Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Проблема готовности ребенка к школе занимает одно из важных мест в детской и педагогической психологии. В последнее время значение этой проблемы в практике работы особенно возросло. Это связано с тем, что сейчас особое внимание уделяется физическо му и психическому здоровью детей и, в частности, школьников.
Последние психологические исследования в школе показывают, что около 28% детей обладают неуравновешенной психикой и нуждаются в специальной психологической помощи [1].
Проблема адаптации является частью фундаментальной, до сих пор дискутируемой, проблемы взаимодействия человека и социальной среды. Это взаимодействие сопряжено с кардинальными изменениями в социально-психической, физиологической сфере деятельности человека. У человека наблюдается пе рестройка функционирования тех или иных органов, свойств, механизмов, вырабатываются новые навыки, привычки, качества, что приводит в соответствие организм, личность со средой. Однако не всегда интеграция связана с позитивными изменениями в личности.
Актуа льность. Человек в любом возрасте, приступая к новой для него деятельности, адаптируется к новым условиям, привыкает к ним. С приходом в школу меняется весь образ жизни и деятельности ребенка. Ведущей деятельностью становится учебная, а социальной ситуацие й развития – система взаимодействия «ребенок-учитель». В зависимости от того, как пойдет адаптация к школе, во многом зависит эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность обучения детей в начальной школе и в последующие годы.
Цель исследования: изучение адаптации и межличностных отношений первоклассников.
Объект: дети младшего школьного возраста.
Предмет: адаптация и межличностные отношения первоклассников.
Гипотеза заключается в следующем: существуют различия уровня школьной т ревожности, особенностей системы отношений, социального статуса у мальчиков и девочек младшего школьного возраста данной выборки.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к проблеме адаптации и межличностных отношений первоклассников.
2. В ыявить уровень школьной тревожности, особенности системы отношений, социального статуса у младших школьников данной выборки.
3. Выявить особенности уровня школьной тревожности, особенностей системы отношений, социального статуса у мальчиков и девочек младш его школьного возраста данной выборки.
Методы исследования:
Теоретический анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме;
Психодиагностические методики:
Тест школьной тревожности Филлипса,
Методика Рене Жиля,
Социометрический эксперимент «У ког о больше» (разработан Я.Л. Коломинским)
Методы математически-статистической обработки данных: Для математического анализа данных использовалась программа STATISTICA 6.0 for Wind . Для сравнительного анализа использовался t -критерий Стьюдента.
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме изучения адаптации и межличностных отношений первоклассников
1.1 Социально-психологическая адаптация
1.2. Проблема психологической готовности и адаптации ребенка к школе
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования
2.1 Программа исследования
2.2 Методы и методики исследования
Глава 3. Анализ результатов эмпирического исследования
Заключение по результатам индивидуального обследования
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
Дневник производственной практики студента
Теоретический анализ литературы по теме исследования позволяет выделить следующие основные рассмотренные положения. В начале школьного обучения кроме развитых познавательных процессов у ребенка должны быть сформированы лич ностные особенности, включающие интересы, мотивы, способности, черты характера, а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.
На основании вышеизложенного становится понятным, каким сложным является период адаптации к школе. Необходимо изучать психологические особенности первоклассников, уровень их адаптированности к школе, чтобы вовр емя оказать психологическую и педагогическую помощь.
Преодоление той или иной формы дезадаптации прежде всего должно быть направлено на устранение причин, ее вызвавших.
Обращается внимание на то, что коррекционная работа должна носить комплексный характер, тогда она будет способствовать не только успешной адаптации ребенка к школе, но и будет служить развитию индивидуальности ребенка, раскрытию его способностей, раскрепощению его творческого потенциала.
По результатам проведенного исследования удалось сдела ть следующие выводы:
1) Статистически достоверные отличия по показателям уровня школьной тревожности у мальчиков и девочек данной выборки получены по переменной страх самовыражения. Показатели девочек выше показателей мальчиков. Показатели и мальчиков, и д евочек находятся на высоком уровне по шкале общая тревожность в школе. Выделяются также шкалы: фрустрация потребности в достижении успеха, переживание социального стресса отношения с учителями.
2) Можно предположить, что общая тревожность в школе у младших школьников данной выборки связана, прежде всего, с фрустрацией потребности в достижении успеха, переживанием социального стресса и отношениями с учителями.
3) Статистически достоверные отличия по показателям межличностных отношений у мальчиков и девочек д анной выборки получены по переменной: общительность. Показатели девочек выше показателей мальчиков по переменной общительность. Самые высокие показатели межличностных отношений у девочек данной выборки получены по переменным: отношения с матерью, общительн ость, отношение с подругой и отношения с бабушкой и дедушкой.
