Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Принятие христианства Русью

  • 35 страниц
  • 2017 год
  • 112 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

zavod61

500 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Причины принятия на Руси Византийского православия 6
1.1. Этапы принятия христианства 6
1.2. Особенности принятия христианства на Руси 11
2. Процесс христианизации русских земель в X - XIII веках 16
2.1. Церковная организация 16
2.2. Церковь и власть 21
3. Характерные черты духовной жизни русского общества в X - XIII веках 25
3.1. Рудименты язычества – двоеверие 26
3.2. Особенности русского православия……………………………...……..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

1.1. Этапы принятия христианства

Самые ранние сведения о проникновении на Русь христианства, которые можно считать достоверными, относятся к сороковым годам IX века. В 60-е годы того же века часть русских выразила желание принять христианство по византийскому обряду, и тогда же на Руси появилось греческое духовенство.
Об этом сообщает в своем послании патриарх Константинопольский Фотий. Как следует из данного документа, к новой вере перешло весьма значительное число русских, и была даже основана особая епархия. Однако уже очень скоро, при следующем патриархе Игнатии (867-877 гг.) на Руси прошло новое крещение. Из этого можно сделать вывод, что предшествующее крещение было все же не такое уж масштабное.
К середине Х века на Руси было уже достаточно много новообращенных христиан. Так, в договоре князя Игоря с греками от 944 года фигурирует целая группа воинов-христиан, которые приносили присягу в Киеве в церкви святого Ильи.
...

1.2. Особенности принятия христианства на Руси

При всех различиях выше описанных версий, в большинстве случаев спор идет о хронологии и конкретных обстоятельствах тех событий. Общим же для всех историков является стремление обнаружить глубинные причины крещения Руси, исходя из общих закономерностей первого этапа христианизации стран на окраинах Византийской империи.
История взаимоотношений Византии с Болгарией, Венгрией, Моравией и другими странами, расположенными по этой периферии, заполнена схожими примерами крещения в Константинополе соседних «варварских» правителей. Однако за этим совсем не всегда следовало обращение в христианство их подданных. В основном эти крещения были исключительно частным делом правителей, и диктовались, как правило, их желанием получить конкретные выгоды, льготы или почести.
...

2.1. Церковная организация

В послании патриарха Константинопольского Фотия, которое датировано 867 годом, содержится наиболее раннее упоминание об учреждении церковной организации на Руси. Там упоминается о посылке к русским митрополита-грека Михаила. Сколько времени просуществовала эта епархия не совсем ясно, но скорее всего – не очень долго.
Вероятно, действовала какая-то церковная организация и в середине Х века. В договоре с греками от 945 года упоминается церковь святого Ильи, в которой присягали дружинники, и эта церковь названа соборной. Это значит, что в Киеве данная церковь была не одна, а служили в ней по меньшей мере несколько священников (собор). Не исключено, что священник, который возглавлял эту церковь, имел более высокий статус по отношению к другим клирикам, и даже мог иметь сан архиерея.
...

2.2. Церковь и власть

Приобщение князя на Руси к христианской вере было лишь подготовкой к массовому крещению его подданных, которое осуществлялось самим государством. Массовые крещения, проводимые при непосредственном участии государственной власти, в целом совпадают по времени с завершением процесса строительства государства.
Принятие новой веры часто вызывало сопротивление основной массы населения, которая видела в замене религии не только идейную, но также и хозяйственную катастрофу. Отказ от старых верований воспринимался как подрыв всего векового опыта общинного хозяйствования, который отражался в образах и понятиях языческих культов.
Нарождающееся государство в лице князя и его дружины стремилось избавиться от давления со стороны старых институтов родового строя, оттеснить от управления его основу - племенную знать, а в ходе насаждения новой веры получить моральное оправдание для ее физического уничтожения.
...

