнительный);
- интерпретационные методы (метод логического анализа)
База исследования: ГБОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа 22 города Армавира. В исследовании принимали участие 6 человек (2 мальчика и 4 девочки) 2-го класса. Исследование проводилось с сентября 2016 года по май 2017 года.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: систематизирована специальная литература по проблеме изучения и преодоления нарушений связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Практическая значимостьисследования: выявлены развития связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта,показана эффективность использования коррекционных занятий, направленных на формирование связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации могут быть использованы педагогами и родителями детей с нарушением интеллекта.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение. Список литературы составляет 56 источников. Диплом имеет приложения.
Объем выпускной квалификационной работы 67 страниц основного текста, включает 4 таблицы и 6 диаграмм.

Введение 3

Глава I. Современное состояние изучения проблемы нарушений связной речи у детей с нарушением интеллекта 7
1.1. Взгляды современной лингвистики на природу связной речи 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением интеллекта 15
1.3. Особенности связной речи детей с нарушением интеллекта 18
1.4. Приёмы развития связной речи 21
Выводы по главе 1 24

Глава II. Экспериментальная работа по формированию связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта 26
2.1. Особенности связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта 27
2.2. Методика логопедической работы по формированию связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта 47
2.3. Выявление эффективности проведенной логопедической работы по формированию связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта 55
Вывод по главе 2 62

Заключение 64
Список литературы 68
Приложение 73

Анализ специальной логопедической и психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта по-прежнему остается одной из самых актуальных проблем логопедии, поскольку нарушение развития связной речи является составной частью структуры дефекта при нарушении интеллекта.
Проблеме развития и формирования связной речи у детей младшего школьного возраста посвящено большое количество исследований таких авторов, какМ.Е.Хватцев, Р.Е.Левина, Р.И.Лалаева, В.И. Нодельман, И.О. Позднякова и др.Несформированность связной речи имеет широкое распространение среди детей с нарушением интеллектуального развития. Определение направлений и содержание коррекционной работы по формированию связной речи у данной категории детей рассматривается как актуальный вопрос теории и практики коррекционной педагогики.
Наше исследование, посвященное проблеме формирования связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта, проводилось в Краснодарском крае в г. Армавире на базеГосударственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной школе 22 VIII вида с сентября 2016 года по май 2017 года. Количество учащихся, принимавших участие в исследовании, составило 6 человек – ученики 2 класса.
Iэтап – констатирующий эксперимент. Цель: выявить особенности развития связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта. В соответствии с задачами исследования разработанная методика констатирующего эксперимента была направлена на изучение состояния связной речи школьников с нарушением интеллекта.Проведённое исследование включило в себя следующие разделы: составление предложений по картинкам, пересказ, рассказ по серии сюжетных картинок, объединённых одной темой, рассказ по игрушке.
В ходе констатирующего эксперимента было установлено, развитие связной речи у школьников с нарушением интеллектуального развития находится на низком уровне. Анализ полученных данных выявил не только количественные различия результатов исследования, но и более стойкий специфический характер развития речи у данной категории детей.
На основании полученных результатов можно утверждать, что уровень сформированности связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта неодинаков, находится в непосредственной зависимости от уровня развития речи. Высказывания школьников с нарушением интеллектаотличаются по содержанию, структуре, объему, связности, самостоятельности, т.е. по основным критериям оценки связной речи. Использование выразительных средств при составлении рассказов весьма ограничено среди школьников с нарушением интеллекта.
