все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Детство ребенка-дошкольника – это такой период развития и становления личности ребёнка, в который начинает активно складываться его эмоционально-чувственная, нравственно-моральная сфера. Ребёнок этого возраста, как правило, любознателен, чуток и отзывчив. Он узнает, что у «всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организм»[12,23]. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни. Такое отношение вполне может быть сформировано у ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет ребенка знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней.
Выдающиеся педагоги и методисты второй половины 19 века справедливо придавали высокое значение общению ребенка с живой природой, пропагандировали ценность воспитания, образования через общение, взаимосвязь с природой. Среди имен ученых, стоявших у истоков природоориентированного воспитания, - К. Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Техеева.
Современная педагогика придает важное значение проблемам экологического образования начиная с раннего детства.
Ознакомление дошкольников с живой природой находит отражение в трудах многих ученых. Они исследовали формы и методы экологического образования:
наблюдение (А.И. Васильева, Н.И. Ветрова, И.Э. Залкинд, А.К. Матвеева, С.Н. Николаева, П.Г. Саморукова, Г.С. Филиппюк и др.);
моделирование (Н.И. Ветрова, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, и др.);
элементарная поисковая деятельность, опыты (Л.М. Маневцова, И.С. Фрейдкин и др.);
игра (В.А. Дрязгунова, С.Н. Николаева и др.);
труд (П.Г. Саморукова и др.).
Проблемы Игровых обучающих ситуаций рассматривали: С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева.
Объект исследования: процесс формирования знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых обучающих ситуаций.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему формирования знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых обучающих ситуаций и разработать методические рекомендации для педагога.
Задачи:
1. Изучить педагогическую литературу по проблеме формирования знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых обучающих ситуаций.
2. Изучить уровень сформированности знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста.
3. Разработать методические рекомендации по организации процесса формирования знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых обучающих ситуаций.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение, синтез.
- эмпирические
Практическая значимость исследования: предлагаем в курсовой работе, методы исследования знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста и методические рекомендации воспитателю по экологическому образованию.
База исследования: МБДОУ «Краснополянский детский сад» Горьковского района Омской области.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование проблемы формирования знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых обучающих ситуаций
Введение 3
Глава I . Теоретическое обоснование проблемы формирования знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых обучающих ситуаций 5
1.1. Процесс формирование знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста как педагогическая проблема 5
1.2. Пути формирования знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста 12
1.3. Место игровых обучающих ситуаций в формировании знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста 20
Вывод по I главе 25
Глава II . Эмпирическое исследование процесса формирования знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста по средствам игровых обучающих ситуаций 26
2.1. Изучение сформированности знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста 26
2.2. Методические рекомендации по организации процесса формирований знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых обучающих ситуаций 36
Вывод по II главе 49
Заключение 51
Список литературы 53
Приложение 55
Итак, формирование экологических знаний и представлений о живом организме осуществлялось с помощью системы игр, которые отличаются разнообразием, как по форме, так и по содержанию. Наряду с играми, представленными в методических сборниках Дрязгуновой В.А., Саморуковой П.Г., Артемовой Л.В.и др., разработаны авторские варианты игр: "Отгадай, кто я", "Экологические круги", "Что опасно для природы" и др. с учётом темы исследования. Выявлено, что наиболее эффективными методами и приёмами руководства игрой в формировании экологически значимых представлений младших дошкольников является ориентация детей на самостоятельную игру, задания на придумывание вариантов игры, использование игровых обучающих ситуаций в контексте различных занятий, прогулок, совместной деятельности в уголке природы.
В ходе экспериментальной работы подтверждено предположение о том, что игра может быть эффективным средством экологического воспитания и развития при соблюдении следующих педагогических условий:
специального отбора привлекательных для детей младших дошкольного возраста игр и насыщение их экологически значимым содержанием;
включения игры в различные виды деятельности детей;
использования разнообразных педагогических методов, обеспечивающих стимуляцию детей к самостоятельной игровой деятельности и проявлению творчества;
учёта особенностей развития игровой деятельности данной группы, индивидуальных особенностей детей.
Проведённый эксперимент позволяет констатировать, что уровень экологических представлений повысился: дети уточнили понятия о многообразии живых организмов, усвоили элементарные закономерности в жизнедеятельности животных и растений (потребности в свете, воде, пище, приспособительная способность к среде обитания и т.д.), научились так организовывать свой труд и отдых, чтобы не нанести вреда природе.
Таким образом, можно говорить о необходимости использования игры, как средства интеграции, обучения и вида деятельности детей в процессе формирования экологических знаний и представлений о многообразии живой природы. Можно рекомендовать разнообразные игры и их варианты для широкого использования в системе экологического образования. А также красочные привлекательные авторские игры, являющиеся результатом творчества педагогов.
1. Адамова Р.С. Экологическое воспитание в ДОО. - Краснодар: Пресс-Дом, 2012. – 140 с.
2. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера. – 128 с.
