Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Педагогическое сопровождение развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

  • 89 страниц
  • 2016 год
  • 204 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность. Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Память как особый психический процесс, как мнемическая деятельность не дана ребёнку в готовом виде от рождения. Она складывается и изменяется в процессе его развития под влиянием условий жизни и воспитания.
В дошкольном возрасте деятельность детей все более и более приобретает результативный характер, повышаются требования к ребёнку со стороны взрослых в отношении выполнения им своих действий. Окружающий мир, в целом, и взрослые, в частности, начинают ставить перед ребёнком такие задачи, при выполнении которых возникает потребность что-то специально запомнить или припомнить, для того чтобы успешно выполнить то или иное действие (практическое, игровое, учебное). На этой основе у ребёнка дошкольного возраста наряду с дальнейшим развитием непроизвольной памяти возникают новые её формы.
Память как психический процесс в дошкольном возрасте становится центральным психическим новообразованием. Л. С. Выготский, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций, изучал память во взаимосвязи с другими психическими процессами, прежде всего с речью и мышлением; он полагал, что развитие памяти в филогенезе обусловливалось как развитием речи и появлением ее разных форм (устной и письменной, внешней и внутренней), так и развитием мышления. Соответственно, уровень развития памяти оказывает существенное влияние на развитие мышления, речи ребенка. Было отмечено, что в период дошкольного детства память из непроизвольной становится произвольной.
В исследованиях А.Н. Леонтьева (1931), П.И. Зинченко (1939) и др. было установлено, что именно в дошкольном возрасте у детей начинает формироваться мнемическая деятельность, имеющая свои цели, приемы и способы. Возникает произвольная память. На протяжении дошкольного возраста ребёнок учится управлять этим процессом, ставить перед собой цель что-либо запомнить или припомнить. У него формируются специальные мнемические действия. Проблема развития памяти у дошкольников актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой из форм деятельности человека. Память выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учебного материала, но и условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в детском саду, а в дальнейшем и в школе.
Исследованием произвольной и непроизвольной памяти, ее процессов, особенностей развития занимались ученые П.И. Зинченко, З.М. Истомина, А.Р.Лурия, А.А.Смирнов, К.П. Мальцева, Н.И. Чуприков и др.
Современная ситуация развития ребенка характеризуется большим объемом информации, ориентировкой многих родителей и воспитателей на интенсивную подготовку детей к школьному обучению, начиная с раннего возраста. Такие особенности приводят к тому, что современные дети дошкольного возраста достаточно рано и часто сталкиваются с задачами на запоминание информации, умение использовать ее в своих деятельностях и на занятиях. Соответственно, уровень развития непроизвольной и произвольной памяти изменяется. Основы произвольной памяти закладываются в дошкольном возрасте. Уже в старшем дошкольном возрасте у ребенка начинают появляться произвольность действий под действием условий. В тоже время, в этом возрасте преобладает непроизвольность всех психических процессов. Любой яркий, новый объект запоминается ребенком лучше, чем тот, который он запоминал в процессе решения учебной задачи.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, как определено в Федеральном Государственном образовательном стандарте (далее ФГОС), является игра. Именно игра занимает основное время, удовлетворяет основные потребности ребенка в развитии, освоении окружающего мира. В дошкольном детстве в игре ребенок получает новые знания, способы восприятия окружающего мира, тем самым с помощью игры ребенок обучается. Это говорит о том, что в игре зарождаются и развиваются другие виды деятельности. В этом же стандарте определено построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого дошкольника, где каждый ребенок становится полноправным участником образовательного процесса, формирование познавательных интересов и действий дошкольника в различных видах деятельности, в том числе игровой.
Впервые вопрос об организации детей с привлечением игры поднял Ф. Фребель. Им разработана система игр, которую составили дидактические и подвижные, в которой осуществлялась воспитательная работа в дошкольном учреждении.
Н.К. Крупская указывала на необходимость активного применения разнообразных игр в детском саду. По ее мнению, педагоги обязаны помогать детям в организации игровой деятельности.
Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А.П. Усовой.
Одной из центральных фигур в исследовании проблем детской игры является Д.В.Менджерицкая, она автор более 60 научных работ, в своих работах большое внимание она уделяет происхождению детской игры и ее сущности.
В последнее время педагоги и психологи все больше внимания уделяют проблемам и особенностям игровой деятельности в дошкольном возрасте. Исследователями (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова, Я.Михайленко) установлено, что в игре активно развиваются все психические и личностные свойства детей.
Игра как вид деятельности применяется взрослыми в целях обучения и воспитания. В процессе игровой деятельности происходит обучение различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
Объект исследования –развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование дидактических игр в развитии произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – определить влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Определить уровень развития произвольной памяти у детей экспериментальной группы.
