Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Осознанные и неосознанные элементы прыжка в прыжках в воду.

  • 80 страниц
  • 2016 год
  • 158 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ
Прыжки в воду, являясь медалеёмким видом спорта в программе Олимпийских игр, имеют богатую историю и перспективы развития. Прыжки в воду могут имеет массу различных вариантов, а техника доходит до высокого коэффициента сложности. Поэтому прыжки в воду остается сложным и серьезным мероприятием и входят в программу чемпионатов мира. С 1904 года прыжки в воду включены в Олимпийские игры. С тех пор не угасает интерес у спортсменов и любителей к этому виду спорта. Прыжки в воду отличает то, что их относят к технико-композиционным видам спорта. Хотя прыжки в воду это водный вид спорта, основные технические элементы прыгуны выполняют в воздухе.
Техника выполнения прыжков в воду базируется на биомеханике человеческого тела и его физиологии [3]. Основные параметры определяются эффективностью работы мышц, при этом у спортсмена должна быть великолепная физическая подготовленность, ориентация в пространстве и координация движений. Боязнь неправильного выполнения входа в воду может привести к серьезным травмам. Спортсмену необходимо настроиться на выполнение упражнения, не волноваться. Немаловажными факторами для выполнения правильного прыжка в воду остаются смелость, выдержка, спокойствие. На этом этапе могут происходить ошибки в осознанных элементах прыжка у молодых спортсменов. У профессиональных прыгунов основная часть элементов прыжка выполняется на бессознательном уровне. Однако особенности проявления осознанных и неосознанных элементов в прыжках в воду изучены недостаточно, а количественные критерии характеристик техники детально не исследованы.
В тренировочном процессе и современной литературе не достаточно внимания уделяется психологической подготовке прыгунов в воду [2]. Нет сведений о значимости индивидуальных психологических критериев и их влиянии на техническое мастерство в процессе занятий прыжками в воду. Отсутствие психологических аспектов, определяющих технические возможности спортсменов, обусловливает необходимость исследования особенностей проявления осознанных и неосознанных элементов при занятиях прыжками в воду. Для решения данной проблемы были проведены специфические исследования в процессе выполнения спортсменами прыжков в воду различной сложности.
Большой теоретический и практический интерес представляет изучение физиологических реакций в процессе формирования двигательных навыков, связанных с выполнением двигательных актов в безопорном положении. Физические упражнения, выполняющиеся в безопорном положении, сопряжены со сложной координацией движений. Высокая координационная способность и управление движениями спортсмена по прыжкам в воду в безопорном положении достигается при длительной тренировке [5].
Многие исследователи основывались на физиологических концепциях И. М. Сеченова, В. Н. Бехтерева, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, Н. Е. Введенского и детально осветили сущность физиологических реакций на различных стадиях образования двигательных навыков [3].
Другие исследователи показали дифференциальное значение различных физиологических механизмов в ориентации тела в пространстве.
На основании имеющихся литературных данных становится ясной принципиальная картина реагирования систем организма на различных стадиях образования двигательных навыков. Особенности же протекания осознанных и неосознанных элементов освещены недостаточно.
Объектом исследования являются прыгуны в воду.
Предмет изучения - осознанные и неосознанные элементы прыжка в воду.
Учитывая вышесказанное, была поставлена цель: выяснить характер осознанных и неосознанных элементов у прыгунов в воду на различных стадиях формирования двигательных навыков.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. изучить безусловно-рефлекторную регуляцию на стадии интенсивного формирования двигательных навыков и длительность сосредоточения внимания как физиологический критерий психологической подготовленности прыгунов в воду;
2. определить тесты для исследования психологической подготовки прыгунов в воду;
3. выделить главные, ведущие элементы прыжков в воду в зависимости от степени осознанности;
4. соотнести осознанные и неосознанные элементы прыжков в воду к прыгунам различной квалификации.







ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРЫЖКА В ВОДУ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ 6
I.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЫЖКОВ В ВОДУ 6
I.2. СПОСОБЫ ПРЫЖКОВ В ВОДУ 8
I.3. РЕГУЛЯЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ПРЫЖКАХ В ВОДУ 16
I.3.1. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ ДВИЖЕНИЙ 17
I.3.2. ВЫСШИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ 19
I.3.3. РОЛЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ КОРЫ, БАЗАЛЬНЫХ ГАНГЛИЕВ И ТАЛАМУСА В ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ 20
I.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 25
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ 27
II.1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 27
II.2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 30
II.1. ЭКСПЕРИМЕНТ С БИОМЕХАНИЧЕСКИМ АНАЛИЗОМ И РАСЧЕТОМ ПОЛЕТНОЙ ФАЗЫ ПРЫЖКА 36
II.1.1. МЕТОД СТАБИЛОГРАФИИ 36
II.1.2. МЕТОД ВИДЕОАНАЛИЗА ДВИЖЕНИЙ 38
II.1.3. ТЕНЗОМЕТРИЯ 42
II.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЯ ПРЫГУНА МЕТОДОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ 43
II.2.1. ТЕСТ ЛЮШЕРА 45
II.2.2. ТЕППИНГ-ТЕСТ 48
II.3. МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ 50
ГЛАВА III. ОСОЗНАННЫЕ И НЕОСОЗНАННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРЫЖКА В ВОДУ 56
III.1. АНАЛИЗ НЕОСОЗНАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЫЖКА У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЫГУНОВ В ВОДУ 56
III.2. АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЫЖКА У НАЧИНАЮЩИХ ПРЫГУНОВ 61
III.3. ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОШИБОК ОСОЗНАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЫЖКА В ВОДУ 68
ВЫВОДЫ 71
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРЫЖКА В ВОДУ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ 6
I.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЫЖКОВ В ВОДУ 6
I.2. СПОСОБЫ ПРЫЖКОВ В ВОДУ 8
I.3. РЕГУЛЯЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ПРЫЖКАХ В ВОДУ 16
I.3.1. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ ДВИЖЕНИЙ 17
I.3.2. ВЫСШИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ 19
I.3.3. РОЛЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ КОРЫ, БАЗАЛЬНЫХ ГАНГЛИЕВ И ТАЛАМУСА В ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ 20
I.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 25
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ 27
II.1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 27
II.2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 30
II.1. ЭКСПЕРИМЕНТ С БИОМЕХАНИЧЕСКИМ АНАЛИЗОМ И РАСЧЕТОМ ПОЛЕТНОЙ ФАЗЫ ПРЫЖКА 36
II.1.1. МЕТОД СТАБИЛОГРАФИИ 36
II.1.2. МЕТОД ВИДЕОАНАЛИЗА ДВИЖЕНИЙ 38
II.1.3. ТЕНЗОМЕТРИЯ 42
II.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЯ ПРЫГУНА МЕТОДОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ 43
II.2.1. ТЕСТ ЛЮШЕРА 45
II.2.2. ТЕППИНГ-ТЕСТ 48
II.3. МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ 50
ГЛАВА III. ОСОЗНАННЫЕ И НЕОСОЗНАННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРЫЖКА В ВОДУ 56
III.1. АНАЛИЗ НЕОСОЗНАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЫЖКА У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЫГУНОВ В ВОДУ 56
III.2. АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЫЖКА У НАЧИНАЮЩИХ ПРЫГУНОВ 61
III.3. ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОШИБОК ОСОЗНАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЫЖКА В ВОДУ 68
ВЫВОДЫ 71
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 78


