Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Влияние групповой сплоченности на эффективность профессиональной деятельности

  • 64 страниц
  • 2017 год
  • 219 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность. Взаимосвязь и взаимообусловленность процессов личностного и профессионального развития является предметом многочисленных психологических исследований. С одной стороны, индивидуально-личностная сфера оказывает существенное влияние на работоспособность сотрудника, особенности его взаимодействия с окружающими людьми, отношение к профессиональным обязанностям. С другой стороны, возможность или невозможность самореализации в профессиональной сфере, удовлетворённость или неудовлетворённость условиями труда способствует формированию либо положительного, либо отрицательного настроя человека, его общего физического и эмоционального состояния, мировоззренческих принципов.
Современная профессиональная ситуация характеризуется повышением требований к сотрудникам во всех сферах деятельности. Они должны обладать не только профильными знаниями, но и развитыми навыками коммуникативного и межличностного взаимодействия, осознавать, что групповая сплочённость способствует достижению оптимальных результатов. Вместе с тем, стрессовые ситуации в организации, а также неразвитая социально-коммуникативная компетентность, нередко приводят к снижению эффективности трудового процесса. В связи с этим особую актуальность представляет внедрение специального психологического сопровождения, призванного нормализовать социально-психологический климат в коллективе и способствовать эффективной профессиональной деятельности сотрудников.
Цель исследования – выявление и анализ особенностей групповой сплочённости как средства повышения эффективности профессиональной деятельности.
Объект исследования – процесс формирования групповой сплочённости.
Предмет исследования – влияние групповой сплочённости на эффективность профессиональной деятельности.
Гипотезы исследования:
1) групповая сплочённость обусловливается не только спецификой конкретной организации, но и индивидуально-психологическими особенностями сотрудников;
2) специально разработанная тренинговая программа будет способствовать формированию групповой сплочённости и, как следствие, повышению эффективности профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
1) изучить психологическую литературу по теме исследования;
2) провести психодиагностическое обследование в группе испытуемых;
3) разработать и апробировать программу консультативной работы с сотрудниками по проблемам групповой сплочённости;
4) проанализировать результаты проведенного исследования.
Методы исследования: анализ психологической литературы, психологическая диагностика, математическая статистика, сравнение, графические методы представления полученных данных и др.
Методики исследования: 1) Тест «Отношения с коллегами» (А.А. Ершов); 2) Опросник для диагностики мотивов профессиональной деятельности специалистов (Т.Н. Францева); 3) Самоактуализационный тест (Э. Шостром).
Опытно-экспериментальная база. Исследование было осуществлено на базе … Выборку составили 10 сотрудников организации.
Работа обобщает результаты исследования, проводившегося в три этапа:
- первый этап был посвящён изучению и анализу психологической литературы по интересующим направлениям, на определение объекта и предмета исследования, формулировку цели, гипотезы, задач исследования, разработку научного замысла изучения влияния групповой сплочённости на эффективность профессиональной деятельности;
- второй этап исследования предполагал обобщение результатов анализа психологической литературы по исследуемой проблеме, написание теоретической части работы, характеризующей теоретические основы исследования групповой сплочённости;
- третий этап включал эмпирическое исследование: были получены и проанализированы результаты исследования групповой сплочённости и эффективности профессиональной деятельности сотрудников, разработана программа, ориентированная на улучшение социально-психологического климата в коллективе.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в нём представлены, систематизированы и проанализированы различные подходы к проблеме групповой сплочённости и психологического сопровождения. Результаты исследования могут быть интересны специалистам по подбору персонала и практическим психологам, осуществляющим консультации в профессиональной сфере.
Структура исследования. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЁННОСТИ 6
1.1. Понятие и основные особенности групповой сплочённости 6
1.2. Факторы, способствующие формированию и развитию групповой сплоченности 10
1.3. Психологическое сопровождение как средство формирования групповой сплочённости 15
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЁННОСТИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Организация и методологический аппарат исследования 33
2.2. Результаты исследования групповой сплочённости и эффективности профессиональной деятельности 35
2.3. Программа формирования групповой сплочённости в коллективе 48
Выводы по второй главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69


Проведённое нами исследование было посвящено изучению и анализу влияния групповой сплочённости на эффективность профессиональной деятельности. Ниже представлены основные выводы.
1. Феномен сплоченности с точки зрения групповой динамики связан с сохранением членства в группах, сокращением количества уходов из группы; усилением влияния; расширением участия в жизни группы; ростом индивидуальной адаптации к группе и переживанием чувства личной безопасности. Для получения действенных результатов совместной деятельности необходимо правильно организовать группу и обучить всех его членов навыкам совместной работы и умению объединиться и сосредоточиться на решении общих проблем. Групповая сплоченность обнаруживает воздействие на результаты деятельности не только группы, но и всей организации в целом. Все динамические процессы, происходящие в малой группе, тем или иным образом обеспечивают эффективность групповой деятельности в целом.