3. Подобрать и провести дидактические игры на развитие произвольной памяти детей экспериментальной группы.
4. Определить эффективность проведенной работы.
Гипотеза: мы предположили, что использование дидактических игр оказывает влияние на развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
При проведении исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ литературы;
2. Организационные (организация эксперимента, отбор детей, выбор базы исследования);
3. Эмпирические (констатирующий и контрольный эксперимент);
4. количественные (количественная обработка полученных в ходе исследования эмпирических данных);
5. Интерпретационные (качественный анализ результатов, установление связи между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом).
Теоретическая значимость: выявлены уровни развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста, определены условия применения игр в развитии произвольной памяти у дошкольников 5-6 лет.
Практическая значимость состоит в подборе игр, направленных на развитие произвольной памяти дошкольников старшего дошкольного возраста.
Работ состоит из трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Каждая глава подразделяется на параграфы.


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения памяти у детей старшего дошкольного возраста 9
1.1 Понятие памяти, ее значение в психическом развитии ребенка 9
1.2 Виды памяти. Произвольная память, ее характеристика 13
1.3 Особенности развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста 19
1.4 Средства развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста 23
1.5 Дидактическая игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста 26
1.5.1. Понятие о дидактической игре 26
1.5.2. Роль дидактической игры в развитии произвольной памяти 31
1.5.3. Методы организации и руководство дидактической игрой, способствующие развитию произвольной памяти 32
1.5.4. Условия использования дидактической игры для развития произвольной памяти старших дошкольников 37
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Экспериментальная часть 38
2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования 40
2.2 Методика исследования 41
2.3 Результаты исследования 44
Выводы по второй главе 55
Глава3. Коррекционная программа развития памяти 57
3.1 Принципы коррекционно-развивающей работы 57
3.2 Направления и содержание коррекционной работ оп развитию памяти 60
3.3 Результативность проведенной работы 68
Выводы по третьей главе 78
Заключение 79
Список литературы 79
Приложение 89



Актуальность. Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Память как особый психический процесс, как мнемическая деятельность не дана ребёнку в готовом виде от рождения. Она складывается и изменяется в процессе его развития под влиянием условий жизни и воспитания.
В дошкольном возрасте деятельность детей все более и более приобретает результативный характер, повышаются требования к ребёнку со стороны взрослых в отношении выполнения им своих действий. Окружающий мир, в целом, и взрослые, в частности, начинают ставить перед ребёнком такие задачи, при выполнении которых возникает потребность что-то специально запомнить или припомнить, для того чтобы успешно выполнить то или иное действие (практическое, игровое, учебное). На этой основе у ребёнка дошкольного возраста наряду с дальнейшим развитием непроизвольной памяти возникают новые её формы.
Память как психический процесс в дошкольном возрасте становится центральным психическим новообразованием. Л. С. Выготский, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций, изучал память во взаимосвязи с другими психическими процессами, прежде всего с речью и мышлением; он полагал, что развитие памяти в филогенезе обусловливалось как развитием речи и появлением ее разных форм (устной и письменной, внешней и внутренней), так и развитием мышления. Соответственно, уровень развития памяти оказывает существенное влияние на развитие мышления, речи ребенка. Было отмечено, что в период дошкольного детства память из непроизвольной становится произвольной.
В исследованиях А.Н. Леонтьева (1931), П.И. Зинченко (1939) и др. было установлено, что именно в дошкольном возрасте у детей начинает формироваться мнемическая деятельность, имеющая свои цели, приемы и способы. Возникает произвольная память. На протяжении дошкольного возраста ребёнок учится управлять этим процессом, ставить перед собой цель что-либо запомнить или припомнить. У него формируются специальные мнемические действия. Проблема развития памяти у дошкольников актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой из форм деятельности человека. Память выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учебного материала, но и условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в детском саду, а в дальнейшем и в школе.
Исследованием произвольной и непроизвольной памяти, ее процессов, особенностей развития занимались ученые П.И. Зинченко, З.М. Истомина, А.Р.Лурия, А.А.Смирнов, К.П. Мальцева, Н.И. Чуприков и др.