3.1. Рудименты язычества – двоеверие

Сам факт крещения еще не делал язычника христианином. Миропонимание новообращенного оставалось в основном языческим, даже если в его глазах старые боги оказались низвергнуты. Новую религию он воспринимал через привычные ему представления, и обитатели языческого пантеона богов сливались в его сознании с теми христианскими образами, с которыми, как ему казалось, у них имеется какое-то сходство.
На Руси с пророком Илией, главным атрибутом которого считалась огненная колесница, отождествляли повелителя грома и бога-воителя Перуна, а его противоположность – Велес - превратился в святого Власия, ставшего, как и его предтеча, покровителем скота и пастухов. Мокошь, древнеславянская покровительница женщин, была отождествлена с Параскевой-Пятницей.
Доказанная в ходе крещения Киева неспособность Перуна постоять за себя и своих адептов была истолкована на Руси в том смысле, что Бог христианский сильнее богов языческих.
...

3.2. Особенности русского православия

Христианская вера проникала на Русь по самым разным каналам, поэтому традиции русской церкви, которые начали складываться еще до официального крещения, полностью не совпадали ни с византийскими, ни с римскими. Это был весьма специфический вид христианства, который впитал в себя черты различных христианских толков, но при этом был ориентирован на русскую культурную и языковую реальность.
Таким образом, русское христианство, неизбежно воспринималось, с одной стороны, как православное, а значит – не тождественное, а скорее противоположное западному (и даже западнославянскому), а с другой - как славянское, то есть не идентичное византийскому христианству.
Стремление Руси к религиозному отличию от Византии было вызвано еще и тем, что сами византийцы придерживались религиозно-политической доктрины, которая служила обоснованием верховенства Византийской империи над всем христианским миром.
...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате проведенной работы мы пришли к следующим выводам:
1) принятие христианства на Руси не было одномоментным актом, оно растянулось на многие годы, и прошло несколько фаз в своем развитии, причем сам процесс христианизации происходил до, так и после крещения князя Владимира.
2) особенностью процесса христианизации являлось существование многих каналов, через которые христианство проникало в языческую Древнюю Русь. Однако наиболее мощным из таких каналов была Византийская империя, с которой в рассматриваемый исторический период имелись самые тесные политические, экономические и культурные связи, что и способствовало принятию Русью христианства византийского толка.
3) после крещения Руси на ее территории получила развитие церковная организация.
...

1. Гаврилов Д.А., Наговицын А.Е. Боги славян. Язычество. Традиция. – М.: Рефл-Бук, 2002. – 464 с.
2. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников (IX - XII вв.). Курс лекций. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 399 с.
3. Захаревич А.В. История отечества. - М.: «Дашков и К», 2006. – 775 с.
4. Иларион. Слово о Законе и Благодати // Красноречие Древней Руси. - М.: Советская Россия, 1987. - 42-57 с.
5. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России 8-15 вв. - М.: МИРОС, 1997. – 464 с.
6. Клибанов А.И. Крещение Руси: история и современность // А. И. Клибанов, Л. Н. Митрохин. - М.: Знание, 1988. - 63 с.
7. Кузьмин А. Г. Крещение Руси. - М.: ЭКСМО: Алгоритм, 2004. - 411 с.
8. Культура России: IX - XX вв.: Учеб. пособие // Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. - М.: Простор, 1998. - 390 с.
9. Литаврин Г.Г. Путешествие русской княгини Ольги в Константинополь. Проблема источников. // Византийский временник. - 1981. - Т.42. - 35- 48 с.
10. Ляшевский С. История христианства в земле русской с I по XI век. — М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2002. - 314 с.
11. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. - М.: Языки русской культуры, 2001. - 780 с.
12. Некрасова М.Б. История России. - М.: Юрайт-издат, 2005. - 384 с.
13. Никольский Н.М. История Русской церкви. М.: Политиздат, 1985. - 448 с.
14. Перевезенцев С.В. Тайны русской веры: От язычества к империи. - М.: Вече, 2001. - 431 с.
15. Присёлков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X -XII вв. - СПб.: Питер, 2003. - 414 с.
16. Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII века: Принятие христианства. - М.: Русская панорама, 1998. - 443 с.
17. Рыбаков Б.А. Из истории культуры древней Руси: Исследования и заметки. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 240 с.
18. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1988. - 782 с.
19. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси: (Зарождение древнерусской дипломатии). - М.: Педагогика, 1987. - 126 с.
20. Седов В.В. Восточные славяне в VI—XIII вв. - М.: Наука, 1982. - 382 с.
21. Сочнев Ю.В. Русь и Золотая Орда: некоторые аспекты конфессиональных отношений. // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. М.: Туран, 1993. – 279-291 с.
22. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей: (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 245 с.
23. Фроянов И.Я. Города-государства в Древней Руси // И. Я. Фроянов, А. Ю. Дворниченко. Становление и развитие раннеклассовых обществ: Город и государство. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 269 с.
24. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 256 с.
25. Щапов Я.Н. Государство и церковь в Древней Руси X - XIII вв. - М.: Наука, 1989. - 228 с.
26. Щапов Я.Н. Церковь в Древней Руси. (До конца XIII в.) // Русское православие: вехи истории. М.: Политиздат, 1989. - 61-65 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Причины принятия на Руси Византийского православия 6
1.1. Этапы принятия христианства 6
1.2. Особенности принятия христианства на Руси 11
2. Процесс христианизации русских земель в X - XIII веках 16
2.1. Церковная организация 16
2.2. Церковь и власть 21
3. Характерные черты духовной жизни русского общества в X - XIII веках 25
3.1. Рудименты язычества – двоеверие 26
3.2. Особенности русского православия……………………………...……..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

