Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Формирование самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью в процессе обучения на уроке математики

  • 92 страниц
  • 2016 год
  • 913 просмотров
  • 1 покупка
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Одним из основополагающих условий развития ученика как субъекта учебной деятельности является формирование его навыков самоконтроля. Вместе с тем, в школьной практике обучения математике ученики не всегда обладают развитыми формами регулятивной деятельности, что, несомненно, порождает негативное отношение к учебе, неуспеваемость. Поэтому необходимо специально организовывать работу по формированию навыков самоконтроля младших школьников на уроках математики в начальной школе.
В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психолого-педагогических исследований. По нашему мнению, это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов обеспечения самостоятельной деятельности учащихся. Его назначение заключается в своевременном предупреждении и выявлении уже допущенных ошибок.
Решение психолого-педагогических задач, связанных с проблемой самоконтроля в деятельности индивида, прежде всего, предусматривает развитие личности, создание необходимых условий для развития способностей, формирования готовности и способности к самообразованию, саморазвитию, самоконтролю. То есть, проблема самоконтроля занимает видное место в деятельности личности, и на сегодня остается актуальным предметом исследований многих ученых.
Проблеме изучения феномена самоконтроля посвящено много научных трудов Б. Ананьева, В. Бехтерева, П. Гальперина, Л. Ительсона, А. Конопкина, А. Линда, Г. Никифорова, Е. Торндайка, Я. Цурковский, В. Чебышева и др.). Соотношение саморегуляции и самоконтроля представлены в работах Н. Абрамова, П. Анохина, В. Бояринцева, Ф. Канфер, Н.Лейтеса, Ф. Логен, Б. Ломова и др .; самоконтроль как черта личности и его связь с волей - в работах К. Абульхановой-Славской, Б. Скиннера, Дж. Сьолли, С. Шапкин и др .; роль самоконтроля в учебной деятельности - в работах М. Гринева, В. Давыдова, Д. Эльконина, а Марковой, А. Сердюка, Н.Тализинои и др .; формирование навыков самоконтроля на материале разных учебных предметов - в работах Т. Гаваковой, Л. Деркач, П. Эрдниев, Ю. Суркова и др .; особенности формирования самоконтроля в различном возрасте - в работах Т. Гаваковой, Т. Доронова, А. Любчук, А. Мамоновой, Г. Никифорова, В. Ульенкова и др.).
Анализ последних публикаций доказывает, что проблема самоконтроля рассматривается как важный фактор любой деятельности. Вопросы формирования контроля и самоконтроля младших школьников рассматривались в исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Абакумовой, Л.Н. Габеевой, Г.А. Собиевой, А.К. Сердюка, И.М. Толмачевой, А. Пачиновой, И.В. Тухман, В.В. Репкиной, Д.Б. Эльконина и др. Проблемам формирования навыков самоконтроля на уроках математики посвящены работы П.Н. Эрдниева, С.М. Чуканцова, М.С. Манвелова идр. При этом однозначно исследователи определить направления развития самоконтроля на уроках математики трудно, поскольку индивидуальные особенности учеников класса требуют особого педагогического похода, а, значит, необходимо ориентироваться непосредственно на учеников, а, значит, возникает вопрос о методиках изучения сформированности навыков самоконтроля.
В современной системе образования активно разрабатываются и внедряются в школьную практику технологии, важное значение уделяют реализации задачи формирования у младших школьников самоконтроля. Среди них - подход, предложенный в системе развивающего обучения Д. Эльконина-В. Давыдова, технологии деятельностного метода, метода программированного обучения, безоценочная система обучения и др. Непосредственно на формирование самоконтроля в учебной деятельности направлены подходы, разработанные А. Пачиновой и И.В. Тухман.Одной из важнейших задач методики обучения математике является предупреждение ошибок в учеников. Причиной подавляющего большинства ошибок является формализм в знаниях школьников.
Проблема повышения образовательного уровня подрастающего поколения, основанного на овладении учащимися метапредметными компетенциями, имеет большую социальную значимость. Самоконтроль занимает важное место среди надпредметных компетенций, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения. Он оказывает большое влияние на приобретение учебных умений, повышает осознанность выполняемых действий, позволяет школьникам успешнее организовывать собственную деятельность, а также обеспечивает их личностное развитие [7, с. 56; 8, с. 22].
На сегодняшний день проблема самоконтроля умственно отсталых школьников исследовалась в основном в аспекте трудовой деятельности (Б. И. Пинский, С. Л. Мирский). В аспекте учебной деятельности указанная проблема изучена недостаточно (Л. П. Ярова). Большинство исследований, посвященных изучению самоконтроля лиц с нарушением интеллекта, выполнено более 10-15 лет назад в иных социокультурных условиях и применительно к иной социально-образовательной ситуации. В них закономерно не нашли отражения актуальные требования специального образования, что наблюдается при анализе его современного состояния.
Современная система специального образования предусматривает овладение учащимися базовыми учебными действиями, под которыми понимаются действия, обеспечивающие сознательное отношение умственно отсталых младших школьников к обучению и содействующие дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне [7, с. 55].
Самоконтроль является регулятивным базовым учебным действием, развитие которого необходимо для успешной организации (самоорганизации) учебной деятельности умственно отсталого ученика [8, с. 22].