Нарушение интеллекта являетсясерьезнымпрепятствиемв развитии связной речи, а именно монологической, так как диалогическая является первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения, а монологическая речь является более сложным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.
Младшие школьники с нарушением интеллектаиспытывают значительные затруднения, связанные с самостоятельным определением при рассмотрении предмета, его главных признаков и свойств; установлением последовательности в изложении выявленных признаков; удержанием в памяти ребенка этой последовательности.
У младших школьников с нарушением интеллектанаблюдаются нарушения семантической структуры текста и языкового его оформления. При этом внутреннее программирование страдает в большей мере, чем языковое оформление.
У школьников с нарушением интеллектанаблюдаются существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу.
Отмечалась низкая мотивация к составлению связного устного высказывания.
На основе данных констатирующего эксперимента нами была построена логопедическая работа, направленная на формирование связной речи у исследуемых нами детей.
II этап – формирующий эксперимент. Цель: провести специальную логопедическую работу, направленную на формирование связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта. Формирующий эксперимент проводился нами с октября 2016 года по апрель 2017 года. С данной группой школьников была организована коррекционная работа, направленная на развитие связной речи.
При проведении коррекционных занятий ставятся следующие задачи:
- Закрепление и развитие у детей с нарушением интеллектанавыков речевого общения, речевой коммуникации;
- Формирование навыков построения связных монологических высказываний;
- Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
Правильная организация занятий, специфические методы и приёмы обучения способствуют формированию связной речиучащихся с нарушением интеллекта
В ходе целенаправленного обучения младшие школьники с нарушением интеллектаовладевают языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развернутых высказываний: отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;понимать и использовать в речи слова в их переносном значении;сравнивать явления природы по признакам различия и сходства; составлять предложения на заданную тему;составлять описательный рассказ по картине;участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании и по опорным картинкам;составлять рассказ по сюжетной картине и опорным словам;составлять предложения по предметным и сюжетной картинкам с использованием предлогов; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;выделять и называть персонажей рассказа;участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного рассказа;оценивать персонажи по их поступкам;образовывать новые формы слов; пересказывать близко к тексту;образовывать новые формы слов;пересказывать прозаический текст от 1- и 3-го лица множественного числа;отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов.
IIIэтап – контрольный эксперимент. Цель: проверить эффективность проведенной логопедической работы, сравнить полученные результаты контрольного эксперимента с результатами констатирующего эксперимента. Контрольный эксперимент был проведен нами в мае 2017 года.
Результаты контрольного эксперимента показали эффективность предложенной нами системы работы. Анализ результатов которого подтвердил, что коррекционная работа по формированию связной речи у учащихся вторых классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида более эффективна, если систематизировать и внедрить в коррекционный процесс методические приемы с использованием дидактических игр и наглядности, направленных на повышение мотивации к устному высказыванию учащихся с нарушением интеллекта.Использование предложенной нами занятий по формированию связной речи в коррекционной работе показало эффективные результаты по развитиюустной речи у второклассников с нарушением интеллекта.
Таким образом, гипотеза данного исследования подтвердилась, цель и задачи, поставленные перед исследованием, достигнуты.