2. Анализ и повышение групповой сплоченности трудового коллектива – это комплексная задача, при решении которой целесообразно выделить три аспекта: организационно-технологический, управленческий, социальный. Организационно-технологический аспект связан с выделением и рассмотрением таких факторов сплоченности группы, как форма организации труда (коллективная или индивидуальная); единство личной и коллективной материальной ответственности; сочетание личной и коллективной материальной заинтересованности; сравнительные условия работы в данном коллективе; успехи, достигнутые данным коллективом. Управленческий аспект предполагает учет следующих факторов: информированность членов коллектива, авторитет руководителя, роль руководитель в формировании коллектива. Социальный аспект включает величину, продолжительность существования коллектива, возрастной состав, темпы развития, состояние текучести кадров.
3. Социально-психологический тренинг представляет собой форму активного обучения, позволяющую человеку самому формировать навыки и умения в построении продуктивных социальных межличностных отношений, анализировать социально-психологические ситуации со своей точки зрения и позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения. В отечественной психологи сложилась традиция обозначать социально-психологическим тренингом те его виды объектом воздействия, в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении. В самом широком смысле под социально-психологическим тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции.
4. Психологическая коррекция групповой сплочённости предполагает разработку специальной программы, специальных тренинговых занятий, а также занятий в виде дискуссий, бесед, игровых методов, элементов психодиагностики. Коррекционная программа должна быть направлена на повышение уровня принятия себя, поддержки благоприятного представления о себе, своих потенций, своей способности, возможности к саморазвитию и самосовершенствованию. Психолог, проводящий коррекционную работу по специально разработанной программе для того или иного контингента, должен сам обладать многими вариантами уверенных форм поведения. Вне зависимости от успешности участников на таких занятиях психолог должен проявлять к ним позитивную оценку.
5. С целью определения особенностей групповой сплочённости и эффективности профессиональной деятельности сотрудников мы провели кластерный анализ. Первый кластер объединяет собой 6 человек (60% опрошенных). Представители данного кластера характеризуются средним уровнем профессиональной компетентности и личной продуктивности, не всегда способны к самостоятельному принятию решений. В целом, они ориентированы на установление положительных отношений с окружающими, однако не всегда могут выбрать наилучшую стратегию взаимодействия. Наиболее значим для них мотив жизнеобеспечения, наименее значим – познавательный. Исследование демонстрирует, что данные сотрудники обладают не очень развитой компетентностью во времени, достаточно низким уровнем самопринятия и самоподдержки, не склонны к синергии и принятию природы человека. У них среднее самоуважение и гибкость поведения, а также средний уровень контактности. Вышесказанное свидетельствует, что при формальном соответствии требованиям, предъявляемым к сотрудникам организации, представители первого кластера характеризуются определёнными проблемами как личной, так и профессиональной сферы. Таким образом, они нуждаются в грамотном психологическом сопровождении, позволяющем повысить их профессиональную компетентность и улучшить навыки межличностного взаимодействия.
6. Второй кластер включает 4 сотрудника (40% испытуемых). Данные опрошенные обладают высоким уровнем профессиональной компетентности и личной продуктивности, готовы и способны как к самостоятельному принятию решений, так и к делегированию полномочий другим членам коллектива. Их характеризует гуманистическая направленность, принятие природы других людей, склонность к субординации в рамках профессионального общения. Для них важно стремление добиться успеха в работе, быть самостоятельными и независимыми людьми. У представителей второго кластера явно выражен познавательный мотив, а также мотив активности и признания. Они обладают развитой компетентностью во времени, самоподдержкой и гибкостью поведения, высоким уровнем самоуважения, самоактуализации и самопринятия. Данные сотрудники отличаются эффективным межличностным взаимодействием, контактностью, развитой интеллектуальной сферой, креативностью. В целом, у них нет выраженных проблем в области профессиональной и личностной сферы, однако для налаживания благоприятной социально-психологической обстановки в коллективе им также было предложено поучаствовать в программе психологического сопровождения профессионального становления личности.
7. Система психологического сопровождения профессионального становления личности является необходимым компонентом, реализующим социально-психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий для личностного, интеллектуального и социального развития сотрудников, для охраны психологического здоровья всех участников рабочего процесса; а также обеспечивает оказание психологической помощи (психологической поддержки). Терапевтический (психоаналитический) подход ориентирован на выявление глубинных мотиваций личности. Бихевиористский подход содержит разработку новых технологий обучения. Целью гигиенического подхода является профилактика психического здоровья, а главный способ работы – консультирование сотрудников, которых психолог обучает различным методам личной психотехники, аутогенной тренировки, медитации, элементам самоанализа и гештальтисткого метода осознавания и др. В основе динамического подхода лежит тренинговая работа (акцент делается на тренингах личностного роста), сосредоточенная на процессах групповой динамики.