Особенностями современных требований в системе специального образования являются выделение базовых учебных действий, которыми ребенок должен овладеть на доступном для него уровне и необходимость в формировании метапредметных компетенций, что совершенствует не только процесс обучения, но и адаптацию в социуме.
Однако существующая система образования лиц с легкой умственной отсталостью придерживается традиционных методов и приемов обучения, не отвечающих требованиям современного социального заказа.
В силу особенностей психического и интеллектуального развития детей с легкой умственной отсталостью, а также состояния их учебной деятельности предопределяются особенности и своеобразие развития у них самоконтроля в процессе обучения.
К сожалению, на формирование самоконтроля в школах обращается мало внимания, что особенно недопустимо в аспекте развивающего обучения для учеников с легкой умственной отсталостью.. В связи с вышесказанным, выбранная тема для исследования «Формирование самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью в процессе обучения на уроке математики» является актуальной.
Цель исследования: изучить основные приемы формирования самоконтроля у младших школьников (4-й класс) с легкой умственной отсталостью в процессе обучения на уроке математики.
Объект: формирование навыка самоконтроля;
Предмет: формирование самоконтроля у младших школьников (4-й класс) с легкой умственной отсталостью в процессе обучения на уроке математики.
Задачи:
1. Рассмотреть формирование самоконтроля как компонент работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий


2. Изучить особенности формирования самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования навыков самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы и размещена на 78 страницах.

ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ САМОКОНТРОЛЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 9
1.1 Формирование самоконтроля как компонента работы по формированию регулятивных учебных действий 9
1.2. Особенности формирования самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью 18
1.3. Психолого-педагогические условия формирования самоконтроля у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости 33
Выводы по Главе 1 45
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 48
2.1. Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента 48
2.2. Содержание методики исследования 49
2.3. Описание результатов и анализ констатирующего эксперимента 56
ГЛАВА 3. ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 61
3.1. Цель, задачи, методика формирующего эксперимента 61
3.2. Описание процесса по формированию навыков самоконтроля у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроках математики 63
3.3. Проверка эффективности работы по формированию навыков самоконтроля у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроках математики 74
Выводы по Главе 3 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
ЛИТЕРАТУРА 86




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самоконтроль - одно из важных психологических свойств личности, что проявляется в ее способности самостоятельно следить за собственными действиями, поступками, соотносить их с требованиями определенных норм, правил. Самоконтроль- неотъемлемый компонент любой сознательной деятельности (игровой, учебной, производственной). Формирование самоконтроля неразрывно связано со становлением мотивационной сферы; его осуществление возможно при определенных условиях, в частности, при наличии у человека образцов, с которыми он сопоставляет свои действия, поступки, их возможные или фактические результаты. Для успешного формирования самоконтроля необходимо соблюдать в системе проведения уроков следующих условий: с целью предупреждения возможных ошибок усложнять задачу в определенной последовательности: копирование, использование образца в тех же условиях, в измененных, в новых; добиваться от учеников четкого понимания цели работы и объекта проверки; в исполнении тренировочных упражнений предусмотреть специальные препятствия, предупреждают снижение остроты внимания, образования штампа действий.
Формирование навыка самоконтроля при изучении математики является необходимым элементом успешного обучения. Этому способствует обучения методам и приемам проведения самоконтроля, а также применение различных, специально подобранных задач. При этом работа над формированием навыка самоконтроля должна быть систематической. Формированию навыка самоконтроля способствует самостоятельная работа учащихся. Самостоятельные работы могут быть как большие по объему, рассчитанные на большую часть урока, так и направленные на проверку какого-то одного типа задач.
Самоконтроль - это процесс контролирующей деятельности, который включает в себя принятие задачи, планирование потенциальных действий ее выполнения, реализация этой программы и оценка полученного результата. Самоконтроль происходит во время всех видов деятельности на всех этапах ее выполнения и охватывает умственные и другие компоненты психической деятельности, с помощью которых субъект на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца, следит за своими действиями и их результатами. Структура самоконтроля в учебной деятельности является достаточно сложной, основой которой является определенное развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы, мышления, речи, а также умение действовать по образцу и состоит из следующих компонентов: планирующего, операционного, конечного. В процессе формирования и осуществления самоконтроля - мыслительной деятельности принадлежит роль регулятора этого процесса, а речевой - опосредования процесса формирования.
У младших школьников с легкой умственной отсталостью отмечаются своеобразные особенности осуществления всех этапов самоконтроля, которые свидетельствуют об их нарушении. При недостаточном интеллектуальном развитии, несформированности контролирующих действий у детей с легкой степенью умственной отсталости нарушаются регулирование и опосредование самоконтроля за процессом учебной деятельности, что приводит к неадекватному отношению к учебным задачам, неправильному их выполнению, недостаточной проверке.
Экспериментально подтверждено, что в процессе целенаправленного коррекционного воздействия на компоненты самоконтроля в процессе решения математических задач у детей эксперментальной группы был сформирован 2-й и 3-й уровни самоконтроля. Это указывает на достаточный уровень сформированности компонентов самоконтроля, необходимых для успешного выполнения всех этапов текстовых математических задач. При этом у детей с ЗПР результаты по сравнению с констатирующим этапом практически неизменны.