1.1. Этапы принятия христианства

Самые ранние сведения о проникновении на Русь христианства, которые можно считать достоверными, относятся к сороковым годам IX века. В 60-е годы того же века часть русских выразила желание принять христианство по византийскому обряду, и тогда же на Руси появилось греческое духовенство.
Об этом сообщает в своем послании патриарх Константинопольский Фотий. Как следует из данного документа, к новой вере перешло весьма значительное число русских, и была даже основана особая епархия. Однако уже очень скоро, при следующем патриархе Игнатии (867-877 гг.) на Руси прошло новое крещение. Из этого можно сделать вывод, что предшествующее крещение было все же не такое уж масштабное.
К середине Х века на Руси было уже достаточно много новообращенных христиан. Так, в договоре князя Игоря с греками от 944 года фигурирует целая группа воинов-христиан, которые приносили присягу в Киеве в церкви святого Ильи.
...

1.2. Особенности принятия христианства на Руси

При всех различиях выше описанных версий, в большинстве случаев спор идет о хронологии и конкретных обстоятельствах тех событий. Общим же для всех историков является стремление обнаружить глубинные причины крещения Руси, исходя из общих закономерностей первого этапа христианизации стран на окраинах Византийской империи.
История взаимоотношений Византии с Болгарией, Венгрией, Моравией и другими странами, расположенными по этой периферии, заполнена схожими примерами крещения в Константинополе соседних «варварских» правителей. Однако за этим совсем не всегда следовало обращение в христианство их подданных. В основном эти крещения были исключительно частным делом правителей, и диктовались, как правило, их желанием получить конкретные выгоды, льготы или почести.
...

2.1. Церковная организация

В послании патриарха Константинопольского Фотия, которое датировано 867 годом, содержится наиболее раннее упоминание об учреждении церковной организации на Руси. Там упоминается о посылке к русским митрополита-грека Михаила. Сколько времени просуществовала эта епархия не совсем ясно, но скорее всего – не очень долго.
Вероятно, действовала какая-то церковная организация и в середине Х века. В договоре с греками от 945 года упоминается церковь святого Ильи, в которой присягали дружинники, и эта церковь названа соборной. Это значит, что в Киеве данная церковь была не одна, а служили в ней по меньшей мере несколько священников (собор). Не исключено, что священник, который возглавлял эту церковь, имел более высокий статус по отношению к другим клирикам, и даже мог иметь сан архиерея.
...