Современная ситуация развития ребенка характеризуется большим объемом информации, ориентировкой многих родителей и воспитателей на интенсивную подготовку детей к школьному обучению, начиная с раннего возраста. Такие особенности приводят к тому, что современные дети дошкольного возраста достаточно рано и часто сталкиваются с задачами на запоминание информации, умение использовать ее в своих деятельностях и на занятиях. Соответственно, уровень развития непроизвольной и произвольной памяти изменяется. Основы произвольной памяти закладываются в дошкольном возрасте. Уже в старшем дошкольном возрасте у ребенка начинают появляться произвольность действий под действием условий. В тоже время, в этом возрасте преобладает непроизвольность всех психических процессов. Любой яркий, новый объект запоминается ребенком лучше, чем тот, который он запоминал в процессе решения учебной задачи.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, как определено в Федеральном Государственном образовательном стандарте (далее ФГОС), является игра. Именно игра занимает основное время, удовлетворяет основные потребности ребенка в развитии, освоении окружающего мира. В дошкольном детстве в игре ребенок получает новые знания, способы восприятия окружающего мира, тем самым с помощью игры ребенок обучается. Это говорит о том, что в игре зарождаются и развиваются другие виды деятельности. В этом же стандарте определено построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого дошкольника, где каждый ребенок становится полноправным участником образовательного процесса, формирование познавательных интересов и действий дошкольника в различных видах деятельности, в том числе игровой.
Впервые вопрос об организации детей с привлечением игры поднял Ф. Фребель. Им разработана система игр, которую составили дидактические и подвижные, в которой осуществлялась воспитательная работа в дошкольном учреждении.
Н.К. Крупская указывала на необходимость активного применения разнообразных игр в детском саду. По ее мнению, педагоги обязаны помогать детям в организации игровой деятельности.
Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А.П. Усовой.
Одной из центральных фигур в исследовании проблем детской игры является Д.В.Менджерицкая, она автор более 60 научных работ, в своих работах большое внимание она уделяет происхождению детской игры и ее сущности.
В последнее время педагоги и психологи все больше внимания уделяют проблемам и особенностям игровой деятельности в дошкольном возрасте. Исследователями (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова, Я.Михайленко) установлено, что в игре активно развиваются все психические и личностные свойства детей.
Игра как вид деятельности применяется взрослыми в целях обучения и воспитания. В процессе игровой деятельности происходит обучение различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
Объект исследования –развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование дидактических игр в развитии произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – определить влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Определить уровень развития произвольной памяти у детей экспериментальной группы.
3. Подобрать и провести дидактические игры на развитие произвольной памяти детей экспериментальной группы.
4. Определить эффективность проведенной работы.
Гипотеза: мы предположили, что использование дидактических игр оказывает влияние на развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
При проведении исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ литературы;
2. Организационные (организация эксперимента, отбор детей, выбор базы исследования);
3. Эмпирические (констатирующий и контрольный эксперимент);
4. количественные (количественная обработка полученных в ходе исследования эмпирических данных);
5. Интерпретационные (качественный анализ результатов, установление связи между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом).
Теоретическая значимость: выявлены уровни развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста, определены условия применения игр в развитии произвольной памяти у дошкольников 5-6 лет.
Практическая значимость состоит в подборе игр, направленных на развитие произвольной памяти дошкольников старшего дошкольного возраста.
Работ состоит из трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Каждая глава подразделяется на параграфы.


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. - М.: «Юрайт-издат», 2010 г.
2. Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ / под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.- М.:Пед-ка, 1982.-336 с.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
4. Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих.произв. – М.: Просвещение, 1964.
5. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: «Просвещение», 1995.
6. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие / Л.Р. Болотина. – 2-е изд. – М. : Культура; Акад. проект, 2005.– 240 с.
7. Болотова, А.К., Молчанова, О.В. Психология развития и возрастная психология. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2012 г.
8. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко.—2-е изд., дораб.—М.: Просвещение, 1991.—160 с., ил.
9. Буре Р.С. Воспитатель и дети [Текст] : учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студ. пед колл. и вузов / Р.С Буре, Л.Ф. Островская. – М.: Ювента, 2001. – 174 с.
10. Валлон, А. Психическое развитие ребенка. - Спб: «Питер», 2001.
11. Веккер Л.М., Лещинский М.В. Современная теория памяти и обобщенность представлений // Материалы симпозиума по памяти. - Харьков, 2003. - С. 20-30.
12. Венгер Л.А. Психическое развитие детей в игре. Руководство играми детей в дошкольном учреждении /под ред. М.А.Васильевой. М.: Просвещение, 1986.
13. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М., 1994.
14. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Возрастная психология. В двух частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу. – М.: «Владос», 2010г.
15. Воспитание и обучение детей 6-го года жизни. /под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой, -М., 1987.
16. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.. Романова.— 3-е издание, перераб. и доп. — М.: АСТ, 2008.
17. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6.
18. Гамезо, М.В., Герасимова, В.С. Горелова, Г.Г., Орлова, Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, изд-во «Ноосфера», 1999.