Доказано, что наиболее оптимальным путем формирования самоконтроля в процессе решения математических задач является поэтапный переход от выполнения действий в материальной форме к выполнению действий во внутренней, с помощью средств, которые способствуют его развитию, это: определение ожидаемого ответа; нахождения рационального способа выполнения; сопоставление с образцом; повторное решение задач; решения обратных задач; проверка полученных результатов по условию задачи; решение задач различными способами; решение задач с неполными или путаными данными; кодирования ответов. Выполнение таких специальных заданий учащимися с легкой умственной отсталостью экспериментальной группы привело к качественному формированию умений у этих детей планировать решение задачи, контролировать последовательное осуществление плана, проверять ход выполнения и конечный результат, определять и исправлять допущенные ошибки, критически оценивать решения. Экспериментально подтверждено, что действия самоконтроля у детей экспериментальной группы является сокращенными, автоматическими, умственными; самоконтроль выполняется развернуто, без пропуска необходимых операций.
Была показана эффективность разработанных заданий для формирования навыка самоконтроля, поскольку дети стали более активно и умело использовать навык самоконтроля в учебном процессе (о чем свидетельствует повышение уровня сформированности навыка в сравнении с констатирующим экспериментом)

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакумова Л.В. Формирование умений и навыков самоконтроля в учебной деятельности школьников начальных классов: автореферат кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Л.В.Абакумова / С.-Петерб. ун-т МВД РФ. – Санкт-Петербург, 2005. – 18 с.
2. Абдурасулов, Д. А. О роли помощи умственно отсталым детям в анализе образца модели при ее изготовлении //Дефектология. - 1982. - №6. - С. 29.
3. Александрова Е.И. Методика обучения математике вначальной школе/ Е. И. Александрова. - М .: Вита-Пресс, 2003.-173 с.
4. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности/ Ю. К. Бабанский.- М.: Знание, 1981.-96 с.
5. Бантова М.А. и др. Методика преподавания математики в начальных классах. Пособие для пед. училищ. Под ред. М.А. Бантовой. – М.: Просвещение, 1973.- 304 с.
6. Батий Ю.Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий/ Ю. Ю. Батий //Начальная школа №4. - 1979.- с.75-78.
7. Бельтюкова Г.В. Совершенствование контроля и оценки учебной работы школьника по математике/ Г. В. Бельтюкова //Начальная школа №8. -1990.- с.10-14.
8. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 160 с.
9. Виноградова Н. Ф. Контроль и оценка в начальной школе / Н. Ф. Виноградова//Начальная школа. - №15. – 2006. – с.4-5.
10. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова - М .: Просвещение, 1966.- 560 с.
11. Волявко Д.Н. Самоконтроль - важнейший компонент продуктивной учебной деятельности, 2004. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.rusnauka.com/8_NND_2010/Pedagogica/60509.doc.htm
12. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки в учебной деятельности (Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) /Воронцов Алексей Борисович. – СПб. – 2001. – 236 с.
13. Выготский Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский / Под ред. А. М. Матюшкина. – В 6-ти томах. – М : Педагогика, 1983. – Т. 3 : Проблемы развития психики. – 367 с.
14. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства/ Т. В. Габай - М .: Издательство Московского университета. - 1988.-256 с.
15. Галкина В. А. Технология формирования самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью в процессе обучения // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина . 2014. №4 С.66-75.
16. Галкина В. А. Уровни навыка самоконтроля у учеников начальных классов специальной школы VIII вида // Вестн. Моск. город. пед. ун-та. - М: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - №2 (28). - С. 102-111.
17. Галкина В. А.Технология формирования готовности к самоконтролю у младших школьников с легкой умственной отсталостью. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, 2016 – 178 с.
18. Галкина В.А. Технология формирования самоконтроля в процессе обучения у младших школьников с легкой умственной отсталостью. Образование и наука . 2015;1(2):104-116.
19. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания/ П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. – М.: Издательство Московского университета, 1974.-102 с.
20. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических опытов/ В. В. Давыдов. - М .: Педагогика, 1986- 240 с.
21. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности / А.К. Дусавицкий. – Харьков: ВЦХНУ им. В.Н. Каразина, 2008. – 216 с.
22. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. Для учителя/О.Б. Епишева. - М.: Просвещение, 2003. - С. 233
23. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие/ М. Г. Ермолаева. - СПб.: КАРО, 2011. - С. 160
24. Занков, Л. В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. - М. : Учпедгиз, 1935. - 176 с.
25. Иванова Г.С. Применение тестовых заданий с элементами самоконтроля/ С. Г. Иванова //Нач. школа.-2005.-№3. – С.32-33
26. Истомина Н. Б. Методика обучения математики в начальной школе: Развивающее обучение/Н. Б. Истомина. - 2-е изд., испр. - Смоленск: Издательство Ассоциация XXI век, 2009. - 288 с.
27. Камышева Н.Н. Пособие для самоконтроля на уроках математики /Н. Н. Камышшева//Начальная школа №9, 1982.- с.36-37.
28. Касицина Н. Тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика/ Н. Касицина, С. Юсфин. – М.: Агенство образовательного сотрудничества, 2010. - С. 241
29. Кожалиева Ч. Б. О возрастной динамике образа «я» у умственно отсталых подростков // Дефектология. - 1997. - №4. - С. 36-43.
30. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии : учебно-методическое пособие / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 224 с.
31. Кузнецов В.И. Контроль и самоконтроль- важные условия формирования учебных навыков/ В. И. Кузнецов //Начальная школа №2, 1986.- №2. – С. 36–39
32. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. - 2006. - №3. - С. 15-27.
33. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся/ А. С. Лында - М.: Высшая школа, 1979.-159 с.
34. Манвелов Н.С. Совершенствование систем заданий по математике для развития самоконтроля учащихся / Н.С. Манвелов // Тенденции и проблемы развития математического образования : научно-практический сборник. Вып 9. – Армавир : РИО АГПА, 2011. – С. 51-54.
35. Манвелов С.Г. Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся/ С. Г. Манвелов. - М.: Просвещение, 1997.-159 с.
36. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения. - М. : Просвещение, 1990.- 192 с.
37. Матасов, Ю. Т. Развитие мышления умственно отсталых школьников : дис. ... д-ра псих, наук : 19.00.10 / Матасов Юрий Тимофеевич. - Спб., 1997. -332 с.
38. Математика (программа Е.И.Александровой). Пособие для учителя 3 класса. Составитель: О.М.Кондратюк. Центр психологии и методики развивающего обучения. Харьков.-2003.-53 с.
39. Мирский С. Л. Самоконтроль умственно отсталых школьников в трудовой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1967. - 18 с.
40. Мор Г.А. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся/ Г. А. Мор // Нач. школа №10, 1988.- с.18-21.
41. Мурадян Н.С. Формирование рефлективных умений учащихся начальной школы[Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:www.sochi-schools.ru/57/im/d_98.docx
42. Немов Р.С. Методы психодиагностики младших школьников. Психология. К. 3./Р. С. Немов.- М.: Просвещение. – 1998. – С. 156-208.
43. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека/ Г. С. Никифоров. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989.-182 с.
44. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы/ Л. Ф. Обухова. – М.: Тривола, 1995.-207 с.
45. Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников / А.Г. Пачинова// Нач. школа. – 2004. – №11. – С.31-37.
46. Певзнер, М. С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения). - М. : Издательство АПН РСФСР, 1959. - 486 с.
47. Перова, М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. - М. : Владос, 2001. - 408 с.
48. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников : учебное пособие для ВУЗов/ И. В. Белякова. - М. : Академия, 2002. - 160 с.
49. Пинский, Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1977. - 120 с.
50. Пинский, Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1985. - 128 с.
51. Пинский, Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М.: АПН РСФСР, 1962. - 319 с.
52. Проект примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей [от 08.04.2014 г. - Электронный ресурс].
53. Проект Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью [от 27.09.2014 - электронный ресурс]. - URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/04/08_ФГОС _УО_27.09.2014. pdf
54. Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности/ Г. В. Репкина, Е. В. Заика. - Томск: Пеленг, 1993.-61 с.
55. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности // Куатор. Все лучшее студентам. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://quator.ru/all-materials/item/7172-repkina-gv-zaika-ev-otsenka-urovnya-sformirovannosti-uchebnoy-deyatelnosti
56. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника : учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология». - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1986. - 192 с.
57. Самооценка и уровень притязаний младших школьников // Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2 кн. – Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. – М.: Просвещение. – 2008. – С. 139-141.
58. Тализина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н. Ф. Талызина. - М .: Просвещение. - 1988.- 96 с.
59. Тухман И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников /И.В. Тухман // Начальная школа. - 2004. - №2. - С. 20-24.
60. Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие/ Т. Ф. Ушева. - Красноярск, 2007 - 88 с.
61. Федеральный государственный образова¬тельный стандарт начального общего образова¬ния. — М. : Просвещение. 2010.
62. Формирование учебной деятельности школьников / В. В. Давыдов, А. К. Маркова, И. Ломпшер. - М. : Педагогика, 1982. - 216 с.
63. Хрестоматия по возрастной психологи : Учебное пособие для ВУЗов / Сост. Л. М. Семенюк; ред. Д. И. Фельдштейн. – М. : Международная академия, 1994. – С. 209-210.
64. Хрипкова А.Г. Мир детства: младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1981. -400 с.
65. Цукерман Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности / Г.А. Цукерман //Начальная школа : плюс-минус. – 2001. – № 1. – С. 23-26.
66. Что значит «уметь учиться» / Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Мазурина С. Е., Зайцева И. В. - М. : АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2008. - 80 с.
67. Шикова Р.Н. Формирование самоконтроля в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач/ Р. Н. Шикова, Е. И. Боголова// Нач. школа. – 2000. - №1. – С. 37-40.
68. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранньїе психологические труды / Под редакцией Д. И. Фельдштейна. - Издание 2-е, стереотипное. - М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЗК», 1997. -416 с.
69. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника/ Д. Б. Эльконин. – М.: Знания, 1974. – 146 с.
70. Эрдниев П.М. Теория и методика обучения математики в начальных классах/ П. М. Эрдниев. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с.
71. Яковлева Н.П. Формирование действий контроля и оценки у младших школьников/Н. П. Яковлева // Начальная школа. -2006. №7. - С. 22
72. Ярова Л. П. Формирование самоконтроля в учебной деятельности умственно отсталых младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1994. -17 с.


Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Одним из основополагающих условий развития ученика как субъекта учебной деятельности является формирование его навыков самоконтроля. Вместе с тем, в школьной практике обучения математике ученики не всегда обладают развитыми формами регулятивной деятельности, что, несомненно, порождает негативное отношение к учебе, неуспеваемость. Поэтому необходимо специально организовывать работу по формированию навыков самоконтроля младших школьников на уроках математики в начальной школе.
В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психолого-педагогических исследований. По нашему мнению, это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов обеспечения самостоятельной деятельности учащихся. Его назначение заключается в своевременном предупреждении и выявлении уже допущенных ошибок.
Решение психолого-педагогических задач, связанных с проблемой самоконтроля в деятельности индивида, прежде всего, предусматривает развитие личности, создание необходимых условий для развития способностей, формирования готовности и способности к самообразованию, саморазвитию, самоконтролю. То есть, проблема самоконтроля занимает видное место в деятельности личности, и на сегодня остается актуальным предметом исследований многих ученых.
Проблеме изучения феномена самоконтроля посвящено много научных трудов Б. Ананьева, В. Бехтерева, П. Гальперина, Л. Ительсона, А. Конопкина, А. Линда, Г. Никифорова, Е. Торндайка, Я. Цурковский, В. Чебышева и др.). Соотношение саморегуляции и самоконтроля представлены в работах Н. Абрамова, П. Анохина, В. Бояринцева, Ф. Канфер, Н.Лейтеса, Ф. Логен, Б. Ломова и др .; самоконтроль как черта личности и его связь с волей - в работах К. Абульхановой-Славской, Б. Скиннера, Дж. Сьолли, С. Шапкин и др .; роль самоконтроля в учебной деятельности - в работах М. Гринева, В. Давыдова, Д. Эльконина, а Марковой, А. Сердюка, Н.Тализинои и др .; формирование навыков самоконтроля на материале разных учебных предметов - в работах Т. Гаваковой, Л. Деркач, П. Эрдниев, Ю. Суркова и др .; особенности формирования самоконтроля в различном возрасте - в работах Т. Гаваковой, Т. Доронова, А. Любчук, А. Мамоновой, Г. Никифорова, В. Ульенкова и др.).
Анализ последних публикаций доказывает, что проблема самоконтроля рассматривается как важный фактор любой деятельности. Вопросы формирования контроля и самоконтроля младших школьников рассматривались в исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Абакумовой, Л.Н. Габеевой, Г.А. Собиевой, А.К. Сердюка, И.М. Толмачевой, А. Пачиновой, И.В. Тухман, В.В. Репкиной, Д.Б. Эльконина и др. Проблемам формирования навыков самоконтроля на уроках математики посвящены работы П.Н. Эрдниева, С.М. Чуканцова, М.С. Манвелова идр. При этом однозначно исследователи определить направления развития самоконтроля на уроках математики трудно, поскольку индивидуальные особенности учеников класса требуют особого педагогического похода, а, значит, необходимо ориентироваться непосредственно на учеников, а, значит, возникает вопрос о методиках изучения сформированности навыков самоконтроля.
В современной системе образования активно разрабатываются и внедряются в школьную практику технологии, важное значение уделяют реализации задачи формирования у младших школьников самоконтроля. Среди них - подход, предложенный в системе развивающего обучения Д. Эльконина-В. Давыдова, технологии деятельностного метода, метода программированного обучения, безоценочная система обучения и др. Непосредственно на формирование самоконтроля в учебной деятельности направлены подходы, разработанные А. Пачиновой и И.В. Тухман.Одной из важнейших задач методики обучения математике является предупреждение ошибок в учеников. Причиной подавляющего большинства ошибок является формализм в знаниях школьников.
Проблема повышения образовательного уровня подрастающего поколения, основанного на овладении учащимися метапредметными компетенциями, имеет большую социальную значимость. Самоконтроль занимает важное место среди надпредметных компетенций, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения. Он оказывает большое влияние на приобретение учебных умений, повышает осознанность выполняемых действий, позволяет школьникам успешнее организовывать собственную деятельность, а также обеспечивает их личностное развитие [7, с. 56; 8, с. 22].
На сегодняшний день проблема самоконтроля умственно отсталых школьников исследовалась в основном в аспекте трудовой деятельности (Б. И. Пинский, С. Л. Мирский). В аспекте учебной деятельности указанная проблема изучена недостаточно (Л. П. Ярова). Большинство исследований, посвященных изучению самоконтроля лиц с нарушением интеллекта, выполнено более 10-15 лет назад в иных социокультурных условиях и применительно к иной социально-образовательной ситуации. В них закономерно не нашли отражения актуальные требования специального образования, что наблюдается при анализе его современного состояния.
Современная система специального образования предусматривает овладение учащимися базовыми учебными действиями, под которыми понимаются действия, обеспечивающие сознательное отношение умственно отсталых младших школьников к обучению и содействующие дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне [7, с. 55].
Самоконтроль является регулятивным базовым учебным действием, развитие которого необходимо для успешной организации (самоорганизации) учебной деятельности умственно отсталого ученика [8, с. 22].
Особенностями современных требований в системе специального образования являются выделение базовых учебных действий, которыми ребенок должен овладеть на доступном для него уровне и необходимость в формировании метапредметных компетенций, что совершенствует не только процесс обучения, но и адаптацию в социуме.