2.2. Церковь и власть

Приобщение князя на Руси к христианской вере было лишь подготовкой к массовому крещению его подданных, которое осуществлялось самим государством. Массовые крещения, проводимые при непосредственном участии государственной власти, в целом совпадают по времени с завершением процесса строительства государства.
Принятие новой веры часто вызывало сопротивление основной массы населения, которая видела в замене религии не только идейную, но также и хозяйственную катастрофу. Отказ от старых верований воспринимался как подрыв всего векового опыта общинного хозяйствования, который отражался в образах и понятиях языческих культов.
Нарождающееся государство в лице князя и его дружины стремилось избавиться от давления со стороны старых институтов родового строя, оттеснить от управления его основу - племенную знать, а в ходе насаждения новой веры получить моральное оправдание для ее физического уничтожения.
...

3.1. Рудименты язычества – двоеверие

Сам факт крещения еще не делал язычника христианином. Миропонимание новообращенного оставалось в основном языческим, даже если в его глазах старые боги оказались низвергнуты. Новую религию он воспринимал через привычные ему представления, и обитатели языческого пантеона богов сливались в его сознании с теми христианскими образами, с которыми, как ему казалось, у них имеется какое-то сходство.
На Руси с пророком Илией, главным атрибутом которого считалась огненная колесница, отождествляли повелителя грома и бога-воителя Перуна, а его противоположность – Велес - превратился в святого Власия, ставшего, как и его предтеча, покровителем скота и пастухов. Мокошь, древнеславянская покровительница женщин, была отождествлена с Параскевой-Пятницей.
Доказанная в ходе крещения Киева неспособность Перуна постоять за себя и своих адептов была истолкована на Руси в том смысле, что Бог христианский сильнее богов языческих.
...

3.2. Особенности русского православия

Христианская вера проникала на Русь по самым разным каналам, поэтому традиции русской церкви, которые начали складываться еще до официального крещения, полностью не совпадали ни с византийскими, ни с римскими. Это был весьма специфический вид христианства, который впитал в себя черты различных христианских толков, но при этом был ориентирован на русскую культурную и языковую реальность.
Таким образом, русское христианство, неизбежно воспринималось, с одной стороны, как православное, а значит – не тождественное, а скорее противоположное западному (и даже западнославянскому), а с другой - как славянское, то есть не идентичное византийскому христианству.
Стремление Руси к религиозному отличию от Византии было вызвано еще и тем, что сами византийцы придерживались религиозно-политической доктрины, которая служила обоснованием верховенства Византийской империи над всем христианским миром.
...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате проведенной работы мы пришли к следующим выводам:
1) принятие христианства на Руси не было одномоментным актом, оно растянулось на многие годы, и прошло несколько фаз в своем развитии, причем сам процесс христианизации происходил до, так и после крещения князя Владимира.
2) особенностью процесса христианизации являлось существование многих каналов, через которые христианство проникало в языческую Древнюю Русь. Однако наиболее мощным из таких каналов была Византийская империя, с которой в рассматриваемый исторический период имелись самые тесные политические, экономические и культурные связи, что и способствовало принятию Русью христианства византийского толка.
3) после крещения Руси на ее территории получила развитие церковная организация.
...