19. Гнедова Н. М. Самоконтроль в мнемических процессах у дошкольников. — В сб.: Развитие логической памяти у детей. М., 1976
20. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. — СПб.: Речь, 2001
21. Грановская, Р.М. Восприятие и модели памяти. - Л.: «Наука», 1984.
22. Дементий Л.И., Лейфрид Н.В. Психологический практикум «Память»: Учебно-методическое пособие. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2003.
23. Детская психология /Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько – Минск, 2000
24. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей./ Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. – М., 1981.
25. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Т.Н. Доронова, О.А. Карабпнова, Е.В.Соловьева. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. -127 с.
26. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология» /под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. М.,1988.
27. Дубровина, Е.Е. Данилова, Прихожан А.М. Психология. 2-е изд., - М.: «Академия», 2001. 464 с.
28. Запорожец, А.В. Развитие памяти у детей. - М.: «Знание», 2002.
29. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание.— М.: Директ-Медиа, 2010.
30. Зинченко, В.П., Величковский, Б.М., Вучетич, Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. - М.: Издательство Московского ун-та, 1980.
31. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] : сборник / под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. – СПб. : «Детство - Пресс», 2004. – 192 с.
32. Игра и игрушка в образовательном процессе : от теории к практике [Текст] : коллективная монография / науч. ред. В.П.Сергеева ; под общ. ред. И.С. Сергеевой. – М.: АПКиППРО, 2008. – 118 с.
33. Истомина З. М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном детстве.— В сб.: Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., 1967
34. Казанская, К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций. - Томск: «А-Приор», 2010 г.
35. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М.: «Форум», 2010 г.
36. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова.—Ярославль: «Академия развития», 1997.—240 с., ил.
37. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. - М.: Наука, 2001.
38. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 7-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.
39. Корниенко Н.А. Узнавание и воспроизведение наглядного и словесного материала детьми дошкольного возраста: Канд. дис. М., 1955
40. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Короткова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208 с.
41. Кулагина, Ю.И., Колюцкий, В.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: «Академический проект: Трикста», 2012 г.
42. Лебедев, А.Н. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. - М.: «Наука», 1985.
43. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. М., 1981.
44. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. — М., 1979.
45. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 3-е. - М.: «Политиздат», 1972.
46. Леонтьев, А.Н., Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н .и Запорожца А.В. -М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.: ил.
47. Локалова, Н.П., Никонова, Л.И. Становление интеллектуально-личностной системы старших дошкольников как показатель психологической готовности к школьному обучению // Психологические исследования, № 4 (18),2008 год. С. 21-32.
48. Лупеко, Е. Дидактические игры // Дошкольное образование, № 8, 2011
49. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб: Питер, 2006.
50. Лурия, А.Р. Нейропсихология памяти (Нарушение памяти при локальных поражениях мозга). – М.: «Педагогика», 1974.
51. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1971.
52. Ляудис, В.Я. Память в процессе развития. - М.: «Наука», 1976.
53. Макселон, Ю. Психология. – М.: «Просвещение», 1998.
54. Марцинковская, Т. Возрастная психология. – М.: «Академия», 2012 г.
55. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. – Спб.: «Евразия», 1999. 432 с.
56. Матюгин И.Ю. Развитие памяти и внимания.– М.: Рипол Классик, 2007.
57. Матюгин, И., Чакаберия, Е. Зрительная память. - М.: «Эйдос», 2006.
58. Матюгин, И.Ю. Развитие памяти и внимания.- М.: «Рипол Классик», 2007.
59. Менджерицкая Д.Б. Воспитателю о детской игре [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 1982 - 128 с.
60. Микляева, Н.В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ [Текст] / Н.В.Микляева, Ю.В., Микляева, Ю.В. Ярова. – М. : Айрис – пресс, 2005. – 96 с.
61. Михайленко Н.Я., Петрова O.K. К вопросу о строении игр с правилами //Дошкольное воспитание, 1998, № 1.
62. Михайленко, Н.А. Короткова. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст]. – М. : Академический проект, 2002. – 160 с.
63. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития. – М.: «Академия», 2012 г.
64. Немов Р.С. Психология: Учебник для пед. вузов. В 3-х кн. Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - 4-е изд.,– М.: Владос, 2007.
65. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр.//Дошкольное воспитание, № 3, 1997
66. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда [Текст] : методические рекомендации по проектированию дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новоселова. – М. : Центр инноваций в педагогике, 1995. – 64 с.
67. Норман Д. Память и научение. Пер. с англ. /Под ред. П.В.Симонова – М., 1993.
68. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. - М.: «Юрайт-издат», 2011 г. 464 с.
69. Пак, Т.С. Психология развития и возрастная психология. – Спб.: «Человек», 2010 г.
70. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.Т. Стрелкова.– М. : Новая школа, 1993. – 53 с.
71. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении – М.Просвещение, 1992г.
72. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект [Текст] / под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. – М. : Педагогика, 1987. - 190с.
73. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильева, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.—М.: Мозаика-Синтез, 2005.—208 с.
74. Проект «Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
75. Психология личности и деятельности дошкольника [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М. : Просвещение, 1965. - 295 с.
76. Роговин М. С. Философские проблемы теории памяти. - М.: Форум, 2006. – 210 с.
77. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях /под ред. М.А.Васильевой. М., 1986.
78. Смирнов, А. А. Проблемы психологии памяти.- М.: «Просвещение», 1966.
79. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности./Дошкольное воспитание, № 4, 2002
80. Смирнова, Е.О. Детская психология. - Спб.: «Питер», 2011 г.
81. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада —М.: Просвещение, 1982.—96.
82. Суслова Э.К Воспитание в игре / сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. - М. : Просвещение, 1983. - 192 с.
83. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск, 1976
84. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст] : практикум для сред. и высш. пед. учебн. заведений и работников дошк. учреждений / Г.А. Урунтаева. – М. : Изд. центр «Академия», 1996. – 96 с.
85. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста. – М.: «Академия», 2012 г.
86. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова ; под ред. А.В. Запорожца. – М. : Просвещение, 1976. – 96 с.
87. Флерина Е.А. Игра и игрушка [Текст] : пособие для воспитателя детского сада / Е.А. Флерина. – М. : Просвещение, 1973. - 111 с.
88. Чижова, О. Игровые занятия – средство развития памяти. Для детей подготовительной к школе группы// Дошкольное образование, № 4, 2013
89. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Просвещение, 1960.
90. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с


Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность. Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Память как особый психический процесс, как мнемическая деятельность не дана ребёнку в готовом виде от рождения. Она складывается и изменяется в процессе его развития под влиянием условий жизни и воспитания.
В дошкольном возрасте деятельность детей все более и более приобретает результативный характер, повышаются требования к ребёнку со стороны взрослых в отношении выполнения им своих действий. Окружающий мир, в целом, и взрослые, в частности, начинают ставить перед ребёнком такие задачи, при выполнении которых возникает потребность что-то специально запомнить или припомнить, для того чтобы успешно выполнить то или иное действие (практическое, игровое, учебное). На этой основе у ребёнка дошкольного возраста наряду с дальнейшим развитием непроизвольной памяти возникают новые её формы.
Память как психический процесс в дошкольном возрасте становится центральным психическим новообразованием. Л. С. Выготский, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций, изучал память во взаимосвязи с другими психическими процессами, прежде всего с речью и мышлением; он полагал, что развитие памяти в филогенезе обусловливалось как развитием речи и появлением ее разных форм (устной и письменной, внешней и внутренней), так и развитием мышления. Соответственно, уровень развития памяти оказывает существенное влияние на развитие мышления, речи ребенка. Было отмечено, что в период дошкольного детства память из непроизвольной становится произвольной.
В исследованиях А.Н. Леонтьева (1931), П.И. Зинченко (1939) и др. было установлено, что именно в дошкольном возрасте у детей начинает формироваться мнемическая деятельность, имеющая свои цели, приемы и способы. Возникает произвольная память. На протяжении дошкольного возраста ребёнок учится управлять этим процессом, ставить перед собой цель что-либо запомнить или припомнить. У него формируются специальные мнемические действия. Проблема развития памяти у дошкольников актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой из форм деятельности человека. Память выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учебного материала, но и условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в детском саду, а в дальнейшем и в школе.
Исследованием произвольной и непроизвольной памяти, ее процессов, особенностей развития занимались ученые П.И. Зинченко, З.М. Истомина, А.Р.Лурия, А.А.Смирнов, К.П. Мальцева, Н.И. Чуприков и др.
