Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность. В последнее время о школьниках с девиантным поведением пишется и говорится не мало. В начальной школе, как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов. Не секрет, что правонарушения и престу пления совершаются именно этими детьми и подростками. И именно тогда возникает вопрос, в чем причина такого не адекватного поведения. Причиной же такого поведения в младшем школьном возрасте может стать дезадаптация ребенка.
Адаптация – естественное состоя ние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Для младших школьников значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию про является в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению, его самооценка. Сложность приспособления ребенка к н овым условиям и новой деятельности, высокая цена, которую "платит" организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно пр испособиться и способствующих отклонению в поведении.
Суть проблемы данного исследования заключается в необходимости углубленного анализа факторов развития девиантного поведения ребенка в связи с все возрастающим количеством детей с девиантным поведением и прогрессирующим омоложением девиаций.
Проблемы девиантного поведения рассматривались многими учеными различных школ (Э. Дюркгейм, Р. Мэртон, З. Фрейд, К. Хорни, А.В. Петровский, А.С. Белкин, Е.К. Глушкова, Я.И. Гилинский, С.И. Голод, Н.И. Григорьев, А.Е. Личко, Н.В. Кудрявцев, Я. Стреляу и др.). Несмотря на многочисленные исследования до сих пор нет в науке единого подходя к понятию девиации, к классификации девиантного поведения, к мерам его коррекции и профилактики.
Цель исследования – изучение факторов формирования девиантного поведения младших школьников.
Объект исследования – девиантное поведение детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – факторы формирования девиантного поведения младших школьников.
Задачи исследования:
1) Провести т еоретический анализ факторов формирования девиантного поведения у младших школьников.
2) Организовать и провести эмпирическое исследование факторов формирования девиантного поведения у младших школьников
3) Сделать выводы и выработать рекомендации по исс ледованию.
Гипотеза исследования: поскольку учебная деятельность в школе для младших школьников является ведущей и ее успешность определяет развитие личности ребенка, можно предположить, что основными факторами развития отклоняющегося поведения младших шко льников будет дезадаптация в школе, высокая школьная тревожность, низкая или компенсаторно завышенная самооценка.
Методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование.
Методики исследования:
Наблюдение с целью изучения особенностей учебной деятельности испытуемых и характера общения младших школьников;
Беседа с целью выявления особенностей самооценки детей с помощью методики «Лесенка»;
Тест школьной тревожности Филипса.
Введение
Глава I. Теоретический анализ факторов формирования девиантного поведения у младших школьников
1.1. Анализ представлений о девиантном поведении
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
1.3. Особенности девиантного поведения в младшем школьном возрасте
Выводы по главе 1
Глава II. Эмпирическое исследование факторов формирования девиантного поведения младших школьников
2.1. Организация исследования
2.2. Результаты исследования
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложения
Целью данного исследования являлось изучение факторов формирования девиан тного поведения младших школьников.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа научной литературы выяснилось, что девиантное поведение – это отклоняющееся от социальной нормы поведение, то есть система поступков и таких действий человека, которые не соответствуют сложившимся в обществе моральным, этическим и правовым нормам. Существуют различные виды и причины девиации. Девиантное поведение приводит к дезадаптации, вызывает негативную оценку окружающих и приводит к ухудшению отношений с близкими людьми, наносит реальный ущерб личности.
Младший школьный возраст – это возраст 6-11-летних детей. Характерным для периода является переход в новый социальный статус школьника. Основной характеристикой данного периода являе тся сочетание в ребенке черт дошкольного детства с новыми качествами, характерными для школьника Формируются положительные черты характера: отзывчивость, непосредственность, доверчивость. Характерна сильная подверженность внешнему влиянию, в результате кот орой ребенок впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. Причинами формирования девиантного поведения в младшем школьном возрасте могут быть биологические, социально-экономические, морально-этические причины, социально-педагогические и социально - психологические факторы. Наиболее часто в младшем школьном возрасте девиантное поведение формируется при неправильном воспитании в семье и при нарушении адаптации в школьном коллективе.
В результате эмпирического исследования выяснилось, что дети младшего школьного возраста проявляют средне развитые навыки общения и навыки учебной деятельности, есть учащиеся с разной успеваемостью и интересом к учебной деятельности. Часто у детей младшего школьного возраста завышенная, либо заниженная самооцен ка. Уровень общей тревожности в школе у детей несколько выше среднего значения. Больше всего у детей выражен страх самовыражения, несоответствия ожиданиям окружающих и страх ситуаций оценки знаний.
На основе результатов исследования была выделена группа ри ска, которой характерны низкая адаптация к школьной жизни, проблемы в успеваемости и во взаимоотношениях со сверстниками, неадекватная самооценка и высокий уровень тревожности. Эти дети склонны к проявлению девиантных форм поведения.