8. Разработка и апробация программы психологического сопровождения формирования групповой сплочённости сотрудников состояла в налаживании доверительных взаимоотношений между сотрудниками данной организации. Дополнительной задачей явилось также установление большего взаимопонимания между сотрудниками и директором. К задачам программы относились: 1) повышение уровня сплоченности групп коллектива, формирование убежденности в том, что причастность к организации позволит лучше контролировать как свою судьбу, так и будущее членов всей организации; 2) провозглашение принципа равных возможностей, справедливого распределения вознаграждений, создание обстановки, обмен знаниями и опытом; 3) гибкость в осуществлении контроля. Предоставление известной автономности в процессе решения организационных задач. Стремление избегать слишком тщательного и непрерывного контроля, который может отрицательно сказываться не только на эффективности деятельности, но и на моральном настрое коллектива; 4) налаживание контакта некоторых членов коллектива с руководителем. Общение с руководителем в неформальной обстановке.
9. Программа тренинга строилась согласно следующей структуре: 1) приветствие; 2) основная, содержательная часть работы; 3) упражнение, способствующее завершению работы; 4) обратная связь. Мы полагаем, что после внедрения разработанной и проведенной нами программы работы по оптимизации социально-психологического климата групповая сплочённость коллектива улучшилась. Наблюдения за сотрудниками позволяют предположить, что в коллективе сложилась благоприятная атмосфера. Заметно улучшились такие показатели как: дружелюбие, согласие между сотрудниками, теплота, сотрудничество, взаимная поддержка. Отношения сотрудников в группе стали более благоприятными, сотрудники стали чувствовать себя более раскованно при руководителе. Таким образом, данная программа способствовала улучшению социально-психологического климата в организации, позволила увеличить групповую сплочённость и, соответственно, повысить эффективность профессиональной деятельности.

1. Агадуллина Е.Р. Взаимосвязь воспринимаемой целостности группы и групповой активности / Е.Р. Агадуллина, М.А. Котова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2012. №1. – С. 97 – 105.
2. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе / Сост. Т.Г. Мухина. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2013.
3. Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретическая подходы / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 288 с.
4. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. – СПб: Питер, 2005. – 832 с.
5. Бабанова Ю.В. Формирование социально-психологической компетентности на основе разработки тесовых программ в процессе перехода на двухуровневую систему подготовки кадров / Ю.В. Бабанова, Г.Ф. Голубева, В.В. Спасенникова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2010. – Т. 6. №3. – С. 46 – 54.
6. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: Теоретические основы и технологии создания: Дис. д-ра психол. наук. – СПб, 2003. – 386 с.
7. Балакина Ю.А. Зависимость групповой сплочённости от количества членов коллектива / Ю.А. Балакина // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2017. – Т. 6. №1. – С. 69 – 70.
8. Балдин К.Б. Теоретические основы принятия управленческих решений / К.Б. Балдин, С.Н. Воробьёв, Б.Б. Уткин. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005.
9. Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб: Евразия, 2000.
10. Барабанщикова В.А. Эксперимент в социальной психологии / В.А. Барабанщиков. – М.: МГППУ; Институт психологии РАН, 2010.
11. Бардиер Г. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. – СПб: Вирт Дорваль, 1993. – 91 с.
12. Белов В.В. Психологические основы проектирования системы воспитания управленческих лидеров в высшей школе / В.В. Белов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2015. – Т. 5. Психология. №3. – С. 5 – 16.
13. Бодди Д. Основы менеджмента / Д. Бодди, Р. Пэйтон. – СПб: Питер, 2004. – 816 с.
14. Бодров В.А. Психологические особенности профессиональной группы / В.А. Бодров // Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. – М.: Персэ, 2003. – С. 199 – 210.
15. Варламова Е.П. Рефлексивная диагностика в системе образования / Е.П. Варламова, С.Ю. Варламова // Вопросы психологии. – 1997. №5. – С. 28 – 44.
16. Виноградова Е.В. Отношения сотрудничества и конфликта в представлениях российских работников / Е.В. Виноградова // Социологические исследования. – 2011. №9. – С. 30 – 41.
17. Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. – М., 2004.
18. Волосников А.В. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом: Дис. канд. психол. наук. – М., 1999.
19. Вяткин А.П. Психолого-педагогические формы и средства экономической социализации студентов / А.П. Вяткин // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2003. №1. – С. 96 – 100.
20. Глоточкин А.Д. Методика формирования малых групп с учётом межличностных аспектов взаимодействия операторов / А.Д. Глоточкин, Г.В. Ложкин, В.В. Спасенников // Психологический журнал. – 2006. – Т. 7. №1. – С. 22 – 27.
21. Гойхман О.Я. Групповая сплочённость как фактор специальной коммуникации / О.Я. Гойхман // Гуманитарные технологии в современном мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2015. – С. 12 – 14.
22. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала / В.В. Гончаров. – М.: Смысл, 2013. – 224 с.
23. Горохов А.Ю. Технологический тренинг как метод повышения групповой сплочённости / А.Ю. Горохов // Матрица научного познания. – 2017. №3. – С. 346 – 350.
