Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования. Нарушение эмоциональной, мотивационной, волевой и поведенческой сфер детей и подростков, воспитывающимися в детских домах, деструктивно влияют на развитие и его личностных качеств, и затрудняют адекватное понимание окружающего мира, осознание собственного Я [4, с. 17].
Особенности эмоционально-личностной сферы подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, становятся приоритетными в современных психолого-педагогических исследованиях [41, с. 78].
Одним из актуальных вопросов исследований является поиск путей помощи подросткам, воспитывающихся в детском доме, в процессе их социализации. Необходимо организовать такие педагогические условия, которые бы способствовали успешному личностному и социальному развитию. Эта работа включает в себя как выбор наиболее эффективной формы, педагогических подходов, методов, средств, которые бы учитывали в полной мере условия жизни, образа мышления, уровень знаний и умений подростков, воспитывающихся в детском доме.
Такое положение дел на практике свидетельствует о наличии проблемной ситуации, которая состоит в необходимости получения новых знаний о возможности применения психолого-педагогического сопровождения личностного роста подростков, воспитывающихся в детском доме. Таким образом, актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения личностного роста подростков, воспитывающихся в детском доме, не вызывает сомнения.
Объект исследования – эмоционально-личностная сфера подростков
Предмет исследования – особенности эмоционально-личностной сферы подростков, воспитывающихся в детском доме
Гипотеза исследования. Предполагалось, что низкий исходный уровень эмоционально-личностной сферы подростков, воспитывающихся в детском доме, может быть компенсирован психолого-педагогическим сопровождением личностного роста индивидов, что позволит вести профилактику их психологических «срывов» и асоциальных поступков.
Цель исследования: Выявить психологические особенности эмоционально-личностной сферы подростков, воспитывающихся в детском доме.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические особенности эмоционально-личностной сферы подростков, воспитывающихся в детском доме
2. Выявить социальные и психологические причины, обуславливающие психологические особенности эмоционально-личностной сферы подростков, воспитывающихся в детском доме.
3. Экспериментально обосновать психологические особенности эмоционально-личностной сферы подростков, воспитывающихся в детском доме.
Методы исследования. В исследовании использовались: методика САН; методика самооценки тревожности Спилберга-Ханина; тест Кэттела; методика «Определение направления личности»; рисуночная методика «Четыре персонажа».
Теоретико-методологической основой исследования явилось
- Основные аспекты развития личности подростка отражены в работах А.Г. Асмолова, А.Ф. Березина, И.Б. Котовой, К.В. Дрозд, Евмененко Е.В., Хорошиловой Н.Ю. и др. Концепция психолого – педагогического сопровождения подростков, воспитывающихся в детском доме (Акатов Л.И., Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И, Бородулина С.Ю., Пузанов Б.П. и др.)
Введение 3
Актуальность исследования 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения особенностей эмоционально-личностной сферы подростков, воспитывающихся в детском доме 5
1.1. Понятие эмоций и их роль в формировании личностных особенностей подростков 5
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 8
1.3. Социальные и психологические факторы, обуславливающие эмоционально - личностные особенности подростков - сирот 11
ГЛАВА 2. Исследование по изучению особенности эмоционально-личностной сферы подростков, воспитывающихся в детском доме 15
2.1. Организация исследования 15
2.2. Описание методов исследования 16
2.3. Результаты исследования 20
Выводы 28
Заключение 30
Список литературы 32
Целью исследования являлось выявление эмоционально – личностных особенностей подростков, воспитывающихся в детских домах.
В теоретической части исследования изучены психологические особенности подростков, выявлены социальные и психологические причины, обуславливающие личностные особенности подростков в детских домах в логике различных педагогических подходов.
Установлено, что отсутствие родительской опеки, позитивных межличностных отношений, нормального человеческого общения, знаний в об окружающем мире, обуславливают психологические особенности у детей, воспитывающихся в детских домах.
Нарушение эмоциональной, мотивационной, волевой и поведенческой сфер детей и подростков, оставшихся без попечительства родителей, деструктивно влияют на развитие и его личностных качеств, и затрудняют адекватное понимание окружающего мира, осознание собственного Я. Проблема психолого-педагогического сопровождения личностного роста подростков, оставшихся без попечительства родителей, становится одной из приоритетных в современных психолого-педагогических исследованиях.
Основные эмоционально - личностные особенности подростков – сирот: отсутствие организаторских способностей; боязнь неудач, неуверенность в себе; неумение управлять собой; неорганизованность, недисциплинированность, безответственность; ригидность; безынициативность; неспособность принимать решения; эмоциональная неуравновешенность; рассеянность, склонность перекладывать ответственность на других подростков.