Современная ситуация развития ребенка характеризуется большим объемом информации, ориентировкой многих родителей и воспитателей на интенсивную подготовку детей к школьному обучению, начиная с раннего возраста. Такие особенности приводят к тому, что современные дети дошкольного возраста достаточно рано и часто сталкиваются с задачами на запоминание информации, умение использовать ее в своих деятельностях и на занятиях. Соответственно, уровень развития непроизвольной и произвольной памяти изменяется. Основы произвольной памяти закладываются в дошкольном возрасте. Уже в старшем дошкольном возрасте у ребенка начинают появляться произвольность действий под действием условий. В тоже время, в этом возрасте преобладает непроизвольность всех психических процессов. Любой яркий, новый объект запоминается ребенком лучше, чем тот, который он запоминал в процессе решения учебной задачи.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, как определено в Федеральном Государственном образовательном стандарте (далее ФГОС), является игра. Именно игра занимает основное время, удовлетворяет основные потребности ребенка в развитии, освоении окружающего мира. В дошкольном детстве в игре ребенок получает новые знания, способы восприятия окружающего мира, тем самым с помощью игры ребенок обучается. Это говорит о том, что в игре зарождаются и развиваются другие виды деятельности. В этом же стандарте определено построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого дошкольника, где каждый ребенок становится полноправным участником образовательного процесса, формирование познавательных интересов и действий дошкольника в различных видах деятельности, в том числе игровой.
Впервые вопрос об организации детей с привлечением игры поднял Ф. Фребель. Им разработана система игр, которую составили дидактические и подвижные, в которой осуществлялась воспитательная работа в дошкольном учреждении.
Н.К. Крупская указывала на необходимость активного применения разнообразных игр в детском саду. По ее мнению, педагоги обязаны помогать детям в организации игровой деятельности.
Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А.П. Усовой.
Одной из центральных фигур в исследовании проблем детской игры является Д.В.Менджерицкая, она автор более 60 научных работ, в своих работах большое внимание она уделяет происхождению детской игры и ее сущности.
В последнее время педагоги и психологи все больше внимания уделяют проблемам и особенностям игровой деятельности в дошкольном возрасте. Исследователями (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова, Я.Михайленко) установлено, что в игре активно развиваются все психические и личностные свойства детей.
Игра как вид деятельности применяется взрослыми в целях обучения и воспитания. В процессе игровой деятельности происходит обучение различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
Объект исследования –развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование дидактических игр в развитии произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – определить влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Определить уровень развития произвольной памяти у детей экспериментальной группы.
3. Подобрать и провести дидактические игры на развитие произвольной памяти детей экспериментальной группы.
4. Определить эффективность проведенной работы.
Гипотеза: мы предположили, что использование дидактических игр оказывает влияние на развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
При проведении исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ литературы;
2. Организационные (организация эксперимента, отбор детей, выбор базы исследования);
3. Эмпирические (констатирующий и контрольный эксперимент);
4. количественные (количественная обработка полученных в ходе исследования эмпирических данных);
5. Интерпретационные (качественный анализ результатов, установление связи между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом).
Теоретическая значимость: выявлены уровни развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста, определены условия применения игр в развитии произвольной памяти у дошкольников 5-6 лет.
Практическая значимость состоит в подборе игр, направленных на развитие произвольной памяти дошкольников старшего дошкольного возраста.
Работ состоит из трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Каждая глава подразделяется на параграфы.


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения памяти у детей старшего дошкольного возраста 9
1.1 Понятие памяти, ее значение в психическом развитии ребенка 9
1.2 Виды памяти. Произвольная память, ее характеристика 13
1.3 Особенности развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста 19
1.4 Средства развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста 23
1.5 Дидактическая игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста 26
1.5.1. Понятие о дидактической игре 26
1.5.2. Роль дидактической игры в развитии произвольной памяти 31
1.5.3. Методы организации и руководство дидактической игрой, способствующие развитию произвольной памяти 32
1.5.4. Условия использования дидактической игры для развития произвольной памяти старших дошкольников 37
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Экспериментальная часть 38
2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования 40
2.2 Методика исследования 41
2.3 Результаты исследования 44
Выводы по второй главе 55
Глава3. Коррекционная программа развития памяти 57
3.1 Принципы коррекционно-развивающей работы 57
3.2 Направления и содержание коррекционной работ оп развитию памяти 60
3.3 Результативность проведенной работы 68
Выводы по третьей главе 78
Заключение 79
Список литературы 79
Приложение 89



Актуальность. Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Память как особый психический процесс, как мнемическая деятельность не дана ребёнку в готовом виде от рождения. Она складывается и изменяется в процессе его развития под влиянием условий жизни и воспитания.
В дошкольном возрасте деятельность детей все более и более приобретает результативный характер, повышаются требования к ребёнку со стороны взрослых в отношении выполнения им своих действий. Окружающий мир, в целом, и взрослые, в частности, начинают ставить перед ребёнком такие задачи, при выполнении которых возникает потребность что-то специально запомнить или припомнить, для того чтобы успешно выполнить то или иное действие (практическое, игровое, учебное). На этой основе у ребёнка дошкольного возраста наряду с дальнейшим развитием непроизвольной памяти возникают новые её формы.