24. Данакин Н.С. Групповое влияние на организационное поведение / Н.С. Данакин, К.Н. Евминов, И.В. Конев. – Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2014. – 256 с.
25. Даукша Л.М. Педагогическая психология / Л.М Даукша, Л.В. Чекель. – Гродно: ГрГУ, 2008.
26. Донцов А.И. Межличностное восприятие в группе / А.И. Донцов. – М.: Аспект, 2007.
27. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – 167 с.
28. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф Исаев. – М.: Академия, 2002. – 206 с.
29. Климов Е.А. Пути в профессионализм (психологический взгляд) / Е.А. Климов. – М.: МПСИ; Флинта, 2013.
30. Клычева З. Формирование коммуникативных качеств личности учащихся начальных классов в общении / З. Клычева. – Нукус, 2009. – 102 с.
31. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем / Н.В. Клюева. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 192 с.
32. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – М.: АСТ, 2010. – 448 с.
33. Кричевский Р.Л. Психологические факторы эффективности деятельности коллектива / Р.Л. Кричевский, А.Б. Морская. – Кишинёв, 1991. – 89 с.
34. Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 318 с.
35. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю.Н. Кулюткин. – М.: Просвещение, 1985. – 127 с.
36. Лаптева Н.В. Социальная психология / Н.В. Лаптева. – Екатеринбург: ТТЖТ, 2010. – 124 с.
37. Линчевский Э.Э. Пролемы, связанные с использованием активных форм обучения. Попытка классификации / Э.Э. Линчевский // Современные проблемы экономической психологии и этики делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб, 2001. – С. 110 – 112.
38. Макшанов С.И. Психогимнастика в тренинге. Каталог / С.И. Макшанов, Н.Ю. Хрящева, Е.В. Сидоренко. – СПб: Образование, 1996. – 102 с.
39. Машков Б.Н. Практика психологического управления и руководства / Б.Н. Машкова. – СПб: Это, 2007. – 432 с.
40. Мдивани М.О. Групповая сплочённость и субъектные взаимодействия на ранних этапах профессионализации / М.О. Мдивани // Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски. – 2016. – С. 316 – 319.
41. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
42. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение / А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2009. – 192 с.
43. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы / Б.Д. Парыгин. – СПб: СПбГУП, 2010. – 533 с.
44. Пашкова А.П. Психолого-акмеологическое сопровождение студентов на начальном этапе планирования карьеры: Дис. канд. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 2010.
45. Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг / Л.А. Петровская. – СПб: Смысл, 2007. – 688 с.
46. Робер М.А. Психология индивида и группы / М.А. Робер, Ф. Тильман. – М.: Прогресс, 2008.
47. Розанова В.А. Психология управленческой деятельности / Б.А. Розанова. – М.: Экзамен, 2013.
48. Романова Е.А. Групповая сплочённость: аспекты теории и практики / Е.А. Романова // Развитие теории и практики педагогики, педагогической и социальной психологии в условиях обновления системы образования: Сборник материалов ежегодной международной конференции. – 2013. – С. 146 – 152.
49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштенй. – Спб: Питер, 2000. – 712 с.
50. Сидоренков А.В. Динамика неформальных подгрупп в группе. Социально-психологический анализ / А.В. Сидоренков. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2004. – 320 с.
51. Сидоренков А.В. Методики социально-психологического изучения малых групп в организации / А.В. Сидоренков. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2012. – 244 с.
52. Скворцов В.Н. Теоретические и методологические основы организации психологического сопровождения образовательного процесса в вузе / В.Н. Скворцов, А.Г. Маклаков // Вестник Ленинградского университета им. А.С. Пушкина. – 2012. №3. –С. 7 – 16.
53. Скиннер Б. Оперативное поведение / Б. Скиннер // История зарубежной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – С. 60 – 67.
54. Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива / Л.И. Уманский // Коллектив и личность / Под ред. Е.В. Шороховой. – М.: Наука, 1975. – С. 77 – 87.
55. Фальцман В.К. Основы управления предприятием / Б.К. Фальцман. – М., 2005.
56. Чермянин С.В. Методические и организационные проблемы обеспечения профессионально-психологического сопровождения учебного процесса в вузах Министерства обороны / С.В. Чермянин, В.А. Корзунин, Д.Ю. Будко // Военно-медицинский журнал. – 2008. №6. – С. 33 – 37.
57. Щукина М.А. Психология саморазвития личности: Субъектный подход: Дис. д-ра психол. наук. – СПб, 2015. – 355 с.
58. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: Добросвет, 2010. – 596 с.
59. Яничева Т.Г. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки / Т.Г. Яничева // Журнал практического психолога. – 1999. №3. – С. 101 – 119.