Однако существующая система образования лиц с легкой умственной отсталостью придерживается традиционных методов и приемов обучения, не отвечающих требованиям современного социального заказа.
В силу особенностей психического и интеллектуального развития детей с легкой умственной отсталостью, а также состояния их учебной деятельности предопределяются особенности и своеобразие развития у них самоконтроля в процессе обучения.
К сожалению, на формирование самоконтроля в школах обращается мало внимания, что особенно недопустимо в аспекте развивающего обучения для учеников с легкой умственной отсталостью.. В связи с вышесказанным, выбранная тема для исследования «Формирование самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью в процессе обучения на уроке математики» является актуальной.
Цель исследования: изучить основные приемы формирования самоконтроля у младших школьников (4-й класс) с легкой умственной отсталостью в процессе обучения на уроке математики.
Объект: формирование навыка самоконтроля;
Предмет: формирование самоконтроля у младших школьников (4-й класс) с легкой умственной отсталостью в процессе обучения на уроке математики.
Задачи:
1. Рассмотреть формирование самоконтроля как компонент работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий


2. Изучить особенности формирования самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования навыков самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы и размещена на 78 страницах.

ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ САМОКОНТРОЛЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 9
1.1 Формирование самоконтроля как компонента работы по формированию регулятивных учебных действий 9
1.2. Особенности формирования самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью 18
1.3. Психолого-педагогические условия формирования самоконтроля у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости 33
Выводы по Главе 1 45
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 48
2.1. Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента 48
2.2. Содержание методики исследования 49
2.3. Описание результатов и анализ констатирующего эксперимента 56
ГЛАВА 3. ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 61
3.1. Цель, задачи, методика формирующего эксперимента 61
3.2. Описание процесса по формированию навыков самоконтроля у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроках математики 63
3.3. Проверка эффективности работы по формированию навыков самоконтроля у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроках математики 74
Выводы по Главе 3 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
ЛИТЕРАТУРА 86




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самоконтроль - одно из важных психологических свойств личности, что проявляется в ее способности самостоятельно следить за собственными действиями, поступками, соотносить их с требованиями определенных норм, правил. Самоконтроль- неотъемлемый компонент любой сознательной деятельности (игровой, учебной, производственной). Формирование самоконтроля неразрывно связано со становлением мотивационной сферы; его осуществление возможно при определенных условиях, в частности, при наличии у человека образцов, с которыми он сопоставляет свои действия, поступки, их возможные или фактические результаты. Для успешного формирования самоконтроля необходимо соблюдать в системе проведения уроков следующих условий: с целью предупреждения возможных ошибок усложнять задачу в определенной последовательности: копирование, использование образца в тех же условиях, в измененных, в новых; добиваться от учеников четкого понимания цели работы и объекта проверки; в исполнении тренировочных упражнений предусмотреть специальные препятствия, предупреждают снижение остроты внимания, образования штампа действий.
Формирование навыка самоконтроля при изучении математики является необходимым элементом успешного обучения. Этому способствует обучения методам и приемам проведения самоконтроля, а также применение различных, специально подобранных задач. При этом работа над формированием навыка самоконтроля должна быть систематической. Формированию навыка самоконтроля способствует самостоятельная работа учащихся. Самостоятельные работы могут быть как большие по объему, рассчитанные на большую часть урока, так и направленные на проверку какого-то одного типа задач.
Самоконтроль - это процесс контролирующей деятельности, который включает в себя принятие задачи, планирование потенциальных действий ее выполнения, реализация этой программы и оценка полученного результата. Самоконтроль происходит во время всех видов деятельности на всех этапах ее выполнения и охватывает умственные и другие компоненты психической деятельности, с помощью которых субъект на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца, следит за своими действиями и их результатами. Структура самоконтроля в учебной деятельности является достаточно сложной, основой которой является определенное развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы, мышления, речи, а также умение действовать по образцу и состоит из следующих компонентов: планирующего, операционного, конечного. В процессе формирования и осуществления самоконтроля - мыслительной деятельности принадлежит роль регулятора этого процесса, а речевой - опосредования процесса формирования.
У младших школьников с легкой умственной отсталостью отмечаются своеобразные особенности осуществления всех этапов самоконтроля, которые свидетельствуют об их нарушении. При недостаточном интеллектуальном развитии, несформированности контролирующих действий у детей с легкой степенью умственной отсталости нарушаются регулирование и опосредование самоконтроля за процессом учебной деятельности, что приводит к неадекватному отношению к учебным задачам, неправильному их выполнению, недостаточной проверке.
Экспериментально подтверждено, что в процессе целенаправленного коррекционного воздействия на компоненты самоконтроля в процессе решения математических задач у детей эксперментальной группы был сформирован 2-й и 3-й уровни самоконтроля. Это указывает на достаточный уровень сформированности компонентов самоконтроля, необходимых для успешного выполнения всех этапов текстовых математических задач. При этом у детей с ЗПР результаты по сравнению с констатирующим этапом практически неизменны.