ВЫВОДЫ
У прыгунов в воду основные двигательные навыки формируются при непосредственном участии безусловно-рефлекторной деятельности всех составляющих элементов прыжка, а именно: на стадии отработки различных элементов отмечается превалирование каждого из осознаных элементов выполняемого действия на ранних этапах формирования спортсмена с юного возраста, при этом качество выполнения напрямую зависит от кратности выполнения упражнения, а также эффективной педагогической деятельности наставника. В то же время по мере накопления опыта и переход спортсмена из категории «любители» в профессиональный спорт, а также многократные участия в спортивных соревнованиях, создают комплекс психоэмоциональной стабильности, при котором с каждым последующим выступлением выполнение простых элементов переходит из разряда сознательных на уровень бессознательных, что говорит о стойком закреплении на подкорковом уровне основных составляющих прыжка. Таким образом, с приобретением квалификации и разносторонним повышением ее уровня (физического, психо-эмоционального и др.) количество безусловно выполняемых элементов прыжка прогрессивно увеличивается. Однако, выполнение всех элементов прыжка не всегда идеально выполнимо даже на самом высоком уровне (Чемпионаты, мира, Олимпийские игры), что в большей степени связано не столько с уровнем физической и методологической подготовкой спортсмена, а сколько с эмоциональным состоянием спортсмена. Поэтому внимание тренера профессиональных спортсменов в первую очередь должно быть сосредоточено на подготовке и стабилизации именно этой части прыгуна в воду. Отсутствие психологического барьера снимает корковую деятельность головного мозга и выполнение основных фаз прыжка (полет и погружение в воду) проходит на подкорковом или бессознательном уровне.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анцыперов, В. В. О роли двигательной асимметрии в прыжках в воду
/ В. В. Анцыперов, О. И. Иванов // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 290.
2. Бегидова., Т. П. Об истории, перспективах и психологической подготовке олимпийского резерва в прыжках в воду / Т. П. Бегидова, Н. В. Замятина, С. В. Фролова // Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 2. - С. 76-78.
3. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. – Москва : Медицина, 1966.
4. Булгакова, Н. Ж. Водные виды спорта / Н. Ж. Булгакова, М. Н. Максимова, М. Н. Маринич - Москва: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.
5. Васин, В. А. Подготовка прыгуна в воду / В. А. Васин, Л. З. Гороховский. – Москва : Олимпийская энциклопедия, 1980.
6. Величковский, Б. М. Современная когнитивная психология / Б. М. Величковский – Москва : Издательство МГУ, 1982.
7. Гороховский, Л. З. Биомеханические основы техники создания вращений и управление ими в сложнокоординационных видах спорта / Л. З. Гороховский - Москва : Прометей, 1992. - 122 с.
8. Гороховский, Л. З. Отбор спортсменов для специализации в прыжках в воду: Методические рекомендации для преподавателей и тренеров / Л. З. Гороховский, Е. А. Распопова. - Москва: РИО ГЦОЛИФК. - 1980. - 27 с.
9. Данилов, К. Ю. Основы тренировки прыгунов в воду / К. Ю. Данилов, Г. П. Кузнецова, В. С. Фарфель. – Москва : Физкультура и спорт, 1969.
10. Дрожжин, Н. В. Воронежская областная СДЮСШ по прыжкам в воду имени Д. Саутина / Н. В. Дрожжин // Культура физическая и здоровье. - 2011. - № 6. - С. 75-76.
11. Запорожец, А. В. Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец - Москва : Издательство АН РСФСР,1960.
12. Иванов, О. И. Влияние тренировки на формирование двигательных асимметрий у юных прыгунов в воду / О. И. Иванов, Е. В. Ракова, Н. Н. Сентябрев, В. В. Анцыперов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 603.
13. Иванов, О. И. Особенности проявления двигательной асимметрии в тех-нике выполнения прыжков в воду / О. И. Иванов, В. В. Анцыперов, Н. Н. Сентябрев // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. - С. 239.
14. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека: учебник для вузов / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с.
15. Колосова, Е. В. Динамика электронейромиографических параметров высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в прыжках в воду / Е. В. Колосова, Т. А. Халявка // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI олимпийских игр в Рио-де-Жанейро // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. - 2015. - С. 57-59.
16. Коренберг, В.Б. Основы качественного биомеханического анализа / В. Б. Коренберг. - Москва : Физкультура и спорт, 1979. − 208 с.
17. Ливицкий, А. Н. О физиологических реакциях в процессе формирования двигательных навыков при прыжках в воду : автореф. дис. … канд. биол. наук : Ливицкий А. Н. – Ташкент, 1969. - 28 с.
18. Макаров, Н. В. Биомеханические закономерности формирования меха-низма отталкивания спортсмена от упругой опоры (на примере прыжков на батуте и в воду) : автореф. дис. … канд. мед. наук : 13.00.04 / Макаров Николай Викторович. - Ленинград, 1982. - 17 с.
19. Мантрова, И. Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. – Иваново: ООО «Нейрософт», 2007. – 216 с.
20. Мухни, В. Г. Дмитрий Саутин: на вершине олимпа / В. Г. Мухин. - Ря-зань, 2009.
21. Наявко, И. И. Критерии определения спортивно-технической подготов-ленности юных прыгунов в воду / И. И. Наявко // Слобожанський науково-спортивний вісник. - 2014. - № 2 (40). - С. 99-103.
22. Панасюк, Т. В. Особенности развития опорно-двигательного аппарата при занятиях прыжками в воду / Т. В. Панасюк, Е. А. Распопова //
Ученые записки СПБГМУ им. Акад. И. П. Павлова. - 2011. - Т. XVIII. - № 2. - С. 108-109.
23. Распопова, Е. А. Гетерохрония биологического созревания организма человека в норме и экстремальных условиях спортивной деятельности (прыжки в воду) / Е. А. Распопова, Т. В. Панасюк // В сборнике: проблемы современной морфологии человека материалы международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию профессора Б. А. Никитюка. - 2013. - С. 189.
24. Распопова, Е. А. Морфофункциональный мониторинг спортсменов как критерий оптимизации тренировочного процесса в прыжках в воду / Е. А. Распопова, Т. В. Панасюк, Н. Е. Шовгеня // Физическая культура: воспита-ние, образование, тренировка - Москва, 2005. - С. 36-38.
25. Распопова, Е. А. Научно-методические основы многолетней подготовки прыгунов в воду: автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.04 / Распопова Евгения Андреевна. - Москва, 2000. - 77 с.
26. Распопова, Е. А. Причины кризиса подготовки высококвалифицированных спортсменок в прыжках в воду с вышки и пути его преодоления / Е. А. Распопова, Т. В. Панасюк, Н. Е. Шовгеня // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 12. - С. 64-66.
27. Распопова, Е. А. Проблемы начального отбора юных прыгунов в воду