60. Яровая М.Ю. Исследование основных психологических факторов, влияющих на эффективность совместной деятельности трудового коллектива / М.Ю. Яровая // Гуманитарные научные исследования. – 2016. №4. – С. 263 – 266.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность. Взаимосвязь и взаимообусловленность процессов личностного и профессионального развития является предметом многочисленных психологических исследований. С одной стороны, индивидуально-личностная сфера оказывает существенное влияние на работоспособность сотрудника, особенности его взаимодействия с окружающими людьми, отношение к профессиональным обязанностям. С другой стороны, возможность или невозможность самореализации в профессиональной сфере, удовлетворённость или неудовлетворённость условиями труда способствует формированию либо положительного, либо отрицательного настроя человека, его общего физического и эмоционального состояния, мировоззренческих принципов.
Современная профессиональная ситуация характеризуется повышением требований к сотрудникам во всех сферах деятельности. Они должны обладать не только профильными знаниями, но и развитыми навыками коммуникативного и межличностного взаимодействия, осознавать, что групповая сплочённость способствует достижению оптимальных результатов. Вместе с тем, стрессовые ситуации в организации, а также неразвитая социально-коммуникативная компетентность, нередко приводят к снижению эффективности трудового процесса. В связи с этим особую актуальность представляет внедрение специального психологического сопровождения, призванного нормализовать социально-психологический климат в коллективе и способствовать эффективной профессиональной деятельности сотрудников.
Цель исследования – выявление и анализ особенностей групповой сплочённости как средства повышения эффективности профессиональной деятельности.
Объект исследования – процесс формирования групповой сплочённости.
Предмет исследования – влияние групповой сплочённости на эффективность профессиональной деятельности.
Гипотезы исследования:
1) групповая сплочённость обусловливается не только спецификой конкретной организации, но и индивидуально-психологическими особенностями сотрудников;
2) специально разработанная тренинговая программа будет способствовать формированию групповой сплочённости и, как следствие, повышению эффективности профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
1) изучить психологическую литературу по теме исследования;
2) провести психодиагностическое обследование в группе испытуемых;
3) разработать и апробировать программу консультативной работы с сотрудниками по проблемам групповой сплочённости;
4) проанализировать результаты проведенного исследования.
Методы исследования: анализ психологической литературы, психологическая диагностика, математическая статистика, сравнение, графические методы представления полученных данных и др.
Методики исследования: 1) Тест «Отношения с коллегами» (А.А. Ершов); 2) Опросник для диагностики мотивов профессиональной деятельности специалистов (Т.Н. Францева); 3) Самоактуализационный тест (Э. Шостром).
Опытно-экспериментальная база. Исследование было осуществлено на базе … Выборку составили 10 сотрудников организации.
Работа обобщает результаты исследования, проводившегося в три этапа:
- первый этап был посвящён изучению и анализу психологической литературы по интересующим направлениям, на определение объекта и предмета исследования, формулировку цели, гипотезы, задач исследования, разработку научного замысла изучения влияния групповой сплочённости на эффективность профессиональной деятельности;
- второй этап исследования предполагал обобщение результатов анализа психологической литературы по исследуемой проблеме, написание теоретической части работы, характеризующей теоретические основы исследования групповой сплочённости;
- третий этап включал эмпирическое исследование: были получены и проанализированы результаты исследования групповой сплочённости и эффективности профессиональной деятельности сотрудников, разработана программа, ориентированная на улучшение социально-психологического климата в коллективе.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в нём представлены, систематизированы и проанализированы различные подходы к проблеме групповой сплочённости и психологического сопровождения. Результаты исследования могут быть интересны специалистам по подбору персонала и практическим психологам, осуществляющим консультации в профессиональной сфере.
Структура исследования. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЁННОСТИ 6
1.1. Понятие и основные особенности групповой сплочённости 6
1.2. Факторы, способствующие формированию и развитию групповой сплоченности 10
1.3. Психологическое сопровождение как средство формирования групповой сплочённости 15
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЁННОСТИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Организация и методологический аппарат исследования 33
2.2. Результаты исследования групповой сплочённости и эффективности профессиональной деятельности 35
2.3. Программа формирования групповой сплочённости в коллективе 48
Выводы по второй главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69


Проведённое нами исследование было посвящено изучению и анализу влияния групповой сплочённости на эффективность профессиональной деятельности. Ниже представлены основные выводы.
1. Феномен сплоченности с точки зрения групповой динамики связан с сохранением членства в группах, сокращением количества уходов из группы; усилением влияния; расширением участия в жизни группы; ростом индивидуальной адаптации к группе и переживанием чувства личной безопасности. Для получения действенных результатов совместной деятельности необходимо правильно организовать группу и обучить всех его членов навыкам совместной работы и умению объединиться и сосредоточиться на решении общих проблем. Групповая сплоченность обнаруживает воздействие на результаты деятельности не только группы, но и всей организации в целом. Все динамические процессы, происходящие в малой группе, тем или иным образом обеспечивают эффективность групповой деятельности в целом.