3. Бодраченко И. В. Дидактические игры по экологии// Ребенок в детском саду. – 2011. - № 1. – с. 73-74.
4. Бражина Р.Э. Экологический проект в детском саду. - Ставрополь: Феникс, 2014. – 124с.
5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию – перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего возраста. Санкт-Петербург, 2003. – 496 с.
6. Диканова И. На экологической тропе//Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3. – С.62-64.
7. Иванова А.А. Программа экологического образования дошкольников. Живая экология. – М.: Сфера, 2014. – 202 с.
8. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. - М.: ТЦ Сфера. 2004. – 240с.
9. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56с.
10. Кондратьева Н.Н. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис....канд. пед. наук. – Л., 1986 . – 16 с.
11. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144с.
12. Концепция содержания непрерывного образования / утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.03.
13. Куприянова А. Работа по ознакомлению дошкольников с природой// - Дошкольное воспитание. 1993г. № 5 - с.36-38.
14. Леонтьева О.М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста//Дошкольная педагогика. – 2015. - № 1. – С. 16-18.
15. Лучич М.В. Детям о природе.- Минск: Асар, - 1995. – 146 с.
16. Мазильникова Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период. СПБ.: Изд. Детство-Пресс, 2013. – 96 с.
17. Маневцева Л. Ребёнок познаёт мир природы // Дошкольное воспитание. – 2004. №8. – с. 17 – 20.
18. Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 192с.
19. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 1995. – 128с.
20. Мотыгуллина Г. Создание экологической развивающей среды//Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 2-31.
21. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 2002. - 144с.
22. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 2002. - 203стр.
23. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 128 с.
24. Николаева С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей свете Федерального государственного образовательного стандарта//Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С.17-21.
25. Никифорова О.А. экологическая тропинка в ДОУ//Дошкольная педагогика. – 2013. - № 5. – С.26-32.
26. Рыжова Н.А. Воздух вокруг нас. – М.: Обруч, 2013. – 208 с.
27. Туловьев А. С душой к природе//Дошкольное воспитание. – 2014. - № 8. – С.28-30.
28. Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
29. Плешаков А.А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 1995. – 224с.
30. Фокина В. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта//Дошкольное воспитание. - 1995. № 7. - С.11 - 14.
31. Шепотанин С.С. Понятие живого и неживого в рамках занятий по экологии с детьми дошкольного возраста. Ребенок в детском саду. – 2012. № 11. - С. 14-15.
32. Шишкина В.А. Прогулки в природу. М.: Просвещение, 2003. - 112с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Детство ребенка-дошкольника – это такой период развития и становления личности ребёнка, в который начинает активно складываться его эмоционально-чувственная, нравственно-моральная сфера. Ребёнок этого возраста, как правило, любознателен, чуток и отзывчив. Он узнает, что у «всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организм»[12,23]. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни. Такое отношение вполне может быть сформировано у ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет ребенка знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней.
Выдающиеся педагоги и методисты второй половины 19 века справедливо придавали высокое значение общению ребенка с живой природой, пропагандировали ценность воспитания, образования через общение, взаимосвязь с природой. Среди имен ученых, стоявших у истоков природоориентированного воспитания, - К. Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Техеева.
Современная педагогика придает важное значение проблемам экологического образования начиная с раннего детства.
Ознакомление дошкольников с живой природой находит отражение в трудах многих ученых. Они исследовали формы и методы экологического образования:
наблюдение (А.И. Васильева, Н.И. Ветрова, И.Э. Залкинд, А.К. Матвеева, С.Н. Николаева, П.Г. Саморукова, Г.С. Филиппюк и др.);
моделирование (Н.И. Ветрова, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, и др.);
элементарная поисковая деятельность, опыты (Л.М. Маневцова, И.С. Фрейдкин и др.);
игра (В.А. Дрязгунова, С.Н. Николаева и др.);
труд (П.Г. Саморукова и др.).
Проблемы Игровых обучающих ситуаций рассматривали: С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева.
Объект исследования: процесс формирования знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых обучающих ситуаций.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему формирования знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых обучающих ситуаций и разработать методические рекомендации для педагога.
Задачи:
1. Изучить педагогическую литературу по проблеме формирования знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых обучающих ситуаций.
2. Изучить уровень сформированности знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста.
3. Разработать методические рекомендации по организации процесса формирования знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых обучающих ситуаций.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение, синтез.
- эмпирические
Практическая значимость исследования: предлагаем в курсовой работе, методы исследования знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста и методические рекомендации воспитателю по экологическому образованию.