Память как психический процесс в дошкольном возрасте становится центральным психическим новообразованием. Л. С. Выготский, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций, изучал память во взаимосвязи с другими психическими процессами, прежде всего с речью и мышлением; он полагал, что развитие памяти в филогенезе обусловливалось как развитием речи и появлением ее разных форм (устной и письменной, внешней и внутренней), так и развитием мышления. Соответственно, уровень развития памяти оказывает существенное влияние на развитие мышления, речи ребенка. Было отмечено, что в период дошкольного детства память из непроизвольной становится произвольной.
В исследованиях А.Н. Леонтьева (1931), П.И. Зинченко (1939) и др. было установлено, что именно в дошкольном возрасте у детей начинает формироваться мнемическая деятельность, имеющая свои цели, приемы и способы. Возникает произвольная память. На протяжении дошкольного возраста ребёнок учится управлять этим процессом, ставить перед собой цель что-либо запомнить или припомнить. У него формируются специальные мнемические действия. Проблема развития памяти у дошкольников актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой из форм деятельности человека. Память выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учебного материала, но и условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в детском саду, а в дальнейшем и в школе.
Исследованием произвольной и непроизвольной памяти, ее процессов, особенностей развития занимались ученые П.И. Зинченко, З.М. Истомина, А.Р.Лурия, А.А.Смирнов, К.П. Мальцева, Н.И. Чуприков и др.
Современная ситуация развития ребенка характеризуется большим объемом информации, ориентировкой многих родителей и воспитателей на интенсивную подготовку детей к школьному обучению, начиная с раннего возраста. Такие особенности приводят к тому, что современные дети дошкольного возраста достаточно рано и часто сталкиваются с задачами на запоминание информации, умение использовать ее в своих деятельностях и на занятиях. Соответственно, уровень развития непроизвольной и произвольной памяти изменяется. Основы произвольной памяти закладываются в дошкольном возрасте. Уже в старшем дошкольном возрасте у ребенка начинают появляться произвольность действий под действием условий. В тоже время, в этом возрасте преобладает непроизвольность всех психических процессов. Любой яркий, новый объект запоминается ребенком лучше, чем тот, который он запоминал в процессе решения учебной задачи.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, как определено в Федеральном Государственном образовательном стандарте (далее ФГОС), является игра. Именно игра занимает основное время, удовлетворяет основные потребности ребенка в развитии, освоении окружающего мира. В дошкольном детстве в игре ребенок получает новые знания, способы восприятия окружающего мира, тем самым с помощью игры ребенок обучается. Это говорит о том, что в игре зарождаются и развиваются другие виды деятельности. В этом же стандарте определено построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого дошкольника, где каждый ребенок становится полноправным участником образовательного процесса, формирование познавательных интересов и действий дошкольника в различных видах деятельности, в том числе игровой.
Впервые вопрос об организации детей с привлечением игры поднял Ф. Фребель. Им разработана система игр, которую составили дидактические и подвижные, в которой осуществлялась воспитательная работа в дошкольном учреждении.
Н.К. Крупская указывала на необходимость активного применения разнообразных игр в детском саду. По ее мнению, педагоги обязаны помогать детям в организации игровой деятельности.
Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А.П. Усовой.
Одной из центральных фигур в исследовании проблем детской игры является Д.В.Менджерицкая, она автор более 60 научных работ, в своих работах большое внимание она уделяет происхождению детской игры и ее сущности.
В последнее время педагоги и психологи все больше внимания уделяют проблемам и особенностям игровой деятельности в дошкольном возрасте. Исследователями (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова, Я.Михайленко) установлено, что в игре активно развиваются все психические и личностные свойства детей.
Игра как вид деятельности применяется взрослыми в целях обучения и воспитания. В процессе игровой деятельности происходит обучение различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
Объект исследования –развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование дидактических игр в развитии произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – определить влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Определить уровень развития произвольной памяти у детей экспериментальной группы.
3. Подобрать и провести дидактические игры на развитие произвольной памяти детей экспериментальной группы.
4. Определить эффективность проведенной работы.
Гипотеза: мы предположили, что использование дидактических игр оказывает влияние на развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
При проведении исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ литературы;
2. Организационные (организация эксперимента, отбор детей, выбор базы исследования);
3. Эмпирические (констатирующий и контрольный эксперимент);
4. количественные (количественная обработка полученных в ходе исследования эмпирических данных);
5. Интерпретационные (качественный анализ результатов, установление связи между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом).
Теоретическая значимость: выявлены уровни развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста, определены условия применения игр в развитии произвольной памяти у дошкольников 5-6 лет.