2. Анализ и повышение групповой сплоченности трудового коллектива – это комплексная задача, при решении которой целесообразно выделить три аспекта: организационно-технологический, управленческий, социальный. Организационно-технологический аспект связан с выделением и рассмотрением таких факторов сплоченности группы, как форма организации труда (коллективная или индивидуальная); единство личной и коллективной материальной ответственности; сочетание личной и коллективной материальной заинтересованности; сравнительные условия работы в данном коллективе; успехи, достигнутые данным коллективом. Управленческий аспект предполагает учет следующих факторов: информированность членов коллектива, авторитет руководителя, роль руководитель в формировании коллектива. Социальный аспект включает величину, продолжительность существования коллектива, возрастной состав, темпы развития, состояние текучести кадров.
3. Социально-психологический тренинг представляет собой форму активного обучения, позволяющую человеку самому формировать навыки и умения в построении продуктивных социальных межличностных отношений, анализировать социально-психологические ситуации со своей точки зрения и позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения. В отечественной психологи сложилась традиция обозначать социально-психологическим тренингом те его виды объектом воздействия, в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении. В самом широком смысле под социально-психологическим тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции.
4. Психологическая коррекция групповой сплочённости предполагает разработку специальной программы, специальных тренинговых занятий, а также занятий в виде дискуссий, бесед, игровых методов, элементов психодиагностики. Коррекционная программа должна быть направлена на повышение уровня принятия себя, поддержки благоприятного представления о себе, своих потенций, своей способности, возможности к саморазвитию и самосовершенствованию. Психолог, проводящий коррекционную работу по специально разработанной программе для того или иного контингента, должен сам обладать многими вариантами уверенных форм поведения. Вне зависимости от успешности участников на таких занятиях психолог должен проявлять к ним позитивную оценку.
5. С целью определения особенностей групповой сплочённости и эффективности профессиональной деятельности сотрудников мы провели кластерный анализ. Первый кластер объединяет собой 6 человек (60% опрошенных). Представители данного кластера характеризуются средним уровнем профессиональной компетентности и личной продуктивности, не всегда способны к самостоятельному принятию решений. В целом, они ориентированы на установление положительных отношений с окружающими, однако не всегда могут выбрать наилучшую стратегию взаимодействия. Наиболее значим для них мотив жизнеобеспечения, наименее значим – познавательный. Исследование демонстрирует, что данные сотрудники обладают не очень развитой компетентностью во времени, достаточно низким уровнем самопринятия и самоподдержки, не склонны к синергии и принятию природы человека. У них среднее самоуважение и гибкость поведения, а также средний уровень контактности. Вышесказанное свидетельствует, что при формальном соответствии требованиям, предъявляемым к сотрудникам организации, представители первого кластера характеризуются определёнными проблемами как личной, так и профессиональной сферы. Таким образом, они нуждаются в грамотном психологическом сопровождении, позволяющем повысить их профессиональную компетентность и улучшить навыки межличностного взаимодействия.
6. Второй кластер включает 4 сотрудника (40% испытуемых). Данные опрошенные обладают высоким уровнем профессиональной компетентности и личной продуктивности, готовы и способны как к самостоятельному принятию решений, так и к делегированию полномочий другим членам коллектива. Их характеризует гуманистическая направленность, принятие природы других людей, склонность к субординации в рамках профессионального общения. Для них важно стремление добиться успеха в работе, быть самостоятельными и независимыми людьми. У представителей второго кластера явно выражен познавательный мотив, а также мотив активности и признания. Они обладают развитой компетентностью во времени, самоподдержкой и гибкостью поведения, высоким уровнем самоуважения, самоактуализации и самопринятия. Данные сотрудники отличаются эффективным межличностным взаимодействием, контактностью, развитой интеллектуальной сферой, креативностью. В целом, у них нет выраженных проблем в области профессиональной и личностной сферы, однако для налаживания благоприятной социально-психологической обстановки в коллективе им также было предложено поучаствовать в программе психологического сопровождения профессионального становления личности.
7. Система психологического сопровождения профессионального становления личности является необходимым компонентом, реализующим социально-психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий для личностного, интеллектуального и социального развития сотрудников, для охраны психологического здоровья всех участников рабочего процесса; а также обеспечивает оказание психологической помощи (психологической поддержки). Терапевтический (психоаналитический) подход ориентирован на выявление глубинных мотиваций личности. Бихевиористский подход содержит разработку новых технологий обучения. Целью гигиенического подхода является профилактика психического здоровья, а главный способ работы – консультирование сотрудников, которых психолог обучает различным методам личной психотехники, аутогенной тренировки, медитации, элементам самоанализа и гештальтисткого метода осознавания и др. В основе динамического подхода лежит тренинговая работа (акцент делается на тренингах личностного роста), сосредоточенная на процессах групповой динамики.