1. Гаврилов Д.А., Наговицын А.Е. Боги славян. Язычество. Традиция. – М.: Рефл-Бук, 2002. – 464 с.
2. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников (IX - XII вв.). Курс лекций. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 399 с.
3. Захаревич А.В. История отечества. - М.: «Дашков и К», 2006. – 775 с.
4. Иларион. Слово о Законе и Благодати // Красноречие Древней Руси. - М.: Советская Россия, 1987. - 42-57 с.
5. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России 8-15 вв. - М.: МИРОС, 1997. – 464 с.
6. Клибанов А.И. Крещение Руси: история и современность // А. И. Клибанов, Л. Н. Митрохин. - М.: Знание, 1988. - 63 с.
7. Кузьмин А. Г. Крещение Руси. - М.: ЭКСМО: Алгоритм, 2004. - 411 с.
8. Культура России: IX - XX вв.: Учеб. пособие // Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. - М.: Простор, 1998. - 390 с.
9. Литаврин Г.Г. Путешествие русской княгини Ольги в Константинополь. Проблема источников. // Византийский временник. - 1981. - Т.42. - 35- 48 с.
10. Ляшевский С. История христианства в земле русской с I по XI век. — М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2002. - 314 с.
11. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. - М.: Языки русской культуры, 2001. - 780 с.
12. Некрасова М.Б. История России. - М.: Юрайт-издат, 2005. - 384 с.
13. Никольский Н.М. История Русской церкви. М.: Политиздат, 1985. - 448 с.
14. Перевезенцев С.В. Тайны русской веры: От язычества к империи. - М.: Вече, 2001. - 431 с.
15. Присёлков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X -XII вв. - СПб.: Питер, 2003. - 414 с.
16. Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII века: Принятие христианства. - М.: Русская панорама, 1998. - 443 с.
17. Рыбаков Б.А. Из истории культуры древней Руси: Исследования и заметки. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 240 с.
18. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1988. - 782 с.
19. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси: (Зарождение древнерусской дипломатии). - М.: Педагогика, 1987. - 126 с.
20. Седов В.В. Восточные славяне в VI—XIII вв. - М.: Наука, 1982. - 382 с.
21. Сочнев Ю.В. Русь и Золотая Орда: некоторые аспекты конфессиональных отношений. // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. М.: Туран, 1993. – 279-291 с.
22. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей: (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 245 с.
23. Фроянов И.Я. Города-государства в Древней Руси // И. Я. Фроянов, А. Ю. Дворниченко. Становление и развитие раннеклассовых обществ: Город и государство. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 269 с.
24. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 256 с.
25. Щапов Я.Н. Государство и церковь в Древней Руси X - XIII вв. - М.: Наука, 1989. - 228 с.
26. Щапов Я.Н. Церковь в Древней Руси. (До конца XIII в.) // Русское православие: вехи истории. М.: Политиздат, 1989. - 61-65 с.

Купить эту работу

Принятие христианства Русью

500 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

24 июня 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
zavod61
4.4
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
500 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Курсовая работа

Августовский путч и распад СССР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Курсовая работа

Кинематограф и пакат в годы ВОВ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Курсовая работа

развитие уголовного права в России в XI-XVI веках

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Курсовая работа

образ России в современной китайской публицистики.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Курсовая работа

Формы землевладения бояр и других феодалов в XIV веке. Вотчина и условное землевладение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
380 ₽

Отзывы студентов

Отзыв phoenix111 об авторе zavod61 2014-06-09
Курсовая работа

Для меня было важно, чтобы получилась действительно исследовательская работа, а не просто реферат. Автору спасибо - справился!

Общая оценка 5
Отзыв ttt2121 об авторе zavod61 2015-05-01
Курсовая работа

Еще раз подтверждаю свои слова об данном авторе... Мастер своего дела!!!

Общая оценка 5
Отзыв Филипп Минаев об авторе zavod61 2016-05-23
Курсовая работа

спасибо за работу!

Общая оценка 5
Отзыв nad645 об авторе zavod61 2015-01-31
Курсовая работа

Автор сделал все в срок. Позднее внес все корректировки. Тема была очень сложной - справился - на "ура" Спасибо большое!!!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Формирование краеведческих знаний при подготовке к ВПР по истории 2022

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2667 ₽
Готовая работа

Дипломатическое маневрирование Италии в ходе Первой мировой войны и ее стратегический переход от нейтралитета к вступлению в войну на стороне Антанты

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

«Бунт пятидесяти станиц 1792-1794 гг. как последнее массовое антиправительственное движение донского казачества»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

Христианство в эпоху Сасанидов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Декоративно-прикладное искусство мордвы в XIX - начале XX вв.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1400 ₽
Готовая работа

молодежные националистические группировки

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Использование современных компьютерных технологий на уроках истории в среднем и старшем звене

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Внутренняя политика Наполеона

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОРОНЫ ЛЕНИНГРАДА (1941-1944 гг.)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ФОРТИФИКАЦИИ ЮЖНОГО И СРЕДНЕГО ПРИКАМЬЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ I ТЫС. Н.Э

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Карибский кризис глазами советских политиков.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

История храмов России

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1250 ₽