/ Распопова Е. А. // Вестник московского городского педагогического уни-верситета. Серия: естественные науки. – 2015 - № 3 (19). - С. 62-67.
28. Распопова, Е. А. Прыжки в воду : учебник для вузов физической культуры / Е. А. Распопова. - Москва : Физкультура, образование, наука, 2000. - 301 с.
29. Распопова, Е. А. Особенности динамики спортивных достижений прыгуний в воду, специализирующихся в прыжках с трамплина и вышки: сб. научных трудов ученых РГУФК // Е. А. Распопова, Т. В. Панасюк, Н. Е. Шовгеня. - Москва., 2004. - С. 64-67.
30. Распопова, Е.А. Современное состояние, проблемы и пути развития российских прыжков в воду // Теория и практика физ. культуры. – 2005. – № 6. – С. 57-60. 9.
31. Тихонов, В. Н. Техническая подготовка (на примере прыжков в воду): Учебное пособие / В. Н. Тихонов. – Москва : Малаховка, 2001. – 120 с.
32. Тихонов, В. Н. Высота прыжка с места вверх и критерий эффективности ее реализации в прыжках в воду с трамплина / В. Н. Тихонов // Теория и методика спорта высших достижений. - С. 32-39.
33. Тихонов, В. Н. Геометрия масс тела спортсмена и оптимизация его тех-нической подготовки (прыжки в воду, гимнастика). – Москва : ФИС, 2001. – 268 с.
34. Тихонов, В. Н. Определение индивидуальных биомеханических характеристик техники прыжков в воду // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 9. – С. 57-60.
35. Трошихин, В.А. Функциональная подвижность нервных процессов и профессиональный отбор / В. А. Трошихин, С. И. Молдавская, Н. В. Коль-ченко. – Киев: Наукова думка, 1978. – 158 с.
36. Черемушникова, И. И. Психофизиологическое тестирование как способ оценки эффективности учебной деятельности студентов / И. И. Черемушни-кова [и др.] // Вестник ОГУ. – 2011. – № 12 (131). – С. 313–314.
37. Чернавский, А. Ф. Связь параметров страха с социально-психологическими и личностными характеристиками спортсменов / А. Ф. Чернавский, Ф.А. Пушкарь // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 3. - С. 23 -27.
38. Шовгеня, Н. Е. Динамика физического развития и технической подготовленности сильнейших прыгунов в воду : дис. … канд пед. наук : 13.00.04 / Шовгеня Наталия Евгеньевна. – Москва, 2004. – 122 с.
39. Янкаускас, Й. М. Зависимость максимальной частоты элементарных движений от пола, возраста и занятий спортом // Теория и практи- ка физической культуры. – 1972. – № 8. – С. 39–42.
40. Mikitchik, O. S. Informing indexes of process of preparation of jumpers in water of 1st teaching of stage O. S. Mikitchik // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008. - № 2. - С. 100-104.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ
Прыжки в воду, являясь медалеёмким видом спорта в программе Олимпийских игр, имеют богатую историю и перспективы развития. Прыжки в воду могут имеет массу различных вариантов, а техника доходит до высокого коэффициента сложности. Поэтому прыжки в воду остается сложным и серьезным мероприятием и входят в программу чемпионатов мира. С 1904 года прыжки в воду включены в Олимпийские игры. С тех пор не угасает интерес у спортсменов и любителей к этому виду спорта. Прыжки в воду отличает то, что их относят к технико-композиционным видам спорта. Хотя прыжки в воду это водный вид спорта, основные технические элементы прыгуны выполняют в воздухе.
Техника выполнения прыжков в воду базируется на биомеханике человеческого тела и его физиологии [3]. Основные параметры определяются эффективностью работы мышц, при этом у спортсмена должна быть великолепная физическая подготовленность, ориентация в пространстве и координация движений. Боязнь неправильного выполнения входа в воду может привести к серьезным травмам. Спортсмену необходимо настроиться на выполнение упражнения, не волноваться. Немаловажными факторами для выполнения правильного прыжка в воду остаются смелость, выдержка, спокойствие. На этом этапе могут происходить ошибки в осознанных элементах прыжка у молодых спортсменов. У профессиональных прыгунов основная часть элементов прыжка выполняется на бессознательном уровне. Однако особенности проявления осознанных и неосознанных элементов в прыжках в воду изучены недостаточно, а количественные критерии характеристик техники детально не исследованы.
В тренировочном процессе и современной литературе не достаточно внимания уделяется психологической подготовке прыгунов в воду [2]. Нет сведений о значимости индивидуальных психологических критериев и их влиянии на техническое мастерство в процессе занятий прыжками в воду. Отсутствие психологических аспектов, определяющих технические возможности спортсменов, обусловливает необходимость исследования особенностей проявления осознанных и неосознанных элементов при занятиях прыжками в воду. Для решения данной проблемы были проведены специфические исследования в процессе выполнения спортсменами прыжков в воду различной сложности.
Большой теоретический и практический интерес представляет изучение физиологических реакций в процессе формирования двигательных навыков, связанных с выполнением двигательных актов в безопорном положении. Физические упражнения, выполняющиеся в безопорном положении, сопряжены со сложной координацией движений. Высокая координационная способность и управление движениями спортсмена по прыжкам в воду в безопорном положении достигается при длительной тренировке [5].
Многие исследователи основывались на физиологических концепциях И. М. Сеченова, В. Н. Бехтерева, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, Н. Е. Введенского и детально осветили сущность физиологических реакций на различных стадиях образования двигательных навыков [3].
Другие исследователи показали дифференциальное значение различных физиологических механизмов в ориентации тела в пространстве.
На основании имеющихся литературных данных становится ясной принципиальная картина реагирования систем организма на различных стадиях образования двигательных навыков. Особенности же протекания осознанных и неосознанных элементов освещены недостаточно.
Объектом исследования являются прыгуны в воду.
Предмет изучения - осознанные и неосознанные элементы прыжка в воду.
Учитывая вышесказанное, была поставлена цель: выяснить характер осознанных и неосознанных элементов у прыгунов в воду на различных стадиях формирования двигательных навыков.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. изучить безусловно-рефлекторную регуляцию на стадии интенсивного формирования двигательных навыков и длительность сосредоточения внимания как физиологический критерий психологической подготовленности прыгунов в воду;
2. определить тесты для исследования психологической подготовки прыгунов в воду;
3. выделить главные, ведущие элементы прыжков в воду в зависимости от степени осознанности;
4. соотнести осознанные и неосознанные элементы прыжков в воду к прыгунам различной квалификации.







ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРЫЖКА В ВОДУ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ 6
I.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЫЖКОВ В ВОДУ 6
I.2. СПОСОБЫ ПРЫЖКОВ В ВОДУ 8
I.3. РЕГУЛЯЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ПРЫЖКАХ В ВОДУ 16
I.3.1. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ ДВИЖЕНИЙ 17
I.3.2. ВЫСШИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ 19
I.3.3. РОЛЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ КОРЫ, БАЗАЛЬНЫХ ГАНГЛИЕВ И ТАЛАМУСА В ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ 20
I.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 25
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ 27
II.1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 27
II.2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 30
II.1. ЭКСПЕРИМЕНТ С БИОМЕХАНИЧЕСКИМ АНАЛИЗОМ И РАСЧЕТОМ ПОЛЕТНОЙ ФАЗЫ ПРЫЖКА 36
II.1.1. МЕТОД СТАБИЛОГРАФИИ 36
II.1.2. МЕТОД ВИДЕОАНАЛИЗА ДВИЖЕНИЙ 38
II.1.3. ТЕНЗОМЕТРИЯ 42
II.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЯ ПРЫГУНА МЕТОДОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ 43
II.2.1. ТЕСТ ЛЮШЕРА 45
II.2.2. ТЕППИНГ-ТЕСТ 48
II.3. МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ 50
ГЛАВА III. ОСОЗНАННЫЕ И НЕОСОЗНАННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРЫЖКА В ВОДУ 56
III.1. АНАЛИЗ НЕОСОЗНАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЫЖКА У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЫГУНОВ В ВОДУ 56
III.2. АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЫЖКА У НАЧИНАЮЩИХ ПРЫГУНОВ 61
III.3. ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОШИБОК ОСОЗНАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЫЖКА В ВОДУ 68
ВЫВОДЫ 71
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРЫЖКА В ВОДУ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ 6
I.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЫЖКОВ В ВОДУ 6
I.2. СПОСОБЫ ПРЫЖКОВ В ВОДУ 8
I.3. РЕГУЛЯЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ПРЫЖКАХ В ВОДУ 16
I.3.1. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ ДВИЖЕНИЙ 17
I.3.2. ВЫСШИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ 19
I.3.3. РОЛЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ КОРЫ, БАЗАЛЬНЫХ ГАНГЛИЕВ И ТАЛАМУСА В ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ 20
I.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 25
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ 27
II.1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 27
II.2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 30
II.1. ЭКСПЕРИМЕНТ С БИОМЕХАНИЧЕСКИМ АНАЛИЗОМ И РАСЧЕТОМ ПОЛЕТНОЙ ФАЗЫ ПРЫЖКА 36
II.1.1. МЕТОД СТАБИЛОГРАФИИ 36
II.1.2. МЕТОД ВИДЕОАНАЛИЗА ДВИЖЕНИЙ 38
II.1.3. ТЕНЗОМЕТРИЯ 42
II.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЯ ПРЫГУНА МЕТОДОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ 43
II.2.1. ТЕСТ ЛЮШЕРА 45
II.2.2. ТЕППИНГ-ТЕСТ 48
II.3. МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ 50
ГЛАВА III. ОСОЗНАННЫЕ И НЕОСОЗНАННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРЫЖКА В ВОДУ 56
III.1. АНАЛИЗ НЕОСОЗНАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЫЖКА У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЫГУНОВ В ВОДУ 56
III.2. АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЫЖКА У НАЧИНАЮЩИХ ПРЫГУНОВ 61
III.3. ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОШИБОК ОСОЗНАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЫЖКА В ВОДУ 68
ВЫВОДЫ 71
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 78


