Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Исследование общей моторики дошкольнов с ОНР

  • 55 страниц
  • 2014 год
  • 312 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

660 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение
Актуальность исследования определена тем, что в последнее время отмечается стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических причин. Одним из наиболее распространенных нарушений речевого развития у детей является общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи является сложным речевым расстройством. Учитывая полиморфность данного нарушения, в процессе коррекционной работы логопедам следует принимать во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферой ребенка. При этом развитие моторики ребенка и систем, обеспечивающих мышечную деятельность, позволяют более успешно решать задачи дальнейшего совершенствования физического воспитания и трудового обучения детей с целью подготовки молодого поколения к деятельности в различных сферах жизни. Психомоторика непременно присутствует в самых различных проявлениях человеком активности: речи (сокращения мышц гортани и полости рта, жестикуляция), письма, эмоциональной экспрессии (мимика, поза), локомоции (ходьба, бег), инструментальных двигательных действий.
Проблема управления движениями давно привлекает внимание физиологов. Исследования высшей нервной деятельности, проведенные И.М. Сеченовым [42], И.П. Павловым [37] и их последователями, позволяют использовать знания об условно-рефлекторных временных связях и образовании динамического стереотипа. Учение И.П. Павлова о системности, динамическом стереотипе объясняет процесс образования и совершенствования двигательных навыков.
В процессе онтогенеза психическое развитие протекает в тесной связи с моторным развитием. Эта связь настолько сильна, что нарушения психического развития создают многочисленные и разнообразные взаимосвязи с двигательными нарушениями, и определение «психомоторное развитие» используется в отношении как нормы, так и патологии. Роль речи в формировании произвольных движений изучал А.Р. Лурия, который отмечал, что речь ребенка, сопровождая его двигательные реакции, упорядочивает их, преодолевает их диффузный, импульсивный характер, делает их более организованными и дифференцированными [32].
О тесной взаимосвязи между ручной и артикуляционной моторикой писали М.М. Кольцова [25], Е.М. Мастюкова [33] и др. Многочисленные исследования М.М. Кольцовой доказали наличие корреляции между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи ребенка. Л.В. Фомина писала о том, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. Детям, которым удаются изолированные движения пальцев — «говорящие» дети; если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или вялые — «не говорящие» дети [45].
Наличие особенностей моторного развития у детей с общим недоразвитием речи, значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждают в необходимости специальной коррекционно-педагогической работы по развитию у детей психомоторных функций. В связи с этим изучение данной проблемы представляется важным как для профилактики, так и для коррекции различных отклонений в развитии моторики у детей с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: выявление особенностей и уровня сформированности моторных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для достижения этой цели в работе решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы данной проблемы в литературе.
2. Подобрать методики исследования общей моторики детей дошкольного возраста.
3. Выявить особенности развития общей моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи в ходе констатирующего эксперимента.
Проблема исследования заключается в определении особенностей общей моторики дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является моторное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – специфика моторного развития у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 50 наименований. Работа проиллюстрирована пятью диаграммами


Оглавление
Введение 2
Глава I. Теоретический подход к исследованию моторной сферы детей с общим недоразвитием речи 5
1.1. Понятие и развитие моторики в онтогенезе 5
1.2. Современное представление об общем недоразвитии речи, психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 14
1.3. Характеристика моторного развития детей с общим недоразвитием речи 24
Выводы по первой главе 31
Глава II. Цель, задачи, организация и методика исследования общей моторики дошкольников с общим недоразвитием речи 32
2.1. Цель, задачи и организация исследования. 32
2.2. Характеристика выборки исследования. 32
2.3. Теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента 35
Глава III. Состояние общей моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи 43
Выводы по третьей главе 50
Заключение 52
Список литературы 55