8. Разработка и апробация программы психологического сопровождения формирования групповой сплочённости сотрудников состояла в налаживании доверительных взаимоотношений между сотрудниками данной организации. Дополнительной задачей явилось также установление большего взаимопонимания между сотрудниками и директором. К задачам программы относились: 1) повышение уровня сплоченности групп коллектива, формирование убежденности в том, что причастность к организации позволит лучше контролировать как свою судьбу, так и будущее членов всей организации; 2) провозглашение принципа равных возможностей, справедливого распределения вознаграждений, создание обстановки, обмен знаниями и опытом; 3) гибкость в осуществлении контроля. Предоставление известной автономности в процессе решения организационных задач. Стремление избегать слишком тщательного и непрерывного контроля, который может отрицательно сказываться не только на эффективности деятельности, но и на моральном настрое коллектива; 4) налаживание контакта некоторых членов коллектива с руководителем. Общение с руководителем в неформальной обстановке.
9. Программа тренинга строилась согласно следующей структуре: 1) приветствие; 2) основная, содержательная часть работы; 3) упражнение, способствующее завершению работы; 4) обратная связь. Мы полагаем, что после внедрения разработанной и проведенной нами программы работы по оптимизации социально-психологического климата групповая сплочённость коллектива улучшилась. Наблюдения за сотрудниками позволяют предположить, что в коллективе сложилась благоприятная атмосфера. Заметно улучшились такие показатели как: дружелюбие, согласие между сотрудниками, теплота, сотрудничество, взаимная поддержка. Отношения сотрудников в группе стали более благоприятными, сотрудники стали чувствовать себя более раскованно при руководителе. Таким образом, данная программа способствовала улучшению социально-психологического климата в организации, позволила увеличить групповую сплочённость и, соответственно, повысить эффективность профессиональной деятельности.

1. Агадуллина Е.Р. Взаимосвязь воспринимаемой целостности группы и групповой активности / Е.Р. Агадуллина, М.А. Котова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2012. №1. – С. 97 – 105.
2. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе / Сост. Т.Г. Мухина. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2013.
3. Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретическая подходы / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 288 с.
4. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. – СПб: Питер, 2005. – 832 с.
5. Бабанова Ю.В. Формирование социально-психологической компетентности на основе разработки тесовых программ в процессе перехода на двухуровневую систему подготовки кадров / Ю.В. Бабанова, Г.Ф. Голубева, В.В. Спасенникова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2010. – Т. 6. №3. – С. 46 – 54.
6. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: Теоретические основы и технологии создания: Дис. д-ра психол. наук. – СПб, 2003. – 386 с.
7. Балакина Ю.А. Зависимость групповой сплочённости от количества членов коллектива / Ю.А. Балакина // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2017. – Т. 6. №1. – С. 69 – 70.
8. Балдин К.Б. Теоретические основы принятия управленческих решений / К.Б. Балдин, С.Н. Воробьёв, Б.Б. Уткин. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005.
9. Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб: Евразия, 2000.
10. Барабанщикова В.А. Эксперимент в социальной психологии / В.А. Барабанщиков. – М.: МГППУ; Институт психологии РАН, 2010.
11. Бардиер Г. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. – СПб: Вирт Дорваль, 1993. – 91 с.
12. Белов В.В. Психологические основы проектирования системы воспитания управленческих лидеров в высшей школе / В.В. Белов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2015. – Т. 5. Психология. №3. – С. 5 – 16.
13. Бодди Д. Основы менеджмента / Д. Бодди, Р. Пэйтон. – СПб: Питер, 2004. – 816 с.
14. Бодров В.А. Психологические особенности профессиональной группы / В.А. Бодров // Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. – М.: Персэ, 2003. – С. 199 – 210.
15. Варламова Е.П. Рефлексивная диагностика в системе образования / Е.П. Варламова, С.Ю. Варламова // Вопросы психологии. – 1997. №5. – С. 28 – 44.
16. Виноградова Е.В. Отношения сотрудничества и конфликта в представлениях российских работников / Е.В. Виноградова // Социологические исследования. – 2011. №9. – С. 30 – 41.
17. Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. – М., 2004.
18. Волосников А.В. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом: Дис. канд. психол. наук. – М., 1999.
19. Вяткин А.П. Психолого-педагогические формы и средства экономической социализации студентов / А.П. Вяткин // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2003. №1. – С. 96 – 100.
20. Глоточкин А.Д. Методика формирования малых групп с учётом межличностных аспектов взаимодействия операторов / А.Д. Глоточкин, Г.В. Ложкин, В.В. Спасенников // Психологический журнал. – 2006. – Т. 7. №1. – С. 22 – 27.
21. Гойхман О.Я. Групповая сплочённость как фактор специальной коммуникации / О.Я. Гойхман // Гуманитарные технологии в современном мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2015. – С. 12 – 14.
22. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала / В.В. Гончаров. – М.: Смысл, 2013. – 224 с.
23. Горохов А.Ю. Технологический тренинг как метод повышения групповой сплочённости / А.Ю. Горохов // Матрица научного познания. – 2017. №3. – С. 346 – 350.
24. Данакин Н.С. Групповое влияние на организационное поведение / Н.С. Данакин, К.Н. Евминов, И.В. Конев. – Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2014. – 256 с.