Таким образом, гипоте за исследования подтвердилась. Действительно, поскольку учебная деятельность в школе для младших школьников является ведущей и ее успешность определяет развитие личности ребенка, основными факторами развития отклоняющегося поведения младших школьников явля ются дезадаптация в школе, высокая школьная тревожность, низкая или компенсаторно завышенная самооценка.
1.Антонян Ю. М., Бородин С. В. Преступность и психические аномалии. – М.: Академия, 2006.
2.Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М., 1997.
3.Беличева С.А. Основы превнтивной психологии / С.А. Беличева. – М.: РИЦК Социальное здоровье России, 1994.
4.Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова и др. – М., 1998.
5.Гилинский Я.И. Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. – СПб., 1993.
6.Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у поростков //Психологический журнал. - 1994. - т. 15. - №2.- с. 57-65.
7.Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
8.Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие. – М.: Академия, 2003. – 288 с.
9.Иванова Е.А. Семья наркомана. / Е.А. Иванова// Вестник Московского Университета. – 2002.
10.Калашникова О.А. Особенности адаптации первоклассников /О.А. Калашникова //Начальная школа.- 2009.- №8, с. 74.
11.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов. – М.: Сфера: Юрайт-М, 2001.
12.Книга практического психолога: в 2-х частях. / А.Н. Беседин, И.И. Липатов, А.В. Тимченко, В.Б. Шапарь. – Харьков, 2006.
13.Мухина В.С. Детская психология. – М., 2005.
14.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России.- 2000.
15.Общение и формирование личности школьника. /Под ред. Бодалева А.А., Кричевского Р.Л. – М., 2007.
16.Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Система работы общеобразовательного учреждения по профилактике и коррекции девиантного поведения современного школьника / Под науч. ред. профессора В.В. Новикова: Монография. – Ярославль: МАПН, ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2007. – 390 с.
17.Практикум по возрастной психологии //под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., «Речь», СПб., 2008.
18.Практическая психология для родителей/ Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Дидактика Плюс, 2000.
19.Психологическая работа с девиантными подростками: проблемы и возможности: монография / ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». – Волгоград: ФГОУ ВПО ВАГС, 2009. – 316с.
20.Пятунин В. А. Девиантное поведение несовершеннолетних : современные тенденции / В. А. Пятунин. – М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010.
21.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО "Речь", 2007.
22.Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М., 2007.
23.Хомич А.В. Психология девиантного поведения. Учебное пособие А.В. Хомич. – Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2007.
24.Хрестоматия по возрастной психологии. /Под ред. Фельдштейна Д.И. – М., 2008.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность. В последнее время о школьниках с девиантным поведением пишется и говорится не мало. В начальной школе, как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов. Не секрет, что правонарушения и престу пления совершаются именно этими детьми и подростками. И именно тогда возникает вопрос, в чем причина такого не адекватного поведения. Причиной же такого поведения в младшем школьном возрасте может стать дезадаптация ребенка.
Адаптация – естественное состоя ние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Для младших школьников значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию про является в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению, его самооценка. Сложность приспособления ребенка к н овым условиям и новой деятельности, высокая цена, которую "платит" организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно пр испособиться и способствующих отклонению в поведении.
Суть проблемы данного исследования заключается в необходимости углубленного анализа факторов развития девиантного поведения ребенка в связи с все возрастающим количеством детей с девиантным поведением и прогрессирующим омоложением девиаций.
Проблемы девиантного поведения рассматривались многими учеными различных школ (Э. Дюркгейм, Р. Мэртон, З. Фрейд, К. Хорни, А.В. Петровский, А.С. Белкин, Е.К. Глушкова, Я.И. Гилинский, С.И. Голод, Н.И. Григорьев, А.Е. Личко, Н.В. Кудрявцев, Я. Стреляу и др.). Несмотря на многочисленные исследования до сих пор нет в науке единого подходя к понятию девиации, к классификации девиантного поведения, к мерам его коррекции и профилактики.
Цель исследования – изучение факторов формирования девиантного поведения младших школьников.
Объект исследования – девиантное поведение детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – факторы формирования девиантного поведения младших школьников.
Задачи исследования:
1) Провести т еоретический анализ факторов формирования девиантного поведения у младших школьников.
2) Организовать и провести эмпирическое исследование факторов формирования девиантного поведения у младших школьников
3) Сделать выводы и выработать рекомендации по исс ледованию.
Гипотеза исследования: поскольку учебная деятельность в школе для младших школьников является ведущей и ее успешность определяет развитие личности ребенка, можно предположить, что основными факторами развития отклоняющегося поведения младших шко льников будет дезадаптация в школе, высокая школьная тревожность, низкая или компенсаторно завышенная самооценка.
Методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование.
Методики исследования:
Наблюдение с целью изучения особенностей учебной деятельности испытуемых и характера общения младших школьников;
Беседа с целью выявления особенностей самооценки детей с помощью методики «Лесенка»;
Тест школьной тревожности Филипса.