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., Академия, 2000. – 400 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Методическое пособие для воспитателей детского сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 260 с.
3. Аханькова, Е.В. Использование приемов творческого рассказывания в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; Автореферат дис… канд. пед. Наук. – М., 2004. – 23 с.
4. Бгажнокова И.М. Об изучении, воспитании и обучении детей тяжёлыми формами физического и психического недоразвития //Специальная психология. 2007. № 1. – С. 16 – 22
5. Бикбаева, Г.П. Сочинение сказок по картам Проппа. - http://festival.1september.ru/articles/618417/
6. Борисова, А.В. Использование моделирования в обучении пересказу сказов и коротких рассказов детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - http://www.pandia.ru/text/77/465/
7. Валявко С.М. Работа с сюжетными картинками как метод формирования связной устной речи умственно отсталых учащихся младших классов: [методики В.И. Лубовского, Л.В. Яссманн] / С.М. Валявко, С.А. Домишкевич // Специальная психология :науч,-метод, журн. - 2007, - № 2(12). - С. 36-53.
8. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
9. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь//Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2005. – 1136 с.
11. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: КомКнига, 2007. – 144 с.
12. Гербова В.В. Рассказывание по восприятию // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, А.И. Яшин. – М.: Академия, 2000. – С. 420 – 424
13. Глухов В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.Глухов, В.Ковшиков. - М.: АСТ , 2007. - 318 с.
14. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: Аркти, 2004. – 168 с.
15. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов. -- http://pedlib.ru/Books/2/0351/2_0351-74.shtml.
16. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации – http://bukvo.net/science/philology/13905-rech-kak-provodnik-informacii.html
17. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. –М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432 с.
18. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб.: Речь, 2003. – 389 с
19. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. — http://fusionpiter.ru/articles/communication-lessons
20. Комарова С.В. Коммуникативный подход в обучении учащихся с интеллектуальными нарушениями; из опыта работы / С.В. Комарова, Н.С. Рщупкина. - С .47-51. - Коррекционная педагогика: теория и практика :науч.-метод. журн, - М., 2003 - . 2005, № 3(9)
21. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты.— СПб.: Речь, 2006. — 380 с
22. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.– М.: Просвещение, 2004. – 398 с
23. Красюк, О.В. Формирование устной и устно-кодированной речи у учащихся с сочетанием нарушений моторной, интеллектуальной и речевой сфер в начальных классах /О.В.Красюк // Школьный логопед :науч.-метод, журн. - 2006. - № 3. – С. 54-57
24. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах – М.: ВЛАДОС, 2004. – 223 с.
25. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи / Р.И. Лалаева. - М.: Детство-Пресс,2004. – 72 с.
26. Лалаева Р.И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников / Р.И. Лалаева // Дефектология. - 2003. - № 3. - С. 29-33
27. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: Учебно-методическое пособие / Под ред. Проф Л.Б. Баряевой. – СПб.:ЦдК проф. Л.Б. Баряевой, 2009. – 175 с.
28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / под ред. Д.А.Леонтьева. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
29. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Смысл, 2005. – 288 с.
30. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, А.И. Яшин. – М.: Академия, 2000. – С. 358 – 369.
31. Лингвистический энциклопедический словарь - М.: ДиректмедиаПаблишинг, 2008. — 5987 с.
32. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
33. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – 480 с.
34. Лурия, А.Р. Язык и сознание// Под ред. Е.Д. Хомской. — СПб.: Феникс, 2001. – 416 с.
35. Люблинска,я АА. Детская психология. — http://pedlib.ru/Books/1/0374/1_0374-194.shtml
36. Мнухин С.С. Хрестоматия по психиатрии детского возраста. – М.: Юридический центр, 2008. – 320 с.
37. Нечаева ОА. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение). — http://www.studfiles.ru/preview/4470543/page:7/
38. Нищева, Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыков пересказа. – СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2010. – 72 с.
39. Новоторцева Н.В. Развитие речи дошкольников и коррекция ее недостатков в детском саду. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012. – 256 с.
40. Нодельман В.И. Позднякова И.О. Особенности разговорной речи умственно отсталых младших школьников. // Дефектология. - 2008. - № 6. - С. 5 - 13.
41. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; // Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2003. - 490 с
42. Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей. Методическое пособие. – СПб.: Детство – пресс, 2011. – 176 с.
43. Петрова В.Г. Психологические особенности умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика. – 2007. - №1. – С. 5 – 15
44. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
45. Психология лиц с умственной отсталостью / Е.А. Калмыкова. – Курск: Курский государственный ун-т, 2007. – 121 с.
46. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
47. Смолянинова Е.Н. Связная речь (словосочетание) и грамматика. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 57 с.
48. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб.пос. - М.: Классикс Стиль, 2003.- 160 с.
49. Специальная психология. В 2 т. Т. 1: / В.И. Лубовский [и др.]. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2015. — 428 с.
50. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы. - http://lib.uni-dubna.ru/search/files/ps_syhareva_lect/~ps_syhareva_lect.htm
51. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда. – М.: Владос, 2006. – 47с.
52. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240 с.
53. Цейтлин С. Н. Язык. Речь. Коммуникация: Словарь. / С.Н. Цейтлин, В.А. Погосян, М.А. Еливанова, Е.И. Шапиро. – СПб., 2006. – 128 с.
54. Шибаева Н.М. Некоторые пути повышения познавательной активности умственно отсталых учащихся на уроках развития речи // Дефектология. - 2001. - № 6. - С.34-38
55. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 432 с.
56. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - http://psychlib.ru/mgppu/err-001/err-001.htm