ВЫВОДЫ
У прыгунов в воду основные двигательные навыки формируются при непосредственном участии безусловно-рефлекторной деятельности всех составляющих элементов прыжка, а именно: на стадии отработки различных элементов отмечается превалирование каждого из осознаных элементов выполняемого действия на ранних этапах формирования спортсмена с юного возраста, при этом качество выполнения напрямую зависит от кратности выполнения упражнения, а также эффективной педагогической деятельности наставника. В то же время по мере накопления опыта и переход спортсмена из категории «любители» в профессиональный спорт, а также многократные участия в спортивных соревнованиях, создают комплекс психоэмоциональной стабильности, при котором с каждым последующим выступлением выполнение простых элементов переходит из разряда сознательных на уровень бессознательных, что говорит о стойком закреплении на подкорковом уровне основных составляющих прыжка. Таким образом, с приобретением квалификации и разносторонним повышением ее уровня (физического, психо-эмоционального и др.) количество безусловно выполняемых элементов прыжка прогрессивно увеличивается. Однако, выполнение всех элементов прыжка не всегда идеально выполнимо даже на самом высоком уровне (Чемпионаты, мира, Олимпийские игры), что в большей степени связано не столько с уровнем физической и методологической подготовкой спортсмена, а сколько с эмоциональным состоянием спортсмена. Поэтому внимание тренера профессиональных спортсменов в первую очередь должно быть сосредоточено на подготовке и стабилизации именно этой части прыгуна в воду. Отсутствие психологического барьера снимает корковую деятельность головного мозга и выполнение основных фаз прыжка (полет и погружение в воду) проходит на подкорковом или бессознательном уровне.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анцыперов, В. В. О роли двигательной асимметрии в прыжках в воду
/ В. В. Анцыперов, О. И. Иванов // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 290.
2. Бегидова., Т. П. Об истории, перспективах и психологической подготовке олимпийского резерва в прыжках в воду / Т. П. Бегидова, Н. В. Замятина, С. В. Фролова // Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 2. - С. 76-78.
3. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. – Москва : Медицина, 1966.
4. Булгакова, Н. Ж. Водные виды спорта / Н. Ж. Булгакова, М. Н. Максимова, М. Н. Маринич - Москва: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.
5. Васин, В. А. Подготовка прыгуна в воду / В. А. Васин, Л. З. Гороховский. – Москва : Олимпийская энциклопедия, 1980.
6. Величковский, Б. М. Современная когнитивная психология / Б. М. Величковский – Москва : Издательство МГУ, 1982.
7. Гороховский, Л. З. Биомеханические основы техники создания вращений и управление ими в сложнокоординационных видах спорта / Л. З. Гороховский - Москва : Прометей, 1992. - 122 с.
8. Гороховский, Л. З. Отбор спортсменов для специализации в прыжках в воду: Методические рекомендации для преподавателей и тренеров / Л. З. Гороховский, Е. А. Распопова. - Москва: РИО ГЦОЛИФК. - 1980. - 27 с.
9. Данилов, К. Ю. Основы тренировки прыгунов в воду / К. Ю. Данилов, Г. П. Кузнецова, В. С. Фарфель. – Москва : Физкультура и спорт, 1969.
10. Дрожжин, Н. В. Воронежская областная СДЮСШ по прыжкам в воду имени Д. Саутина / Н. В. Дрожжин // Культура физическая и здоровье. - 2011. - № 6. - С. 75-76.
11. Запорожец, А. В. Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец - Москва : Издательство АН РСФСР,1960.
12. Иванов, О. И. Влияние тренировки на формирование двигательных асимметрий у юных прыгунов в воду / О. И. Иванов, Е. В. Ракова, Н. Н. Сентябрев, В. В. Анцыперов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 603.
13. Иванов, О. И. Особенности проявления двигательной асимметрии в тех-нике выполнения прыжков в воду / О. И. Иванов, В. В. Анцыперов, Н. Н. Сентябрев // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. - С. 239.
14. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека: учебник для вузов / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с.
15. Колосова, Е. В. Динамика электронейромиографических параметров высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в прыжках в воду / Е. В. Колосова, Т. А. Халявка // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI олимпийских игр в Рио-де-Жанейро // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. - 2015. - С. 57-59.
16. Коренберг, В.Б. Основы качественного биомеханического анализа / В. Б. Коренберг. - Москва : Физкультура и спорт, 1979. − 208 с.
17. Ливицкий, А. Н. О физиологических реакциях в процессе формирования двигательных навыков при прыжках в воду : автореф. дис. … канд. биол. наук : Ливицкий А. Н. – Ташкент, 1969. - 28 с.