Заключение
Двигательная система выполняет важную роль в развитии ребенка. В отличие от иных анализаторных систем, двигательная система имеет «вкрапления» во все другие. Движения, мышечные импульсы, сопутствуя любому другому ощущению, составляют своего рода компонент ощущения, которое существенно усиливается действием двигательных импульсов.
В синдроме имеющихся нарушений у детей с ОНР, наряду с речевой симптоматикой отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности нарушения моторных функций. В специальной литературе описываются и анализируются нарушения мелкой и общей моторики, речедвигательной сферы. В то же время и в настоящее время поиск новых и эффективных средств и методов коррекции двигательной сферы дошкольников с речевыми нарушениями продолжает оставаться актуальным.
Целью данного исследования являлось выявление особенностей и уровня сформированности моторных функций у дошкольников с ОНР.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе анализа научной литературы по проблеме исследования выяснилось, что общее недоразвитие речи – это нарушение речевого развития детей, которое выражается в том, что нарушение распространяется как на звуковую сторону речи (включая фонематические процессы), так и на смысловую. Общее недоразвитие речи у детей имеет разную выраженность: I уровень — отсутствие общеупотребительной речи; II уровень — начало общеупотребительной речи; III уровень — фразовая речь с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Также выделяют ещё одну категорию детей с ОНР, у которых признаки речевого недоразвития оказываются стёртыми и не всегда правильно диагностируются как системное и стойкое недоразвитие речи (IV уровень ОНР).
Сущность развития моторики в нормальном онтогенезе заключается не только в биологически обусловленном дозревании соответствующих морфологических субстратов мозга, а и в накоплении ребенком на этой основе индивидуального двигательного опыта, обретаемого им исключительно в процессе двигательной активности и речевого общения с окружающими людьми. Формирование двигательной функциональной системы человека происходит при активном участии речи под непосредственным влиянием абстрагирующей и обобщающей функции второй сигнальной системы. Различные нарушения моторных функций являются распространенным симптомом при речевых нарушениях. Дети с ОНР часто имеют отставание в развитии двигательной сферы, которое выражается в трудностях выполнения движения по словесной инструкции, особенно при воспроизведении серии двигательных актов (может нарушаться последовательность, опускаться одна из составных частей серии, отсутствовать самоконтроль при выполнении задания).
В ходе эмпирического исследования были подобраны методики исследования общей моторики детей дошкольного возраста, которые позволяет выявить особенности моторного развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием. Методика исследования общей моторики дошкольников состояла из следующих заданий: статическая координация; динамическая координация; скорость движения и одновременность движений.
В результате констатирующего эксперимента выяснилось, что у дошкольников с ОНР наблюдаются различные уровни сформированности моторики, характеризующиеся вариативностью и качественной неоднородностью. Внутри каждой группы дошкольников были выявлены и проанализированы доминирующие по несформированности уровни организации движений.
1-я группа – дошкольники со средним уровнем развития моторики. На данном уровне оказалось 6 детей с ОНР. У детей данной группы сформирована статическая координация движений – они умеют по заданию фиксировать определенное время нужную позу; сформирована динамическая координация движений – движения четкие, уверенные, целенаправленные, взаимосвязанные в различных видах моторной активности. Несколько медленный темп выполнения заданий, наличие единичных ошибок при выполнении движений, некоторые трудности в координации движений.
2-я группа – дети с низким уровнем развития моторики. К данной группе отнесено 9 дошкольников с ОНР. Двигательные расстройства у них выражаются или в форме повышенной моторной напряженности, скованности, нарушении плавности, переключаемости движений, высокого тонуса мышц, или в форме двигательной расторможенности, беспокойства, хаотичности движений. Характерным для дошкольников данной группы было нарушение как статической, так и динамической координации движений со стороны общей мускулатуры. Мышечный тонус неустойчив, движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений. Особенно страдает динамический праксис. Дошкольники с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую, а двигательные ошибки не исправляют самостоятельно. Словесная инструкция по двигательным задачам является недостаточной, при обучении детям необходимы наглядные образцы.
Таким образом, цель работы достигнута – выявлены и описаны особенности моторного развития детей с ОНР .
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что дети с нарушением речи нуждаются в проведении коррекционной работы, направленной на формирование как статической, так и динамической организации движения.
При этом, разный уровень сформированности моторики обусловливает дифференцированный подход к детям с учетом структуры уровневых поражений двигательной сферы, определяет различия в содержании и приемах коррекционно-логопедической работы, а также в подборе дидактического материала.