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Проблема нарушений речи у умственно отсталых детей рассматривается в настоящее время как актуальная, теоретически и практически значимая проблема специальной педагогики.
Актуальность и значимость проблемы нарушения устной речи у школьников с нарушением интеллекта определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельностью ребенка. Знание лингвистических и психолингвистических основ связного высказывания необходимо для коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта.
В настоящее время достигнуты значительные успехи в развитии разных отраслей коррекционной педагогики и специальной психологии. Многочисленные работы посвящены детям с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи, эмоционально-волевой, двигательной сферы и т.д. Накоплено значительное количество фактов, характеризующих специфические особенности лиц с разными отклонениями в развитии. Детально изучены и продолжают исследоваться структура и механизмы отклонений в развитии, разработаны пути реабилитационного воздействия.
В работах многих авторов (Р.И. Лалаева; В.К. Воробьёва; Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовниковаи др.) отмечается, что становление связной речи у детей с нарушением интеллекта осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Они длительное время задерживаются на этапе вопросо-ответной и ситуативной речи. В процессе порождения связных высказываний школьники с нарушением интеллекта нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в подсказке. Особенно трудной для этих детей является контекстная форма речи. Ситуативная речь, т.е. с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию, осуществляется ими гораздо легче (Р.Е. Левина; В.К. Воробьёва, И.Н.Лебедева).
Одной из причин задержки формирования связной речи детей с нарушением интеллекта является то, что их речевая активность очень слаба и довольно быстро истощается. В процессе монологической речи отсутствует стимуляция извне, конкретизация и развитие рассказа осуществляются самим ребенком.
Недостатки связной речи школьников с нарушением интеллекта имеют негативное влияние на общее психическое развитие ребенка, становление его личности, и в дальнейшем способствуют более худшему усвоению грамоты в школьный период обучения. Поэтому проведения диагностической работы является важнейшим этапом в общей системе коррекционно – логопедической помощи.
Одним из условий успешности детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в формировании связной речи является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни, обогащение и активизация словаря. Формирование связной речи осуществляется при условии сформированности у детей определенных навыков связных развернутых высказываний.В связи с этим актуальными становятся вопросы педагогического руководства процессом формирования устной речи у учащихся вторых классов специальной (коррекционной) школы VIIIвида и, прежде всего, проблема формирования способности к общению. Особую актуальность приобретают данная тема в связи с постоянным совершенствованием процесса обучения учащихся с нарушением интеллекта в специальных (коррекционных) школах VIIIвида.
Проблема исследования: — уточнение и расширение представлений об особенностях формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, совершенствование коррекционной работы по формированию связной речи у детей данной категории.
Объект исследования: процесс выявления и устранения нарушений по развитию связной речи у учащихся с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: процесс формирования связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта.
Цель: теоретически обосновать и провести логопедическую работу по формированию связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования: коррекционно-логопедическая работа по формированию связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта будет более эффективной при соблюдении следующих условий:
- оказании комплексной медико-психолого-педагогической помощи в процессе логопедической работы с детьми с нарушением интеллекта;
- учета структуры дефекта при нарушении интеллекта;
- использовании разнообразных форм логопедической работы;
- систематичности проведения логопедических занятий.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и специальную литературу, касающейся проблемы нарушений связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
2. Определить основные направления диагностического исследования связной речи детей младшего школьного возраста снарушением интеллекта.
3. Выявить особенности диалогической и монологической речи детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
4. Разработать и апробировать коррекционную работу по формированию связной речи у детей с нарушением интеллекта в условиях СКОУ VIII вида.
Для успешной реализации поставленных задач были использованы следующие методы:
- эмпирические (наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
- биографические (анализ агностических данных, изучение документации);
- организационные методы (комплексный, сравнительный);
- интерпретационные методы (метод логического анализа)
База исследования: ГБОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа 22 города Армавира. В исследовании принимали участие 6 человек (2 мальчика и 4 девочки) 2-го класса. Исследование проводилось с сентября 2016 года по май 2017 года.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: систематизирована специальная литература по проблеме изучения и преодоления нарушений связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Практическая значимостьисследования: выявлены развития связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта,показана эффективность использования коррекционных занятий, направленных на формирование связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации могут быть использованы педагогами и родителями детей с нарушением интеллекта.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение. Список литературы составляет 56 источников. Диплом имеет приложения.
Объем выпускной квалификационной работы 67 страниц основного текста, включает 4 таблицы и 6 диаграмм.