4) Самые высокие показатели межличностных отношений у мальчиков данной выборки получены по переменным: отношения с матерью, доминирование, отношения с другом, отношения с бабушкой и дедушкой, от ношения с родителями и любознательность.
5) Можно предположить, что система межличностных отношений мальчиков складывается из отношений с матерью и остальными членами семьи, на которые влияет стремление к доминированию и любознательность, система межличнос тных отношений девочек определяется отношениями с матерью и подругой, и стремлением к общению.
6) По показателям социометрии среди девочек самые высокие результаты получены по переменной «звезды», чуть ниже показатели «предпочитаемых». В группе мальчиков с амые высокие показатели по переменной «предпочитаемые», что возможно объясняется общим стремлением к доминированию, свойственным мальчикам данной выборки.
7) Статистически достоверные отличия по показателям социометрии получены по переменным: коэффициент в заимности и коэффициент удовлетворенности отношениями. Показатели девочек выше показателей мальчиков.
Таким образом, нашу гипотезу о том, что существуют различия уровня школьной тревожности, особенностей системы отношений, социального статуса у мальчиков и девочек младшего школьного возраста данной выборки, можно считать доказанной.
1.Андреева Т. В. Семейная психология. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
2.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 2001. – 218 с.
3.Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 248 с.
4.Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб., 2001. – 208 с.
5.Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание, 1994. – 192 с.
6.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 2004.—400 с
7.Готовность к школе: развивающие программы (под редакцией Дубровиной И.В.) М., 2005. – 312 с.
8.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с.
9.Диагностика и коррекция психического развития дошкольника (под редакцией Коломинского Я.Л., Панько Е.А.) Минск, 2007. – 218 с.
10.Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
11.Запорожец А.В. Значение разных периодов детства для формирования детской личности. М.,Наука, 2000. – 216 с.
12.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 2006. – 284 с.
13.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 2001. – 188 с.
14.Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. – Москва: Гардарики, - 12000. – 255 с.
15.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
16.Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М., 2000. – 212 с.
17.Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2004. – 392 с.
18.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 148 с.
19.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 2005. – 248 с..
20.Реан А. А., Человек от рождения до смерти, 2001. – 378 с.
21.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
22.Чейпи Дж. Готовность к школе. М., 2002. – 78 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Проблема готовности ребенка к школе занимает одно из важных мест в детской и педагогической психологии. В последнее время значение этой проблемы в практике работы особенно возросло. Это связано с тем, что сейчас особое внимание уделяется физическо му и психическому здоровью детей и, в частности, школьников.
Последние психологические исследования в школе показывают, что около 28% детей обладают неуравновешенной психикой и нуждаются в специальной психологической помощи [1].
Проблема адаптации является частью фундаментальной, до сих пор дискутируемой, проблемы взаимодействия человека и социальной среды. Это взаимодействие сопряжено с кардинальными изменениями в социально-психической, физиологической сфере деятельности человека. У человека наблюдается пе рестройка функционирования тех или иных органов, свойств, механизмов, вырабатываются новые навыки, привычки, качества, что приводит в соответствие организм, личность со средой. Однако не всегда интеграция связана с позитивными изменениями в личности.
Актуа льность. Человек в любом возрасте, приступая к новой для него деятельности, адаптируется к новым условиям, привыкает к ним. С приходом в школу меняется весь образ жизни и деятельности ребенка. Ведущей деятельностью становится учебная, а социальной ситуацие й развития – система взаимодействия «ребенок-учитель». В зависимости от того, как пойдет адаптация к школе, во многом зависит эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность обучения детей в начальной школе и в последующие годы.
Цель исследования: изучение адаптации и межличностных отношений первоклассников.
Объект: дети младшего школьного возраста.
Предмет: адаптация и межличностные отношения первоклассников.
Гипотеза заключается в следующем: существуют различия уровня школьной т ревожности, особенностей системы отношений, социального статуса у мальчиков и девочек младшего школьного возраста данной выборки.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к проблеме адаптации и межличностных отношений первоклассников.
2. В ыявить уровень школьной тревожности, особенности системы отношений, социального статуса у младших школьников данной выборки.
3. Выявить особенности уровня школьной тревожности, особенностей системы отношений, социального статуса у мальчиков и девочек младш его школьного возраста данной выборки.
Методы исследования:
Теоретический анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме;
Психодиагностические методики:
Тест школьной тревожности Филлипса,
Методика Рене Жиля,
Социометрический эксперимент «У ког о больше» (разработан Я.Л. Коломинским)
Методы математически-статистической обработки данных: Для математического анализа данных использовалась программа STATISTICA 6.0 for Wind . Для сравнительного анализа использовался t -критерий Стьюдента.