Список литературы
1. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигедеро Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. – М.: Просвещение, 1991. – 345с.
2. Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 254с.
3. Винарская Е.Н. Дизартрия. – М.: АСТРЕЛЬ, 2005. – 141с.
4. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. – М.: Просвещение, 1987. – 159с.
5. Возрастные особенности психического развития детей. Сб. науч. тр. / Отв. ред. И.В. Дубровина, М.И. Лисина. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с.
6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб.: Детство-пресс, 2007. – 144с.
7. Волковская Т. Н. К вопросу о концептуальных основах логопсихологии / Т. Н. Волковская // Культурно-историческая психология. — 2008. — № 3. –– С. 3–10.
8. Гаркуша Ю.Ф. Возможности изучения динамики развития дошкольника с нарушением речи // Логопед, 2004 - № 1. - С. 10 - 17
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. – 365с.
10. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. – М.: КомКнига, 2005. – 320с.
11. Грибова О.Е. Онтогенетический принцип в логопедии // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. – М.: Экономика, 1997. – С. 227 – 239.
12. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно / О.Е. Грибова. – М.: Айрис - пресс, 2004. – 48с.
13. Гуревич М., Озерецкий Н. Психомоторика. Методика исследования моторики. – М.: Гос. мед. изд-во,1930. – 174с.
14. Дудьев В.П. Мозговая организация психомоторики. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 124с.
15. Ефименков Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Логопедия, 1995. – 302с.
16. Жинкин Н.И. Психолингвистика. – М.: Лабиринт, 2009. – 288с.
17. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.: Наука, 1982. – 154с.
18. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 2004. – 320с.
19. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. Монография. – М.: Медицина, 1981. – 272с.
20. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. – М.: Просвещение, 1974. – 226с.
21. Инновации – в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е.Громова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2008. – 232с.
22. Иншакова О.Б. Альбом логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Гуманитар.изд. центр Владос, 2005.- 279с.
23. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств. // Дефектология. - 2000.- № 1. – с. 18 – 24.
24. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. – 96с.
25. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1975. – 144с.
26. Лалаева Р.И. Логопатопсихология. – М.: Владос, 2011. – 464с.
27. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Союз, 1968. – 236с.
28. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969 – 214с.
29. Лопатина Л.В. Развитие моторных функций и воспитание правильной артикуляции свистящих звуков у дошкольников с ОНР. – СПб.: Образование, 2001. – 223с.
30. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление нарушений речи у дошкольников, коррекция стертой дизартрии. – СПб.: Союз, 2000. – 192с.
31. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2003. – 257с.
32. Лурия А.Р. Язык и сознание. / Под редакцией Е.Д. Хомской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320с.
33. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. – 1987. – № 3. – С. 3 – 9.
34. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. – 95с.
35. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1985. – 190с.
36. Осокина Т.Н. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1986. - 304 с., ил.
37. Павлов И.П. Физиологические механизмы так называемых произвольных движений // Полн. собр. соч. – М., 1951. – Т.3.
38. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. / Под ред. Ф.А. Сохина – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
39. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК, 2001. – 256с.
40. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С. Волковой. – М., 2003. – С. 103 – 119
41. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: ACADEMA, 2002. – 159с.
42. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – М.: Изд. АН СССР, 1961. – 225с.
43. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. — М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1985. – 188с.
44. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2009. – 314с.