Введение 3

Глава I. Современное состояние изучения проблемы нарушений связной речи у детей с нарушением интеллекта 7
1.1. Взгляды современной лингвистики на природу связной речи 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением интеллекта 15
1.3. Особенности связной речи детей с нарушением интеллекта 18
1.4. Приёмы развития связной речи 21
Выводы по главе 1 24

Глава II. Экспериментальная работа по формированию связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта 26
2.1. Особенности связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта 27
2.2. Методика логопедической работы по формированию связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта 47
2.3. Выявление эффективности проведенной логопедической работы по формированию связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта 55
Вывод по главе 2 62

Заключение 64
Список литературы 68
Приложение 73

Анализ специальной логопедической и психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта по-прежнему остается одной из самых актуальных проблем логопедии, поскольку нарушение развития связной речи является составной частью структуры дефекта при нарушении интеллекта.
Проблеме развития и формирования связной речи у детей младшего школьного возраста посвящено большое количество исследований таких авторов, какМ.Е.Хватцев, Р.Е.Левина, Р.И.Лалаева, В.И. Нодельман, И.О. Позднякова и др.Несформированность связной речи имеет широкое распространение среди детей с нарушением интеллектуального развития. Определение направлений и содержание коррекционной работы по формированию связной речи у данной категории детей рассматривается как актуальный вопрос теории и практики коррекционной педагогики.
Наше исследование, посвященное проблеме формирования связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта, проводилось в Краснодарском крае в г. Армавире на базеГосударственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной школе 22 VIII вида с сентября 2016 года по май 2017 года. Количество учащихся, принимавших участие в исследовании, составило 6 человек – ученики 2 класса.
Iэтап – констатирующий эксперимент. Цель: выявить особенности развития связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта. В соответствии с задачами исследования разработанная методика констатирующего эксперимента была направлена на изучение состояния связной речи школьников с нарушением интеллекта.Проведённое исследование включило в себя следующие разделы: составление предложений по картинкам, пересказ, рассказ по серии сюжетных картинок, объединённых одной темой, рассказ по игрушке.
В ходе констатирующего эксперимента было установлено, развитие связной речи у школьников с нарушением интеллектуального развития находится на низком уровне. Анализ полученных данных выявил не только количественные различия результатов исследования, но и более стойкий специфический характер развития речи у данной категории детей.
На основании полученных результатов можно утверждать, что уровень сформированности связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта неодинаков, находится в непосредственной зависимости от уровня развития речи. Высказывания школьников с нарушением интеллектаотличаются по содержанию, структуре, объему, связности, самостоятельности, т.е. по основным критериям оценки связной речи. Использование выразительных средств при составлении рассказов весьма ограничено среди школьников с нарушением интеллекта.
Нарушение интеллекта являетсясерьезнымпрепятствиемв развитии связной речи, а именно монологической, так как диалогическая является первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения, а монологическая речь является более сложным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.