18. Макаров, Н. В. Биомеханические закономерности формирования меха-низма отталкивания спортсмена от упругой опоры (на примере прыжков на батуте и в воду) : автореф. дис. … канд. мед. наук : 13.00.04 / Макаров Николай Викторович. - Ленинград, 1982. - 17 с.
19. Мантрова, И. Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. – Иваново: ООО «Нейрософт», 2007. – 216 с.
20. Мухни, В. Г. Дмитрий Саутин: на вершине олимпа / В. Г. Мухин. - Ря-зань, 2009.
21. Наявко, И. И. Критерии определения спортивно-технической подготов-ленности юных прыгунов в воду / И. И. Наявко // Слобожанський науково-спортивний вісник. - 2014. - № 2 (40). - С. 99-103.
22. Панасюк, Т. В. Особенности развития опорно-двигательного аппарата при занятиях прыжками в воду / Т. В. Панасюк, Е. А. Распопова //
Ученые записки СПБГМУ им. Акад. И. П. Павлова. - 2011. - Т. XVIII. - № 2. - С. 108-109.
23. Распопова, Е. А. Гетерохрония биологического созревания организма человека в норме и экстремальных условиях спортивной деятельности (прыжки в воду) / Е. А. Распопова, Т. В. Панасюк // В сборнике: проблемы современной морфологии человека материалы международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию профессора Б. А. Никитюка. - 2013. - С. 189.
24. Распопова, Е. А. Морфофункциональный мониторинг спортсменов как критерий оптимизации тренировочного процесса в прыжках в воду / Е. А. Распопова, Т. В. Панасюк, Н. Е. Шовгеня // Физическая культура: воспита-ние, образование, тренировка - Москва, 2005. - С. 36-38.
25. Распопова, Е. А. Научно-методические основы многолетней подготовки прыгунов в воду: автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.04 / Распопова Евгения Андреевна. - Москва, 2000. - 77 с.
26. Распопова, Е. А. Причины кризиса подготовки высококвалифицированных спортсменок в прыжках в воду с вышки и пути его преодоления / Е. А. Распопова, Т. В. Панасюк, Н. Е. Шовгеня // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 12. - С. 64-66.
27. Распопова, Е. А. Проблемы начального отбора юных прыгунов в воду
/ Распопова Е. А. // Вестник московского городского педагогического уни-верситета. Серия: естественные науки. – 2015 - № 3 (19). - С. 62-67.
28. Распопова, Е. А. Прыжки в воду : учебник для вузов физической культуры / Е. А. Распопова. - Москва : Физкультура, образование, наука, 2000. - 301 с.
29. Распопова, Е. А. Особенности динамики спортивных достижений прыгуний в воду, специализирующихся в прыжках с трамплина и вышки: сб. научных трудов ученых РГУФК // Е. А. Распопова, Т. В. Панасюк, Н. Е. Шовгеня. - Москва., 2004. - С. 64-67.
30. Распопова, Е.А. Современное состояние, проблемы и пути развития российских прыжков в воду // Теория и практика физ. культуры. – 2005. – № 6. – С. 57-60. 9.
31. Тихонов, В. Н. Техническая подготовка (на примере прыжков в воду): Учебное пособие / В. Н. Тихонов. – Москва : Малаховка, 2001. – 120 с.
32. Тихонов, В. Н. Высота прыжка с места вверх и критерий эффективности ее реализации в прыжках в воду с трамплина / В. Н. Тихонов // Теория и методика спорта высших достижений. - С. 32-39.
33. Тихонов, В. Н. Геометрия масс тела спортсмена и оптимизация его тех-нической подготовки (прыжки в воду, гимнастика). – Москва : ФИС, 2001. – 268 с.
34. Тихонов, В. Н. Определение индивидуальных биомеханических характеристик техники прыжков в воду // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 9. – С. 57-60.
35. Трошихин, В.А. Функциональная подвижность нервных процессов и профессиональный отбор / В. А. Трошихин, С. И. Молдавская, Н. В. Коль-ченко. – Киев: Наукова думка, 1978. – 158 с.
36. Черемушникова, И. И. Психофизиологическое тестирование как способ оценки эффективности учебной деятельности студентов / И. И. Черемушни-кова [и др.] // Вестник ОГУ. – 2011. – № 12 (131). – С. 313–314.
37. Чернавский, А. Ф. Связь параметров страха с социально-психологическими и личностными характеристиками спортсменов / А. Ф. Чернавский, Ф.А. Пушкарь // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 3. - С. 23 -27.
38. Шовгеня, Н. Е. Динамика физического развития и технической подготовленности сильнейших прыгунов в воду : дис. … канд пед. наук : 13.00.04 / Шовгеня Наталия Евгеньевна. – Москва, 2004. – 122 с.
39. Янкаускас, Й. М. Зависимость максимальной частоты элементарных движений от пола, возраста и занятий спортом // Теория и практи- ка физической культуры. – 1972. – № 8. – С. 39–42.
40. Mikitchik, O. S. Informing indexes of process of preparation of jumpers in water of 1st teaching of stage O. S. Mikitchik // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008. - № 2. - С. 100-104.