В результате проведения эмпирического исследования нами была качественно, количественно и статистически доказана выдвинутая гипотеза исследования – низкий исходный уровень психологической устойчивости и социальной адаптации подростков - сирот, может быть компенсирован психолого-педагогическим сопровождением личностного роста подростков - сирот, что позволит вести профилактику психологических «срывов» и асоциальных поступков.
Вышеизложенное позволило нам констатировать, что гипотеза исследования нашла подтверждение, цель исследования достигнута.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 665 с.
2. Анохин П.К. Вопросы психологии, 1966, № 3.
3. Батаршев А.В. Современные теории личности: Краткий очерк. – М.: ТЦ Сфера, 2003, с. 96.
4. Божович Л.И. Этапы развития личности в онтогенезе. В кн. Проблемы формирования личности, - М.: Институт практической психологии, 1995. - С. 193 - 224.
5. Боулби Дж. Детям любовь и заботу. М.:Просвещение, 1991. С. 144-154.
6. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростка до престарелых. – М.2001.
7. Васильева Н.Л. Программа сопровождения социально-эмоционального развития детей и подростков // Вестник Поморского Университета. 2007, №1. –с.65-72.
8. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций.- М.: Эксмо,2005.
9. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1998. – 150 с.
10. Волков Б.С. Психология подростка. М.: Гаудеамус: Акад. Проект, 2005. – 205 с.
11. Вислова А.Д. Психолого-педагогические и социальные аспекты формирования и профилактики наркотической зависимости у детей и подростков: Автореф. канд. дис. Кабардино-Балкария, 2001 – 20 с.
12. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: ЧеРо.,2006.
13. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. -СПб.: Знание,2008.
14. Дрозд К.В., Ценностная ориентация воспитательной системы школы // Педагогические поиски в общеобразовательных учреждениях. Вып. 4. - Владимир: ВГПУ, 1999. – С. 81-84.
15. Дрозд К.В., Разумовская Т.В., Плаксина И.В. Воспитательная система школы глобальной ориентации // Классный руководитель. – 2002. - №1. – С. 78-106.
16. Евмененко Е.В., Хорошилова Н.Ю. Организация и содержание деятельности психолога интернатных учреждений: Учебно-методическое пособие / Н.Ю. Хорошилова – Ставрополь: Издательство ГОУ ВПО СГПИ, 2009. – 90 с.
17. Илларионова О.В. Понимание в контексте детско-родительских отношений // Журнал прикладной психологии. – 2003.
18. Карвасарский Б.Д. Психология. - М.: Академия, 2005.
19. Клочко В.Е. Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд.- Томск: ТГУ,1999. - 226 с.
20. Коростылева Л.А. Уровни самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности: Вып. 4 / Под. Ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СП6ТУ, 2000. С. 21-46.
21. Кон И.С. Открытие «Я».- М.: Сфера, 2007.
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997. – 456с.
23. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов н/Д, 1999, с. 77
24. Манько Ю.В. Огаян К.М. Социология молодежи. – СПб.: ИД «Петрополис», 2008. – 316с.
25. Матяш Н.В. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения подростков в учреждениях интернатного типа. – М.: Пед. об-во России, 2010.
26. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: монография / В.Д. Менделевич. – Издательство «Речь», 2006. – 445 с.
27. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг. Под ред. Ю.М. Жукова. – М.: Аспект Пресс, 2004.
28. Мухина В.С. Возрастная психология: феменология развития, детство, отрочество. 2-е изд. - М.: Академия, 2006
29. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2002. – 278 с.
30. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990
31. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков, - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000, – 304 с.
32. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. – СПб.: Питер, 2003. – 168 с.
33. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Питер, 2012, с. 56
34. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. – СПб.: Речь, 2006. – 246с.
35. Семенека С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. - М.: АРКТИ, 2006.
36. Соколова Е. Т. Самооценка и самосознание при аномалиях личности. - М.: Изд. МГУ, 2009.
37. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика / Л.Н. Собчик - – Издательство «Речь», 2005. –640 с.
38. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.362-370
39. Филатова А.Ф. Половые различия в становлении характера подростка: концепция, эксперимент, практика. Омск: ОмГПУ, 2009.- 256 с.
40. Фурманов И.А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. - Минск, 1999. - С. 48-49.
41. Хорошилова Н.Ю. Влияние психологического сопровождения на процесс социализации воспитанников детского дома. Монография / Н.Ю. Хорошилова. – Ставрополь, 2010. – 120 с.