Введение
Глава I. Теоретический анализ факторов формирования девиантного поведения у младших школьников
1.1. Анализ представлений о девиантном поведении
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
1.3. Особенности девиантного поведения в младшем школьном возрасте
Выводы по главе 1
Глава II. Эмпирическое исследование факторов формирования девиантного поведения младших школьников
2.1. Организация исследования
2.2. Результаты исследования
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложения
Целью данного исследования являлось изучение факторов формирования девиан тного поведения младших школьников.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа научной литературы выяснилось, что девиантное поведение – это отклоняющееся от социальной нормы поведение, то есть система поступков и таких действий человека, которые не соответствуют сложившимся в обществе моральным, этическим и правовым нормам. Существуют различные виды и причины девиации. Девиантное поведение приводит к дезадаптации, вызывает негативную оценку окружающих и приводит к ухудшению отношений с близкими людьми, наносит реальный ущерб личности.
Младший школьный возраст – это возраст 6-11-летних детей. Характерным для периода является переход в новый социальный статус школьника. Основной характеристикой данного периода являе тся сочетание в ребенке черт дошкольного детства с новыми качествами, характерными для школьника Формируются положительные черты характера: отзывчивость, непосредственность, доверчивость. Характерна сильная подверженность внешнему влиянию, в результате кот орой ребенок впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. Причинами формирования девиантного поведения в младшем школьном возрасте могут быть биологические, социально-экономические, морально-этические причины, социально-педагогические и социально - психологические факторы. Наиболее часто в младшем школьном возрасте девиантное поведение формируется при неправильном воспитании в семье и при нарушении адаптации в школьном коллективе.
В результате эмпирического исследования выяснилось, что дети младшего школьного возраста проявляют средне развитые навыки общения и навыки учебной деятельности, есть учащиеся с разной успеваемостью и интересом к учебной деятельности. Часто у детей младшего школьного возраста завышенная, либо заниженная самооцен ка. Уровень общей тревожности в школе у детей несколько выше среднего значения. Больше всего у детей выражен страх самовыражения, несоответствия ожиданиям окружающих и страх ситуаций оценки знаний.
На основе результатов исследования была выделена группа ри ска, которой характерны низкая адаптация к школьной жизни, проблемы в успеваемости и во взаимоотношениях со сверстниками, неадекватная самооценка и высокий уровень тревожности. Эти дети склонны к проявлению девиантных форм поведения.
Таким образом, гипоте за исследования подтвердилась. Действительно, поскольку учебная деятельность в школе для младших школьников является ведущей и ее успешность определяет развитие личности ребенка, основными факторами развития отклоняющегося поведения младших школьников явля ются дезадаптация в школе, высокая школьная тревожность, низкая или компенсаторно завышенная самооценка.
1.Антонян Ю. М., Бородин С. В. Преступность и психические аномалии. – М.: Академия, 2006.
2.Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М., 1997.
3.Беличева С.А. Основы превнтивной психологии / С.А. Беличева. – М.: РИЦК Социальное здоровье России, 1994.
4.Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова и др. – М., 1998.
5.Гилинский Я.И. Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. – СПб., 1993.
6.Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у поростков //Психологический журнал. - 1994. - т. 15. - №2.- с. 57-65.
7.Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
8.Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие. – М.: Академия, 2003. – 288 с.
9.Иванова Е.А. Семья наркомана. / Е.А. Иванова// Вестник Московского Университета. – 2002.
10.Калашникова О.А. Особенности адаптации первоклассников /О.А. Калашникова //Начальная школа.- 2009.- №8, с. 74.
11.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов. – М.: Сфера: Юрайт-М, 2001.
12.Книга практического психолога: в 2-х частях. / А.Н. Беседин, И.И. Липатов, А.В. Тимченко, В.Б. Шапарь. – Харьков, 2006.
13.Мухина В.С. Детская психология. – М., 2005.
14.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России.- 2000.
15.Общение и формирование личности школьника. /Под ред. Бодалева А.А., Кричевского Р.Л. – М., 2007.
16.Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Система работы общеобразовательного учреждения по профилактике и коррекции девиантного поведения современного школьника / Под науч. ред. профессора В.В. Новикова: Монография. – Ярославль: МАПН, ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2007. – 390 с.
17.Практикум по возрастной психологии //под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., «Речь», СПб., 2008.
18.Практическая психология для родителей/ Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Дидактика Плюс, 2000.
19.Психологическая работа с девиантными подростками: проблемы и возможности: монография / ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». – Волгоград: ФГОУ ВПО ВАГС, 2009. – 316с.
20.Пятунин В. А. Девиантное поведение несовершеннолетних : современные тенденции / В. А. Пятунин. – М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010.
21.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО "Речь", 2007.
22.Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М., 2007.
23.Хомич А.В. Психология девиантного поведения. Учебное пособие А.В. Хомич. – Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2007.
24.Хрестоматия по возрастной психологии. /Под ред. Фельдштейна Д.И. – М., 2008.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
3 раза | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 145035 Курсовых работ — поможем найти подходящую