Купить эту работу

Осознанные и неосознанные элементы прыжка в прыжках в воду.

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

26 июля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.5
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

Теоретические основы воспитания координационных способностей у детей 7-9 лет занимающихся спортивной акробатикой

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽
Дипломная работа

Использование специальных упражнений по стрелковой подготовке с учащимися 8 класса на занятиях в секции по полиатлону

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Дипломная работа

Использование специальных упражнений для развития быстроты у учащихся 8 классов по футболу в школьной секции

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Дипломная работа

Использование элементов аэробики для развития выносливости девушек 11 класса на уроках физической культуры в рамках третьего часа

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Дипломная работа

Использование эстафет на льду для развития скоростных способностей учащихся 14-15 лет в процессе секционных занятий по хоккею с шайбой

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Богдан Кичигин об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-05-31
Дипломная работа

Автор просто большой молодец,работу выполнил без замечаний и чётко по требованиям ! За короткий промежуток сделал хорошую дипломную работу, ещё и раньше срока все было готово , очень рады что сотрудничали именно с Алёной , всем советую ! Все быстро , чётко , на совесть как для себя !

Общая оценка 5
Отзыв валерия лосева об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-08-10
Дипломная работа

Огромное спасибо Вам за качественную работу!!!

Общая оценка 5
Отзыв boec об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-06-09
Дипломная работа

спасибо

Общая оценка 5
Отзыв Каспер об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-14
Дипломная работа

замечательный автор! просьбы поправить работу по рекомендациям преподавателя выполнялись в течение нескольких часов. автор поддерживала и помогала и после гарантийного срока. Спасибо, Мария!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Особенности обучения технике бега на короткие дистанции учащихся 14-15 лет

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Содержание и методика учебно-тренировочного процесса юных баскетболисток 12-13 лет

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

выявление и сравнение уровней физической подготовленности и физического развития детей младшего школьного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1300 ₽
Готовая работа

Развитие некоторых антропометрических данных учащихся 5-6 классов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1250 ₽
Готовая работа

Особенности технической и физической подготовки ватерполистов в зависимости от амплуа

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Использование метода круговой тренировки на занятиях культуризмом в спортивном клубе.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование физических качеств старших дошкольников, через подвижные игры

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1250 ₽
Готовая работа

Развитие силовых способностей у детей младшего школьного возраста со спастической формой ДЦП

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Характерные особенности формирования здорового образа жизни у обучающихся 1-4 классов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1250 ₽
Готовая работа

Дипломная работа по физкультуре - Тема - методические особенности физической подготовки акробаток на этапе спортивного совершенствования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2300 ₽
Готовая работа

Анализ характерных особенностей традиционных методик обучения волейболу

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1250 ₽
Готовая работа

Методика повышения качества исполнения композиций эстетической гимнастики спортсменок 8-10 лет

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1400 ₽