Доказано, что наиболее оптимальным путем формирования самоконтроля в процессе решения математических задач является поэтапный переход от выполнения действий в материальной форме к выполнению действий во внутренней, с помощью средств, которые способствуют его развитию, это: определение ожидаемого ответа; нахождения рационального способа выполнения; сопоставление с образцом; повторное решение задач; решения обратных задач; проверка полученных результатов по условию задачи; решение задач различными способами; решение задач с неполными или путаными данными; кодирования ответов. Выполнение таких специальных заданий учащимися с легкой умственной отсталостью экспериментальной группы привело к качественному формированию умений у этих детей планировать решение задачи, контролировать последовательное осуществление плана, проверять ход выполнения и конечный результат, определять и исправлять допущенные ошибки, критически оценивать решения. Экспериментально подтверждено, что действия самоконтроля у детей экспериментальной группы является сокращенными, автоматическими, умственными; самоконтроль выполняется развернуто, без пропуска необходимых операций.
Была показана эффективность разработанных заданий для формирования навыка самоконтроля, поскольку дети стали более активно и умело использовать навык самоконтроля в учебном процессе (о чем свидетельствует повышение уровня сформированности навыка в сравнении с констатирующим экспериментом)

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакумова Л.В. Формирование умений и навыков самоконтроля в учебной деятельности школьников начальных классов: автореферат кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Л.В.Абакумова / С.-Петерб. ун-т МВД РФ. – Санкт-Петербург, 2005. – 18 с.
2. Абдурасулов, Д. А. О роли помощи умственно отсталым детям в анализе образца модели при ее изготовлении //Дефектология. - 1982. - №6. - С. 29.
3. Александрова Е.И. Методика обучения математике вначальной школе/ Е. И. Александрова. - М .: Вита-Пресс, 2003.-173 с.
4. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности/ Ю. К. Бабанский.- М.: Знание, 1981.-96 с.
5. Бантова М.А. и др. Методика преподавания математики в начальных классах. Пособие для пед. училищ. Под ред. М.А. Бантовой. – М.: Просвещение, 1973.- 304 с.
6. Батий Ю.Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий/ Ю. Ю. Батий //Начальная школа №4. - 1979.- с.75-78.
7. Бельтюкова Г.В. Совершенствование контроля и оценки учебной работы школьника по математике/ Г. В. Бельтюкова //Начальная школа №8. -1990.- с.10-14.
8. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 160 с.
9. Виноградова Н. Ф. Контроль и оценка в начальной школе / Н. Ф. Виноградова//Начальная школа. - №15. – 2006. – с.4-5.
10. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова - М .: Просвещение, 1966.- 560 с.
11. Волявко Д.Н. Самоконтроль - важнейший компонент продуктивной учебной деятельности, 2004. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.rusnauka.com/8_NND_2010/Pedagogica/60509.doc.htm
12. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки в учебной деятельности (Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) /Воронцов Алексей Борисович. – СПб. – 2001. – 236 с.
13. Выготский Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский / Под ред. А. М. Матюшкина. – В 6-ти томах. – М : Педагогика, 1983. – Т. 3 : Проблемы развития психики. – 367 с.
14. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства/ Т. В. Габай - М .: Издательство Московского университета. - 1988.-256 с.
15. Галкина В. А. Технология формирования самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью в процессе обучения // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина . 2014. №4 С.66-75.
16. Галкина В. А. Уровни навыка самоконтроля у учеников начальных классов специальной школы VIII вида // Вестн. Моск. город. пед. ун-та. - М: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - №2 (28). - С. 102-111.
17. Галкина В. А.Технология формирования готовности к самоконтролю у младших школьников с легкой умственной отсталостью. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, 2016 – 178 с.
18. Галкина В.А. Технология формирования самоконтроля в процессе обучения у младших школьников с легкой умственной отсталостью. Образование и наука . 2015;1(2):104-116.
19. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания/ П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. – М.: Издательство Московского университета, 1974.-102 с.
20. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических опытов/ В. В. Давыдов. - М .: Педагогика, 1986- 240 с.
21. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности / А.К. Дусавицкий. – Харьков: ВЦХНУ им. В.Н. Каразина, 2008. – 216 с.
22. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. Для учителя/О.Б. Епишева. - М.: Просвещение, 2003. - С. 233
23. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие/ М. Г. Ермолаева. - СПб.: КАРО, 2011. - С. 160
24. Занков, Л. В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. - М. : Учпедгиз, 1935. - 176 с.
25. Иванова Г.С. Применение тестовых заданий с элементами самоконтроля/ С. Г. Иванова //Нач. школа.-2005.-№3. – С.32-33
26. Истомина Н. Б. Методика обучения математики в начальной школе: Развивающее обучение/Н. Б. Истомина. - 2-е изд., испр. - Смоленск: Издательство Ассоциация XXI век, 2009. - 288 с.
27. Камышева Н.Н. Пособие для самоконтроля на уроках математики /Н. Н. Камышшева//Начальная школа №9, 1982.- с.36-37.
28. Касицина Н. Тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика/ Н. Касицина, С. Юсфин. – М.: Агенство образовательного сотрудничества, 2010. - С. 241
29. Кожалиева Ч. Б. О возрастной динамике образа «я» у умственно отсталых подростков // Дефектология. - 1997. - №4. - С. 36-43.
30. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии : учебно-методическое пособие / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 224 с.