45. Фомина Л.В. Роль движений пальцев рук в развитии моторной речи ребенка // Проблемы речи и психолингвистики. – М., 1971. – 234с.
46. Хватцев М.Е. Логопедия. – 5-е изд. – М.: Учпедгиз, 1959. – 467с.
47. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. Основы логопедической работы с детьми. – М.: АРКТИ, 2002. – 240с.
48. Швецов А. Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 176с.
49. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – СПб., Речь, 2003. – 240с.
50. Шишкина В.Л. Движение движение: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1999. – 96с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение
Актуальность исследования определена тем, что в последнее время отмечается стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических причин. Одним из наиболее распространенных нарушений речевого развития у детей является общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи является сложным речевым расстройством. Учитывая полиморфность данного нарушения, в процессе коррекционной работы логопедам следует принимать во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферой ребенка. При этом развитие моторики ребенка и систем, обеспечивающих мышечную деятельность, позволяют более успешно решать задачи дальнейшего совершенствования физического воспитания и трудового обучения детей с целью подготовки молодого поколения к деятельности в различных сферах жизни. Психомоторика непременно присутствует в самых различных проявлениях человеком активности: речи (сокращения мышц гортани и полости рта, жестикуляция), письма, эмоциональной экспрессии (мимика, поза), локомоции (ходьба, бег), инструментальных двигательных действий.
Проблема управления движениями давно привлекает внимание физиологов. Исследования высшей нервной деятельности, проведенные И.М. Сеченовым [42], И.П. Павловым [37] и их последователями, позволяют использовать знания об условно-рефлекторных временных связях и образовании динамического стереотипа. Учение И.П. Павлова о системности, динамическом стереотипе объясняет процесс образования и совершенствования двигательных навыков.
В процессе онтогенеза психическое развитие протекает в тесной связи с моторным развитием. Эта связь настолько сильна, что нарушения психического развития создают многочисленные и разнообразные взаимосвязи с двигательными нарушениями, и определение «психомоторное развитие» используется в отношении как нормы, так и патологии. Роль речи в формировании произвольных движений изучал А.Р. Лурия, который отмечал, что речь ребенка, сопровождая его двигательные реакции, упорядочивает их, преодолевает их диффузный, импульсивный характер, делает их более организованными и дифференцированными [32].
О тесной взаимосвязи между ручной и артикуляционной моторикой писали М.М. Кольцова [25], Е.М. Мастюкова [33] и др. Многочисленные исследования М.М. Кольцовой доказали наличие корреляции между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи ребенка. Л.В. Фомина писала о том, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. Детям, которым удаются изолированные движения пальцев — «говорящие» дети; если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или вялые — «не говорящие» дети [45].
Наличие особенностей моторного развития у детей с общим недоразвитием речи, значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждают в необходимости специальной коррекционно-педагогической работы по развитию у детей психомоторных функций. В связи с этим изучение данной проблемы представляется важным как для профилактики, так и для коррекции различных отклонений в развитии моторики у детей с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: выявление особенностей и уровня сформированности моторных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для достижения этой цели в работе решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы данной проблемы в литературе.
2. Подобрать методики исследования общей моторики детей дошкольного возраста.
3. Выявить особенности развития общей моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи в ходе констатирующего эксперимента.
Проблема исследования заключается в определении особенностей общей моторики дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является моторное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – специфика моторного развития у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 50 наименований. Работа проиллюстрирована пятью диаграммами