База исследования: МБДОУ «Краснополянский детский сад» Горьковского района Омской области.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование проблемы формирования знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых обучающих ситуаций
Введение 3
Глава I . Теоретическое обоснование проблемы формирования знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых обучающих ситуаций 5
1.1. Процесс формирование знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста как педагогическая проблема 5
1.2. Пути формирования знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста 12
1.3. Место игровых обучающих ситуаций в формировании знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста 20
Вывод по I главе 25
Глава II . Эмпирическое исследование процесса формирования знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста по средствам игровых обучающих ситуаций 26
2.1. Изучение сформированности знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста 26
2.2. Методические рекомендации по организации процесса формирований знаний о живом организме у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых обучающих ситуаций 36
Вывод по II главе 49
Заключение 51
Список литературы 53
Приложение 55
Итак, формирование экологических знаний и представлений о живом организме осуществлялось с помощью системы игр, которые отличаются разнообразием, как по форме, так и по содержанию. Наряду с играми, представленными в методических сборниках Дрязгуновой В.А., Саморуковой П.Г., Артемовой Л.В.и др., разработаны авторские варианты игр: "Отгадай, кто я", "Экологические круги", "Что опасно для природы" и др. с учётом темы исследования. Выявлено, что наиболее эффективными методами и приёмами руководства игрой в формировании экологически значимых представлений младших дошкольников является ориентация детей на самостоятельную игру, задания на придумывание вариантов игры, использование игровых обучающих ситуаций в контексте различных занятий, прогулок, совместной деятельности в уголке природы.
В ходе экспериментальной работы подтверждено предположение о том, что игра может быть эффективным средством экологического воспитания и развития при соблюдении следующих педагогических условий:
специального отбора привлекательных для детей младших дошкольного возраста игр и насыщение их экологически значимым содержанием;
включения игры в различные виды деятельности детей;
использования разнообразных педагогических методов, обеспечивающих стимуляцию детей к самостоятельной игровой деятельности и проявлению творчества;
учёта особенностей развития игровой деятельности данной группы, индивидуальных особенностей детей.
Проведённый эксперимент позволяет констатировать, что уровень экологических представлений повысился: дети уточнили понятия о многообразии живых организмов, усвоили элементарные закономерности в жизнедеятельности животных и растений (потребности в свете, воде, пище, приспособительная способность к среде обитания и т.д.), научились так организовывать свой труд и отдых, чтобы не нанести вреда природе.
Таким образом, можно говорить о необходимости использования игры, как средства интеграции, обучения и вида деятельности детей в процессе формирования экологических знаний и представлений о многообразии живой природы. Можно рекомендовать разнообразные игры и их варианты для широкого использования в системе экологического образования. А также красочные привлекательные авторские игры, являющиеся результатом творчества педагогов.
1. Адамова Р.С. Экологическое воспитание в ДОО. - Краснодар: Пресс-Дом, 2012. – 140 с.
2. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера. – 128 с.
3. Бодраченко И. В. Дидактические игры по экологии// Ребенок в детском саду. – 2011. - № 1. – с. 73-74.
4. Бражина Р.Э. Экологический проект в детском саду. - Ставрополь: Феникс, 2014. – 124с.
5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию – перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего возраста. Санкт-Петербург, 2003. – 496 с.
6. Диканова И. На экологической тропе//Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3. – С.62-64.
7. Иванова А.А. Программа экологического образования дошкольников. Живая экология. – М.: Сфера, 2014. – 202 с.
8. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. - М.: ТЦ Сфера. 2004. – 240с.
9. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56с.
10. Кондратьева Н.Н. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис....канд. пед. наук. – Л., 1986 . – 16 с.
11. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144с.
12. Концепция содержания непрерывного образования / утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.03.
13. Куприянова А. Работа по ознакомлению дошкольников с природой// - Дошкольное воспитание. 1993г. № 5 - с.36-38.
14. Леонтьева О.М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста//Дошкольная педагогика. – 2015. - № 1. – С. 16-18.
15. Лучич М.В. Детям о природе.- Минск: Асар, - 1995. – 146 с.
16. Мазильникова Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период. СПБ.: Изд. Детство-Пресс, 2013. – 96 с.
17. Маневцева Л. Ребёнок познаёт мир природы // Дошкольное воспитание. – 2004. №8. – с. 17 – 20.
18. Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 192с.
19. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 1995. – 128с.
20. Мотыгуллина Г. Создание экологической развивающей среды//Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 2-31.
21. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 2002. - 144с.
22. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 2002. - 203стр.
23. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 128 с.
24. Николаева С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей свете Федерального государственного образовательного стандарта//Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С.17-21.
25. Никифорова О.А. экологическая тропинка в ДОУ//Дошкольная педагогика. – 2013. - № 5. – С.26-32.
26. Рыжова Н.А. Воздух вокруг нас. – М.: Обруч, 2013. – 208 с.
27. Туловьев А. С душой к природе//Дошкольное воспитание. – 2014. - № 8. – С.28-30.
28. Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
29. Плешаков А.А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 1995. – 224с.
30. Фокина В. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта//Дошкольное воспитание. - 1995. № 7. - С.11 - 14.
31. Шепотанин С.С. Понятие живого и неживого в рамках занятий по экологии с детьми дошкольного возраста. Ребенок в детском саду. – 2012. № 11. - С. 14-15.
32. Шишкина В.А. Прогулки в природу. М.: Просвещение, 2003. - 112с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 145035 Курсовых работ — поможем найти подходящую