Младшие школьники с нарушением интеллектаиспытывают значительные затруднения, связанные с самостоятельным определением при рассмотрении предмета, его главных признаков и свойств; установлением последовательности в изложении выявленных признаков; удержанием в памяти ребенка этой последовательности.
У младших школьников с нарушением интеллектанаблюдаются нарушения семантической структуры текста и языкового его оформления. При этом внутреннее программирование страдает в большей мере, чем языковое оформление.
У школьников с нарушением интеллектанаблюдаются существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу.
Отмечалась низкая мотивация к составлению связного устного высказывания.
На основе данных констатирующего эксперимента нами была построена логопедическая работа, направленная на формирование связной речи у исследуемых нами детей.
II этап – формирующий эксперимент. Цель: провести специальную логопедическую работу, направленную на формирование связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта. Формирующий эксперимент проводился нами с октября 2016 года по апрель 2017 года. С данной группой школьников была организована коррекционная работа, направленная на развитие связной речи.
При проведении коррекционных занятий ставятся следующие задачи:
- Закрепление и развитие у детей с нарушением интеллектанавыков речевого общения, речевой коммуникации;
- Формирование навыков построения связных монологических высказываний;
- Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
Правильная организация занятий, специфические методы и приёмы обучения способствуют формированию связной речиучащихся с нарушением интеллекта
В ходе целенаправленного обучения младшие школьники с нарушением интеллектаовладевают языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развернутых высказываний: отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;понимать и использовать в речи слова в их переносном значении;сравнивать явления природы по признакам различия и сходства; составлять предложения на заданную тему;составлять описательный рассказ по картине;участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании и по опорным картинкам;составлять рассказ по сюжетной картине и опорным словам;составлять предложения по предметным и сюжетной картинкам с использованием предлогов; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;выделять и называть персонажей рассказа;участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного рассказа;оценивать персонажи по их поступкам;образовывать новые формы слов; пересказывать близко к тексту;образовывать новые формы слов;пересказывать прозаический текст от 1- и 3-го лица множественного числа;отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов.
IIIэтап – контрольный эксперимент. Цель: проверить эффективность проведенной логопедической работы, сравнить полученные результаты контрольного эксперимента с результатами констатирующего эксперимента. Контрольный эксперимент был проведен нами в мае 2017 года.
Результаты контрольного эксперимента показали эффективность предложенной нами системы работы. Анализ результатов которого подтвердил, что коррекционная работа по формированию связной речи у учащихся вторых классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида более эффективна, если систематизировать и внедрить в коррекционный процесс методические приемы с использованием дидактических игр и наглядности, направленных на повышение мотивации к устному высказыванию учащихся с нарушением интеллекта.Использование предложенной нами занятий по формированию связной речи в коррекционной работе показало эффективные результаты по развитиюустной речи у второклассников с нарушением интеллекта.
Таким образом, гипотеза данного исследования подтвердилась, цель и задачи, поставленные перед исследованием, достигнуты.