42. Шудегова О.И. Педагогические условия эффективной реабилитации детей и подростков «группы риска». Москва, ИТИП, 2006. – 242 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования. Нарушение эмоциональной, мотивационной, волевой и поведенческой сфер детей и подростков, воспитывающимися в детских домах, деструктивно влияют на развитие и его личностных качеств, и затрудняют адекватное понимание окружающего мира, осознание собственного Я [4, с. 17].
Особенности эмоционально-личностной сферы подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, становятся приоритетными в современных психолого-педагогических исследованиях [41, с. 78].
Одним из актуальных вопросов исследований является поиск путей помощи подросткам, воспитывающихся в детском доме, в процессе их социализации. Необходимо организовать такие педагогические условия, которые бы способствовали успешному личностному и социальному развитию. Эта работа включает в себя как выбор наиболее эффективной формы, педагогических подходов, методов, средств, которые бы учитывали в полной мере условия жизни, образа мышления, уровень знаний и умений подростков, воспитывающихся в детском доме.
Такое положение дел на практике свидетельствует о наличии проблемной ситуации, которая состоит в необходимости получения новых знаний о возможности применения психолого-педагогического сопровождения личностного роста подростков, воспитывающихся в детском доме. Таким образом, актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения личностного роста подростков, воспитывающихся в детском доме, не вызывает сомнения.
Объект исследования – эмоционально-личностная сфера подростков
Предмет исследования – особенности эмоционально-личностной сферы подростков, воспитывающихся в детском доме
Гипотеза исследования. Предполагалось, что низкий исходный уровень эмоционально-личностной сферы подростков, воспитывающихся в детском доме, может быть компенсирован психолого-педагогическим сопровождением личностного роста индивидов, что позволит вести профилактику их психологических «срывов» и асоциальных поступков.
Цель исследования: Выявить психологические особенности эмоционально-личностной сферы подростков, воспитывающихся в детском доме.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические особенности эмоционально-личностной сферы подростков, воспитывающихся в детском доме
2. Выявить социальные и психологические причины, обуславливающие психологические особенности эмоционально-личностной сферы подростков, воспитывающихся в детском доме.
3. Экспериментально обосновать психологические особенности эмоционально-личностной сферы подростков, воспитывающихся в детском доме.
Методы исследования. В исследовании использовались: методика САН; методика самооценки тревожности Спилберга-Ханина; тест Кэттела; методика «Определение направления личности»; рисуночная методика «Четыре персонажа».
Теоретико-методологической основой исследования явилось
- Основные аспекты развития личности подростка отражены в работах А.Г. Асмолова, А.Ф. Березина, И.Б. Котовой, К.В. Дрозд, Евмененко Е.В., Хорошиловой Н.Ю. и др. Концепция психолого – педагогического сопровождения подростков, воспитывающихся в детском доме (Акатов Л.И., Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И, Бородулина С.Ю., Пузанов Б.П. и др.)
Введение 3
Актуальность исследования 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения особенностей эмоционально-личностной сферы подростков, воспитывающихся в детском доме 5
1.1. Понятие эмоций и их роль в формировании личностных особенностей подростков 5
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 8
1.3. Социальные и психологические факторы, обуславливающие эмоционально - личностные особенности подростков - сирот 11
ГЛАВА 2. Исследование по изучению особенности эмоционально-личностной сферы подростков, воспитывающихся в детском доме 15
2.1. Организация исследования 15
2.2. Описание методов исследования 16
2.3. Результаты исследования 20
Выводы 28
Заключение 30
Список литературы 32
Целью исследования являлось выявление эмоционально – личностных особенностей подростков, воспитывающихся в детских домах.
В теоретической части исследования изучены психологические особенности подростков, выявлены социальные и психологические причины, обуславливающие личностные особенности подростков в детских домах в логике различных педагогических подходов.
Установлено, что отсутствие родительской опеки, позитивных межличностных отношений, нормального человеческого общения, знаний в об окружающем мире, обуславливают психологические особенности у детей, воспитывающихся в детских домах.
Нарушение эмоциональной, мотивационной, волевой и поведенческой сфер детей и подростков, оставшихся без попечительства родителей, деструктивно влияют на развитие и его личностных качеств, и затрудняют адекватное понимание окружающего мира, осознание собственного Я. Проблема психолого-педагогического сопровождения личностного роста подростков, оставшихся без попечительства родителей, становится одной из приоритетных в современных психолого-педагогических исследованиях.
Основные эмоционально - личностные особенности подростков – сирот: отсутствие организаторских способностей; боязнь неудач, неуверенность в себе; неумение управлять собой; неорганизованность, недисциплинированность, безответственность; ригидность; безынициативность; неспособность принимать решения; эмоциональная неуравновешенность; рассеянность, склонность перекладывать ответственность на других подростков.