Оглавление
Введение 2
Глава I. Теоретический подход к исследованию моторной сферы детей с общим недоразвитием речи 5
1.1. Понятие и развитие моторики в онтогенезе 5
1.2. Современное представление об общем недоразвитии речи, психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 14
1.3. Характеристика моторного развития детей с общим недоразвитием речи 24
Выводы по первой главе 31
Глава II. Цель, задачи, организация и методика исследования общей моторики дошкольников с общим недоразвитием речи 32
2.1. Цель, задачи и организация исследования. 32
2.2. Характеристика выборки исследования. 32
2.3. Теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента 35
Глава III. Состояние общей моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи 43
Выводы по третьей главе 50
Заключение 52
Список литературы 55

Заключение
Двигательная система выполняет важную роль в развитии ребенка. В отличие от иных анализаторных систем, двигательная система имеет «вкрапления» во все другие. Движения, мышечные импульсы, сопутствуя любому другому ощущению, составляют своего рода компонент ощущения, которое существенно усиливается действием двигательных импульсов.
В синдроме имеющихся нарушений у детей с ОНР, наряду с речевой симптоматикой отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности нарушения моторных функций. В специальной литературе описываются и анализируются нарушения мелкой и общей моторики, речедвигательной сферы. В то же время и в настоящее время поиск новых и эффективных средств и методов коррекции двигательной сферы дошкольников с речевыми нарушениями продолжает оставаться актуальным.
Целью данного исследования являлось выявление особенностей и уровня сформированности моторных функций у дошкольников с ОНР.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе анализа научной литературы по проблеме исследования выяснилось, что общее недоразвитие речи – это нарушение речевого развития детей, которое выражается в том, что нарушение распространяется как на звуковую сторону речи (включая фонематические процессы), так и на смысловую. Общее недоразвитие речи у детей имеет разную выраженность: I уровень — отсутствие общеупотребительной речи; II уровень — начало общеупотребительной речи; III уровень — фразовая речь с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Также выделяют ещё одну категорию детей с ОНР, у которых признаки речевого недоразвития оказываются стёртыми и не всегда правильно диагностируются как системное и стойкое недоразвитие речи (IV уровень ОНР).
Сущность развития моторики в нормальном онтогенезе заключается не только в биологически обусловленном дозревании соответствующих морфологических субстратов мозга, а и в накоплении ребенком на этой основе индивидуального двигательного опыта, обретаемого им исключительно в процессе двигательной активности и речевого общения с окружающими людьми. Формирование двигательной функциональной системы человека происходит при активном участии речи под непосредственным влиянием абстрагирующей и обобщающей функции второй сигнальной системы. Различные нарушения моторных функций являются распространенным симптомом при речевых нарушениях. Дети с ОНР часто имеют отставание в развитии двигательной сферы, которое выражается в трудностях выполнения движения по словесной инструкции, особенно при воспроизведении серии двигательных актов (может нарушаться последовательность, опускаться одна из составных частей серии, отсутствовать самоконтроль при выполнении задания).
В ходе эмпирического исследования были подобраны методики исследования общей моторики детей дошкольного возраста, которые позволяет выявить особенности моторного развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием. Методика исследования общей моторики дошкольников состояла из следующих заданий: статическая координация; динамическая координация; скорость движения и одновременность движений.
В результате констатирующего эксперимента выяснилось, что у дошкольников с ОНР наблюдаются различные уровни сформированности моторики, характеризующиеся вариативностью и качественной неоднородностью. Внутри каждой группы дошкольников были выявлены и проанализированы доминирующие по несформированности уровни организации движений.
1-я группа – дошкольники со средним уровнем развития моторики. На данном уровне оказалось 6 детей с ОНР. У детей данной группы сформирована статическая координация движений – они умеют по заданию фиксировать определенное время нужную позу; сформирована динамическая координация движений – движения четкие, уверенные, целенаправленные, взаимосвязанные в различных видах моторной активности. Несколько медленный темп выполнения заданий, наличие единичных ошибок при выполнении движений, некоторые трудности в координации движений.
2-я группа – дети с низким уровнем развития моторики. К данной группе отнесено 9 дошкольников с ОНР. Двигательные расстройства у них выражаются или в форме повышенной моторной напряженности, скованности, нарушении плавности, переключаемости движений, высокого тонуса мышц, или в форме двигательной расторможенности, беспокойства, хаотичности движений. Характерным для дошкольников данной группы было нарушение как статической, так и динамической координации движений со стороны общей мускулатуры. Мышечный тонус неустойчив, движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений. Особенно страдает динамический праксис. Дошкольники с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую, а двигательные ошибки не исправляют самостоятельно. Словесная инструкция по двигательным задачам является недостаточной, при обучении детям необходимы наглядные образцы.
Таким образом, цель работы достигнута – выявлены и описаны особенности моторного развития детей с ОНР .
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что дети с нарушением речи нуждаются в проведении коррекционной работы, направленной на формирование как статической, так и динамической организации движения.
При этом, разный уровень сформированности моторики обусловливает дифференцированный подход к детям с учетом структуры уровневых поражений двигательной сферы, определяет различия в содержании и приемах коррекционно-логопедической работы, а также в подборе дидактического материала.