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., Академия, 2000. – 400 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Методическое пособие для воспитателей детского сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 260 с.
3. Аханькова, Е.В. Использование приемов творческого рассказывания в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; Автореферат дис… канд. пед. Наук. – М., 2004. – 23 с.
4. Бгажнокова И.М. Об изучении, воспитании и обучении детей тяжёлыми формами физического и психического недоразвития //Специальная психология. 2007. № 1. – С. 16 – 22
5. Бикбаева, Г.П. Сочинение сказок по картам Проппа. - http://festival.1september.ru/articles/618417/
6. Борисова, А.В. Использование моделирования в обучении пересказу сказов и коротких рассказов детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - http://www.pandia.ru/text/77/465/
7. Валявко С.М. Работа с сюжетными картинками как метод формирования связной устной речи умственно отсталых учащихся младших классов: [методики В.И. Лубовского, Л.В. Яссманн] / С.М. Валявко, С.А. Домишкевич // Специальная психология :науч,-метод, журн. - 2007, - № 2(12). - С. 36-53.
8. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
9. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь//Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2005. – 1136 с.
11. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: КомКнига, 2007. – 144 с.
12. Гербова В.В. Рассказывание по восприятию // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, А.И. Яшин. – М.: Академия, 2000. – С. 420 – 424
13. Глухов В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.Глухов, В.Ковшиков. - М.: АСТ , 2007. - 318 с.
14. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: Аркти, 2004. – 168 с.
15. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов. -- http://pedlib.ru/Books/2/0351/2_0351-74.shtml.
16. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации – http://bukvo.net/science/philology/13905-rech-kak-provodnik-informacii.html
17. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. –М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432 с.
18. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб.: Речь, 2003. – 389 с
19. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. — http://fusionpiter.ru/articles/communication-lessons
20. Комарова С.В. Коммуникативный подход в обучении учащихся с интеллектуальными нарушениями; из опыта работы / С.В. Комарова, Н.С. Рщупкина. - С .47-51. - Коррекционная педагогика: теория и практика :науч.-метод. журн, - М., 2003 - . 2005, № 3(9)
21. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты.— СПб.: Речь, 2006. — 380 с
22. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.– М.: Просвещение, 2004. – 398 с
23. Красюк, О.В. Формирование устной и устно-кодированной речи у учащихся с сочетанием нарушений моторной, интеллектуальной и речевой сфер в начальных классах /О.В.Красюк // Школьный логопед :науч.-метод, журн. - 2006. - № 3. – С. 54-57
24. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах – М.: ВЛАДОС, 2004. – 223 с.
25. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи / Р.И. Лалаева. - М.: Детство-Пресс,2004. – 72 с.
26. Лалаева Р.И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников / Р.И. Лалаева // Дефектология. - 2003. - № 3. - С. 29-33
27. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: Учебно-методическое пособие / Под ред. Проф Л.Б. Баряевой. – СПб.:ЦдК проф. Л.Б. Баряевой, 2009. – 175 с.
28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / под ред. Д.А.Леонтьева. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
29. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Смысл, 2005. – 288 с.
30. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, А.И. Яшин. – М.: Академия, 2000. – С. 358 – 369.
31. Лингвистический энциклопедический словарь - М.: ДиректмедиаПаблишинг, 2008. — 5987 с.
32. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
33. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – 480 с.
34. Лурия, А.Р. Язык и сознание// Под ред. Е.Д. Хомской. — СПб.: Феникс, 2001. – 416 с.
35. Люблинска,я АА. Детская психология. — http://pedlib.ru/Books/1/0374/1_0374-194.shtml
36. Мнухин С.С. Хрестоматия по психиатрии детского возраста. – М.: Юридический центр, 2008. – 320 с.
37. Нечаева ОА. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение). — http://www.studfiles.ru/preview/4470543/page:7/
38. Нищева, Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыков пересказа. – СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2010. – 72 с.
39. Новоторцева Н.В. Развитие речи дошкольников и коррекция ее недостатков в детском саду. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012. – 256 с.
40. Нодельман В.И. Позднякова И.О. Особенности разговорной речи умственно отсталых младших школьников. // Дефектология. - 2008. - № 6. - С. 5 - 13.
41. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; // Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2003. - 490 с
42. Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей. Методическое пособие. – СПб.: Детство – пресс, 2011. – 176 с.
43. Петрова В.Г. Психологические особенности умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика. – 2007. - №1. – С. 5 – 15
44. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
45. Психология лиц с умственной отсталостью / Е.А. Калмыкова. – Курск: Курский государственный ун-т, 2007. – 121 с.
46. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
47. Смолянинова Е.Н. Связная речь (словосочетание) и грамматика. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 57 с.
48. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб.пос. - М.: Классикс Стиль, 2003.- 160 с.
49. Специальная психология. В 2 т. Т. 1: / В.И. Лубовский [и др.]. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2015. — 428 с.
50. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы. - http://lib.uni-dubna.ru/search/files/ps_syhareva_lect/~ps_syhareva_lect.htm
51. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда. – М.: Владос, 2006. – 47с.
52. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240 с.
53. Цейтлин С. Н. Язык. Речь. Коммуникация: Словарь. / С.Н. Цейтлин, В.А. Погосян, М.А. Еливанова, Е.И. Шапиро. – СПб., 2006. – 128 с.
54. Шибаева Н.М. Некоторые пути повышения познавательной активности умственно отсталых учащихся на уроках развития речи // Дефектология. - 2001. - № 6. - С.34-38
55. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 432 с.
56. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - http://psychlib.ru/mgppu/err-001/err-001.htm

Купить эту работу

Логопедическая работа по формированию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

22 сентября 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.5
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Пресс – клуб, как фактор формирования социального интеллекта подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Проблемное обучение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