25. Даукша Л.М. Педагогическая психология / Л.М Даукша, Л.В. Чекель. – Гродно: ГрГУ, 2008.
26. Донцов А.И. Межличностное восприятие в группе / А.И. Донцов. – М.: Аспект, 2007.
27. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – 167 с.
28. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф Исаев. – М.: Академия, 2002. – 206 с.
29. Климов Е.А. Пути в профессионализм (психологический взгляд) / Е.А. Климов. – М.: МПСИ; Флинта, 2013.
30. Клычева З. Формирование коммуникативных качеств личности учащихся начальных классов в общении / З. Клычева. – Нукус, 2009. – 102 с.
31. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем / Н.В. Клюева. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 192 с.
32. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – М.: АСТ, 2010. – 448 с.
33. Кричевский Р.Л. Психологические факторы эффективности деятельности коллектива / Р.Л. Кричевский, А.Б. Морская. – Кишинёв, 1991. – 89 с.
34. Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 318 с.
35. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю.Н. Кулюткин. – М.: Просвещение, 1985. – 127 с.
36. Лаптева Н.В. Социальная психология / Н.В. Лаптева. – Екатеринбург: ТТЖТ, 2010. – 124 с.
37. Линчевский Э.Э. Пролемы, связанные с использованием активных форм обучения. Попытка классификации / Э.Э. Линчевский // Современные проблемы экономической психологии и этики делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб, 2001. – С. 110 – 112.
38. Макшанов С.И. Психогимнастика в тренинге. Каталог / С.И. Макшанов, Н.Ю. Хрящева, Е.В. Сидоренко. – СПб: Образование, 1996. – 102 с.
39. Машков Б.Н. Практика психологического управления и руководства / Б.Н. Машкова. – СПб: Это, 2007. – 432 с.
40. Мдивани М.О. Групповая сплочённость и субъектные взаимодействия на ранних этапах профессионализации / М.О. Мдивани // Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски. – 2016. – С. 316 – 319.
41. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
42. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение / А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2009. – 192 с.
43. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы / Б.Д. Парыгин. – СПб: СПбГУП, 2010. – 533 с.
44. Пашкова А.П. Психолого-акмеологическое сопровождение студентов на начальном этапе планирования карьеры: Дис. канд. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 2010.
45. Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг / Л.А. Петровская. – СПб: Смысл, 2007. – 688 с.
46. Робер М.А. Психология индивида и группы / М.А. Робер, Ф. Тильман. – М.: Прогресс, 2008.
47. Розанова В.А. Психология управленческой деятельности / Б.А. Розанова. – М.: Экзамен, 2013.
48. Романова Е.А. Групповая сплочённость: аспекты теории и практики / Е.А. Романова // Развитие теории и практики педагогики, педагогической и социальной психологии в условиях обновления системы образования: Сборник материалов ежегодной международной конференции. – 2013. – С. 146 – 152.
49. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштенй. – Спб: Питер, 2000. – 712 с.
50. Сидоренков А.В. Динамика неформальных подгрупп в группе. Социально-психологический анализ / А.В. Сидоренков. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2004. – 320 с.
51. Сидоренков А.В. Методики социально-психологического изучения малых групп в организации / А.В. Сидоренков. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2012. – 244 с.
52. Скворцов В.Н. Теоретические и методологические основы организации психологического сопровождения образовательного процесса в вузе / В.Н. Скворцов, А.Г. Маклаков // Вестник Ленинградского университета им. А.С. Пушкина. – 2012. №3. –С. 7 – 16.
53. Скиннер Б. Оперативное поведение / Б. Скиннер // История зарубежной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – С. 60 – 67.
54. Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива / Л.И. Уманский // Коллектив и личность / Под ред. Е.В. Шороховой. – М.: Наука, 1975. – С. 77 – 87.
55. Фальцман В.К. Основы управления предприятием / Б.К. Фальцман. – М., 2005.
56. Чермянин С.В. Методические и организационные проблемы обеспечения профессионально-психологического сопровождения учебного процесса в вузах Министерства обороны / С.В. Чермянин, В.А. Корзунин, Д.Ю. Будко // Военно-медицинский журнал. – 2008. №6. – С. 33 – 37.
57. Щукина М.А. Психология саморазвития личности: Субъектный подход: Дис. д-ра психол. наук. – СПб, 2015. – 355 с.
58. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: Добросвет, 2010. – 596 с.
59. Яничева Т.Г. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки / Т.Г. Яничева // Журнал практического психолога. – 1999. №3. – С. 101 – 119.
60. Яровая М.Ю. Исследование основных психологических факторов, влияющих на эффективность совместной деятельности трудового коллектива / М.Ю. Яровая // Гуманитарные научные исследования. – 2016. №4. – С. 263 – 266.

Купить эту работу

Влияние групповой сплоченности на эффективность профессиональной деятельности

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

5 августа 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.5
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