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме изучения адаптации и межличностных отношений первоклассников
1.1 Социально-психологическая адаптация
1.2. Проблема психологической готовности и адаптации ребенка к школе
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования
2.1 Программа исследования
2.2 Методы и методики исследования
Глава 3. Анализ результатов эмпирического исследования
Заключение по результатам индивидуального обследования
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
Дневник производственной практики студента
Теоретический анализ литературы по теме исследования позволяет выделить следующие основные рассмотренные положения. В начале школьного обучения кроме развитых познавательных процессов у ребенка должны быть сформированы лич ностные особенности, включающие интересы, мотивы, способности, черты характера, а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.
На основании вышеизложенного становится понятным, каким сложным является период адаптации к школе. Необходимо изучать психологические особенности первоклассников, уровень их адаптированности к школе, чтобы вовр емя оказать психологическую и педагогическую помощь.
Преодоление той или иной формы дезадаптации прежде всего должно быть направлено на устранение причин, ее вызвавших.
Обращается внимание на то, что коррекционная работа должна носить комплексный характер, тогда она будет способствовать не только успешной адаптации ребенка к школе, но и будет служить развитию индивидуальности ребенка, раскрытию его способностей, раскрепощению его творческого потенциала.
По результатам проведенного исследования удалось сдела ть следующие выводы:
1) Статистически достоверные отличия по показателям уровня школьной тревожности у мальчиков и девочек данной выборки получены по переменной страх самовыражения. Показатели девочек выше показателей мальчиков. Показатели и мальчиков, и д евочек находятся на высоком уровне по шкале общая тревожность в школе. Выделяются также шкалы: фрустрация потребности в достижении успеха, переживание социального стресса отношения с учителями.
2) Можно предположить, что общая тревожность в школе у младших школьников данной выборки связана, прежде всего, с фрустрацией потребности в достижении успеха, переживанием социального стресса и отношениями с учителями.
3) Статистически достоверные отличия по показателям межличностных отношений у мальчиков и девочек д анной выборки получены по переменной: общительность. Показатели девочек выше показателей мальчиков по переменной общительность. Самые высокие показатели межличностных отношений у девочек данной выборки получены по переменным: отношения с матерью, общительн ость, отношение с подругой и отношения с бабушкой и дедушкой.
4) Самые высокие показатели межличностных отношений у мальчиков данной выборки получены по переменным: отношения с матерью, доминирование, отношения с другом, отношения с бабушкой и дедушкой, от ношения с родителями и любознательность.
5) Можно предположить, что система межличностных отношений мальчиков складывается из отношений с матерью и остальными членами семьи, на которые влияет стремление к доминированию и любознательность, система межличнос тных отношений девочек определяется отношениями с матерью и подругой, и стремлением к общению.
6) По показателям социометрии среди девочек самые высокие результаты получены по переменной «звезды», чуть ниже показатели «предпочитаемых». В группе мальчиков с амые высокие показатели по переменной «предпочитаемые», что возможно объясняется общим стремлением к доминированию, свойственным мальчикам данной выборки.
7) Статистически достоверные отличия по показателям социометрии получены по переменным: коэффициент в заимности и коэффициент удовлетворенности отношениями. Показатели девочек выше показателей мальчиков.
Таким образом, нашу гипотезу о том, что существуют различия уровня школьной тревожности, особенностей системы отношений, социального статуса у мальчиков и девочек младшего школьного возраста данной выборки, можно считать доказанной.
1.Андреева Т. В. Семейная психология. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
2.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 2001. – 218 с.
3.Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 248 с.
4.Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб., 2001. – 208 с.
5.Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание, 1994. – 192 с.
6.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 2004.—400 с
7.Готовность к школе: развивающие программы (под редакцией Дубровиной И.В.) М., 2005. – 312 с.
8.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с.
9.Диагностика и коррекция психического развития дошкольника (под редакцией Коломинского Я.Л., Панько Е.А.) Минск, 2007. – 218 с.
10.Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
11.Запорожец А.В. Значение разных периодов детства для формирования детской личности. М.,Наука, 2000. – 216 с.
12.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 2006. – 284 с.
13.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 2001. – 188 с.
14.Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. – Москва: Гардарики, - 12000. – 255 с.
15.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
16.Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М., 2000. – 212 с.
17.Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2004. – 392 с.
18.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 148 с.
19.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 2005. – 248 с..
20.Реан А. А., Человек от рождения до смерти, 2001. – 378 с.
21.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
22.Чейпи Дж. Готовность к школе. М., 2002. – 78 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 145035 Курсовых работ — поможем найти подходящую