31. Кузнецов В.И. Контроль и самоконтроль- важные условия формирования учебных навыков/ В. И. Кузнецов //Начальная школа №2, 1986.- №2. – С. 36–39
32. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. - 2006. - №3. - С. 15-27.
33. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся/ А. С. Лында - М.: Высшая школа, 1979.-159 с.
34. Манвелов Н.С. Совершенствование систем заданий по математике для развития самоконтроля учащихся / Н.С. Манвелов // Тенденции и проблемы развития математического образования : научно-практический сборник. Вып 9. – Армавир : РИО АГПА, 2011. – С. 51-54.
35. Манвелов С.Г. Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся/ С. Г. Манвелов. - М.: Просвещение, 1997.-159 с.
36. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения. - М. : Просвещение, 1990.- 192 с.
37. Матасов, Ю. Т. Развитие мышления умственно отсталых школьников : дис. ... д-ра псих, наук : 19.00.10 / Матасов Юрий Тимофеевич. - Спб., 1997. -332 с.
38. Математика (программа Е.И.Александровой). Пособие для учителя 3 класса. Составитель: О.М.Кондратюк. Центр психологии и методики развивающего обучения. Харьков.-2003.-53 с.
39. Мирский С. Л. Самоконтроль умственно отсталых школьников в трудовой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1967. - 18 с.
40. Мор Г.А. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся/ Г. А. Мор // Нач. школа №10, 1988.- с.18-21.
41. Мурадян Н.С. Формирование рефлективных умений учащихся начальной школы[Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:www.sochi-schools.ru/57/im/d_98.docx
42. Немов Р.С. Методы психодиагностики младших школьников. Психология. К. 3./Р. С. Немов.- М.: Просвещение. – 1998. – С. 156-208.
43. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека/ Г. С. Никифоров. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989.-182 с.
44. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы/ Л. Ф. Обухова. – М.: Тривола, 1995.-207 с.
45. Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников / А.Г. Пачинова// Нач. школа. – 2004. – №11. – С.31-37.
46. Певзнер, М. С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения). - М. : Издательство АПН РСФСР, 1959. - 486 с.
47. Перова, М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. - М. : Владос, 2001. - 408 с.
48. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников : учебное пособие для ВУЗов/ И. В. Белякова. - М. : Академия, 2002. - 160 с.
49. Пинский, Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1977. - 120 с.
50. Пинский, Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1985. - 128 с.
51. Пинский, Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М.: АПН РСФСР, 1962. - 319 с.
52. Проект примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей [от 08.04.2014 г. - Электронный ресурс].
53. Проект Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью [от 27.09.2014 - электронный ресурс]. - URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/04/08_ФГОС _УО_27.09.2014. pdf
54. Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности/ Г. В. Репкина, Е. В. Заика. - Томск: Пеленг, 1993.-61 с.
55. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности // Куатор. Все лучшее студентам. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://quator.ru/all-materials/item/7172-repkina-gv-zaika-ev-otsenka-urovnya-sformirovannosti-uchebnoy-deyatelnosti
56. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника : учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология». - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1986. - 192 с.
57. Самооценка и уровень притязаний младших школьников // Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2 кн. – Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. – М.: Просвещение. – 2008. – С. 139-141.
58. Тализина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н. Ф. Талызина. - М .: Просвещение. - 1988.- 96 с.
59. Тухман И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников /И.В. Тухман // Начальная школа. - 2004. - №2. - С. 20-24.
60. Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие/ Т. Ф. Ушева. - Красноярск, 2007 - 88 с.
61. Федеральный государственный образова¬тельный стандарт начального общего образова¬ния. — М. : Просвещение. 2010.
62. Формирование учебной деятельности школьников / В. В. Давыдов, А. К. Маркова, И. Ломпшер. - М. : Педагогика, 1982. - 216 с.
63. Хрестоматия по возрастной психологи : Учебное пособие для ВУЗов / Сост. Л. М. Семенюк; ред. Д. И. Фельдштейн. – М. : Международная академия, 1994. – С. 209-210.
64. Хрипкова А.Г. Мир детства: младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1981. -400 с.
65. Цукерман Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности / Г.А. Цукерман //Начальная школа : плюс-минус. – 2001. – № 1. – С. 23-26.
66. Что значит «уметь учиться» / Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Мазурина С. Е., Зайцева И. В. - М. : АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2008. - 80 с.
67. Шикова Р.Н. Формирование самоконтроля в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач/ Р. Н. Шикова, Е. И. Боголова// Нач. школа. – 2000. - №1. – С. 37-40.
68. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранньїе психологические труды / Под редакцией Д. И. Фельдштейна. - Издание 2-е, стереотипное. - М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЗК», 1997. -416 с.
69. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника/ Д. Б. Эльконин. – М.: Знания, 1974. – 146 с.
70. Эрдниев П.М. Теория и методика обучения математики в начальных классах/ П. М. Эрдниев. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с.
71. Яковлева Н.П. Формирование действий контроля и оценки у младших школьников/Н. П. Яковлева // Начальная школа. -2006. №7. - С. 22
72. Ярова Л. П. Формирование самоконтроля в учебной деятельности умственно отсталых младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1994. -17 с.


Купить эту работу

Формирование самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью в процессе обучения на уроке математики

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

29 апреля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.5
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