В результате проведения эмпирического исследования нами была качественно, количественно и статистически доказана выдвинутая гипотеза исследования – низкий исходный уровень психологической устойчивости и социальной адаптации подростков - сирот, может быть компенсирован психолого-педагогическим сопровождением личностного роста подростков - сирот, что позволит вести профилактику психологических «срывов» и асоциальных поступков.
Вышеизложенное позволило нам констатировать, что гипотеза исследования нашла подтверждение, цель исследования достигнута.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 665 с.
2. Анохин П.К. Вопросы психологии, 1966, № 3.
3. Батаршев А.В. Современные теории личности: Краткий очерк. – М.: ТЦ Сфера, 2003, с. 96.
4. Божович Л.И. Этапы развития личности в онтогенезе. В кн. Проблемы формирования личности, - М.: Институт практической психологии, 1995. - С. 193 - 224.
5. Боулби Дж. Детям любовь и заботу. М.:Просвещение, 1991. С. 144-154.
6. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростка до престарелых. – М.2001.
7. Васильева Н.Л. Программа сопровождения социально-эмоционального развития детей и подростков // Вестник Поморского Университета. 2007, №1. –с.65-72.
8. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций.- М.: Эксмо,2005.
9. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1998. – 150 с.
10. Волков Б.С. Психология подростка. М.: Гаудеамус: Акад. Проект, 2005. – 205 с.
11. Вислова А.Д. Психолого-педагогические и социальные аспекты формирования и профилактики наркотической зависимости у детей и подростков: Автореф. канд. дис. Кабардино-Балкария, 2001 – 20 с.
12. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: ЧеРо.,2006.
13. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. -СПб.: Знание,2008.
14. Дрозд К.В., Ценностная ориентация воспитательной системы школы // Педагогические поиски в общеобразовательных учреждениях. Вып. 4. - Владимир: ВГПУ, 1999. – С. 81-84.
15. Дрозд К.В., Разумовская Т.В., Плаксина И.В. Воспитательная система школы глобальной ориентации // Классный руководитель. – 2002. - №1. – С. 78-106.
16. Евмененко Е.В., Хорошилова Н.Ю. Организация и содержание деятельности психолога интернатных учреждений: Учебно-методическое пособие / Н.Ю. Хорошилова – Ставрополь: Издательство ГОУ ВПО СГПИ, 2009. – 90 с.
17. Илларионова О.В. Понимание в контексте детско-родительских отношений // Журнал прикладной психологии. – 2003.
18. Карвасарский Б.Д. Психология. - М.: Академия, 2005.
19. Клочко В.Е. Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд.- Томск: ТГУ,1999. - 226 с.
20. Коростылева Л.А. Уровни самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности: Вып. 4 / Под. Ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СП6ТУ, 2000. С. 21-46.
21. Кон И.С. Открытие «Я».- М.: Сфера, 2007.
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997. – 456с.
23. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов н/Д, 1999, с. 77
24. Манько Ю.В. Огаян К.М. Социология молодежи. – СПб.: ИД «Петрополис», 2008. – 316с.
25. Матяш Н.В. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения подростков в учреждениях интернатного типа. – М.: Пед. об-во России, 2010.
26. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: монография / В.Д. Менделевич. – Издательство «Речь», 2006. – 445 с.
27. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг. Под ред. Ю.М. Жукова. – М.: Аспект Пресс, 2004.
28. Мухина В.С. Возрастная психология: феменология развития, детство, отрочество. 2-е изд. - М.: Академия, 2006
29. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2002. – 278 с.
30. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990
31. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков, - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000, – 304 с.
32. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. – СПб.: Питер, 2003. – 168 с.
33. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Питер, 2012, с. 56
34. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. – СПб.: Речь, 2006. – 246с.
35. Семенека С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. - М.: АРКТИ, 2006.
36. Соколова Е. Т. Самооценка и самосознание при аномалиях личности. - М.: Изд. МГУ, 2009.
37. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика / Л.Н. Собчик - – Издательство «Речь», 2005. –640 с.
38. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.362-370
39. Филатова А.Ф. Половые различия в становлении характера подростка: концепция, эксперимент, практика. Омск: ОмГПУ, 2009.- 256 с.
40. Фурманов И.А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. - Минск, 1999. - С. 48-49.
41. Хорошилова Н.Ю. Влияние психологического сопровождения на процесс социализации воспитанников детского дома. Монография / Н.Ю. Хорошилова. – Ставрополь, 2010. – 120 с.
42. Шудегова О.И. Педагогические условия эффективной реабилитации детей и подростков «группы риска». Москва, ИТИП, 2006. – 242 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
3 раза | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 145035 Курсовых работ — поможем найти подходящую