Список литературы
1. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигедеро Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. – М.: Просвещение, 1991. – 345с.
2. Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 254с.
3. Винарская Е.Н. Дизартрия. – М.: АСТРЕЛЬ, 2005. – 141с.
4. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. – М.: Просвещение, 1987. – 159с.
5. Возрастные особенности психического развития детей. Сб. науч. тр. / Отв. ред. И.В. Дубровина, М.И. Лисина. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с.
6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб.: Детство-пресс, 2007. – 144с.
7. Волковская Т. Н. К вопросу о концептуальных основах логопсихологии / Т. Н. Волковская // Культурно-историческая психология. — 2008. — № 3. –– С. 3–10.
8. Гаркуша Ю.Ф. Возможности изучения динамики развития дошкольника с нарушением речи // Логопед, 2004 - № 1. - С. 10 - 17
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. – 365с.
10. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. – М.: КомКнига, 2005. – 320с.
11. Грибова О.Е. Онтогенетический принцип в логопедии // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. – М.: Экономика, 1997. – С. 227 – 239.
12. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно / О.Е. Грибова. – М.: Айрис - пресс, 2004. – 48с.
13. Гуревич М., Озерецкий Н. Психомоторика. Методика исследования моторики. – М.: Гос. мед. изд-во,1930. – 174с.
14. Дудьев В.П. Мозговая организация психомоторики. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 124с.
15. Ефименков Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Логопедия, 1995. – 302с.
16. Жинкин Н.И. Психолингвистика. – М.: Лабиринт, 2009. – 288с.
17. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.: Наука, 1982. – 154с.
18. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 2004. – 320с.
19. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. Монография. – М.: Медицина, 1981. – 272с.
20. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. – М.: Просвещение, 1974. – 226с.
21. Инновации – в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е.Громова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2008. – 232с.
22. Иншакова О.Б. Альбом логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Гуманитар.изд. центр Владос, 2005.- 279с.
23. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств. // Дефектология. - 2000.- № 1. – с. 18 – 24.
24. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. – 96с.
25. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1975. – 144с.
26. Лалаева Р.И. Логопатопсихология. – М.: Владос, 2011. – 464с.
27. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Союз, 1968. – 236с.
28. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969 – 214с.
29. Лопатина Л.В. Развитие моторных функций и воспитание правильной артикуляции свистящих звуков у дошкольников с ОНР. – СПб.: Образование, 2001. – 223с.
30. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление нарушений речи у дошкольников, коррекция стертой дизартрии. – СПб.: Союз, 2000. – 192с.
31. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2003. – 257с.
32. Лурия А.Р. Язык и сознание. / Под редакцией Е.Д. Хомской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320с.
33. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. – 1987. – № 3. – С. 3 – 9.
34. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. – 95с.
35. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1985. – 190с.
36. Осокина Т.Н. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1986. - 304 с., ил.
37. Павлов И.П. Физиологические механизмы так называемых произвольных движений // Полн. собр. соч. – М., 1951. – Т.3.
38. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. / Под ред. Ф.А. Сохина – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
39. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК, 2001. – 256с.
40. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С. Волковой. – М., 2003. – С. 103 – 119
41. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: ACADEMA, 2002. – 159с.
42. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – М.: Изд. АН СССР, 1961. – 225с.
43. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. — М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1985. – 188с.
44. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2009. – 314с.
45. Фомина Л.В. Роль движений пальцев рук в развитии моторной речи ребенка // Проблемы речи и психолингвистики. – М., 1971. – 234с.
46. Хватцев М.Е. Логопедия. – 5-е изд. – М.: Учпедгиз, 1959. – 467с.
47. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. Основы логопедической работы с детьми. – М.: АРКТИ, 2002. – 240с.
48. Швецов А. Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 176с.
49. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – СПб., Речь, 2003. – 240с.
50. Шишкина В.Л. Движение движение: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1999. – 96с.

Купить эту работу

Исследование общей моторики дошкольнов с ОНР

660 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

17 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.5
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
660 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Курсовая работа

«Психолого-педагогические основы развития звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением зрения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

Психолого-педагогические основы формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С РОДИТЕЛЯМИ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Марина [email protected] об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-10-28
Курсовая работа

все отлично, спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв Lespoir об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-11-18
Курсовая работа

Спасибо автору, сделал раньше срока.

Общая оценка 5
Отзыв Эльза Ахкамиева об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-11-17
Курсовая работа

отличный автор! отличная работа! спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв Татьяна_5085 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-03-07
Курсовая работа

автор молодец. Сделал работу раньше срока, все аккуратно, в тему

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Воспитание лидерских качеств на занятиях в профессиональном обучении

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Урок как основная форма организации процесса обучения в современной школе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМННЫХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СОО

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

Формирование коммуникативной компетенции иностранных учащихся

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
600 ₽
Готовая работа

Особенности словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Психологические особенности коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Развитие двигательных умений и навыков у детей раннего возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Развитие коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
550 ₽
Готовая работа

Дидактические игры, как средства познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