Практическая значимость состоит в подборе игр, направленных на развитие произвольной памяти дошкольников старшего дошкольного возраста.
Работ состоит из трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Каждая глава подразделяется на параграфы.


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. - М.: «Юрайт-издат», 2010 г.
2. Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ / под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.- М.:Пед-ка, 1982.-336 с.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
4. Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих.произв. – М.: Просвещение, 1964.
5. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: «Просвещение», 1995.
6. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие / Л.Р. Болотина. – 2-е изд. – М. : Культура; Акад. проект, 2005.– 240 с.
7. Болотова, А.К., Молчанова, О.В. Психология развития и возрастная психология. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2012 г.
8. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко.—2-е изд., дораб.—М.: Просвещение, 1991.—160 с., ил.
9. Буре Р.С. Воспитатель и дети [Текст] : учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студ. пед колл. и вузов / Р.С Буре, Л.Ф. Островская. – М.: Ювента, 2001. – 174 с.
10. Валлон, А. Психическое развитие ребенка. - Спб: «Питер», 2001.
11. Веккер Л.М., Лещинский М.В. Современная теория памяти и обобщенность представлений // Материалы симпозиума по памяти. - Харьков, 2003. - С. 20-30.
12. Венгер Л.А. Психическое развитие детей в игре. Руководство играми детей в дошкольном учреждении /под ред. М.А.Васильевой. М.: Просвещение, 1986.
13. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М., 1994.
14. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Возрастная психология. В двух частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу. – М.: «Владос», 2010г.
15. Воспитание и обучение детей 6-го года жизни. /под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой, -М., 1987.
16. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.. Романова.— 3-е издание, перераб. и доп. — М.: АСТ, 2008.
17. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6.
18. Гамезо, М.В., Герасимова, В.С. Горелова, Г.Г., Орлова, Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, изд-во «Ноосфера», 1999.
19. Гнедова Н. М. Самоконтроль в мнемических процессах у дошкольников. — В сб.: Развитие логической памяти у детей. М., 1976
20. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. — СПб.: Речь, 2001
21. Грановская, Р.М. Восприятие и модели памяти. - Л.: «Наука», 1984.
22. Дементий Л.И., Лейфрид Н.В. Психологический практикум «Память»: Учебно-методическое пособие. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2003.
23. Детская психология /Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько – Минск, 2000
24. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей./ Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. – М., 1981.
25. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Т.Н. Доронова, О.А. Карабпнова, Е.В.Соловьева. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. -127 с.
26. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология» /под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. М.,1988.
27. Дубровина, Е.Е. Данилова, Прихожан А.М. Психология. 2-е изд., - М.: «Академия», 2001. 464 с.
28. Запорожец, А.В. Развитие памяти у детей. - М.: «Знание», 2002.
29. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание.— М.: Директ-Медиа, 2010.
30. Зинченко, В.П., Величковский, Б.М., Вучетич, Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. - М.: Издательство Московского ун-та, 1980.
31. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] : сборник / под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. – СПб. : «Детство - Пресс», 2004. – 192 с.
32. Игра и игрушка в образовательном процессе : от теории к практике [Текст] : коллективная монография / науч. ред. В.П.Сергеева ; под общ. ред. И.С. Сергеевой. – М.: АПКиППРО, 2008. – 118 с.
33. Истомина З. М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном детстве.— В сб.: Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., 1967
34. Казанская, К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций. - Томск: «А-Приор», 2010 г.
35. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М.: «Форум», 2010 г.
36. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова.—Ярославль: «Академия развития», 1997.—240 с., ил.
37. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. - М.: Наука, 2001.
38. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 7-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.
39. Корниенко Н.А. Узнавание и воспроизведение наглядного и словесного материала детьми дошкольного возраста: Канд. дис. М., 1955
40. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Короткова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208 с.
41. Кулагина, Ю.И., Колюцкий, В.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: «Академический проект: Трикста», 2012 г.
42. Лебедев, А.Н. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. - М.: «Наука», 1985.
43. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. М., 1981.
44. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. — М., 1979.
45. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 3-е. - М.: «Политиздат», 1972.
46. Леонтьев, А.Н., Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н .и Запорожца А.В. -М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.: ил.
47. Локалова, Н.П., Никонова, Л.И. Становление интеллектуально-личностной системы старших дошкольников как показатель психологической готовности к школьному обучению // Психологические исследования, № 4 (18),2008 год. С. 21-32.
48. Лупеко, Е. Дидактические игры // Дошкольное образование, № 8, 2011
49. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб: Питер, 2006.
50. Лурия, А.Р. Нейропсихология памяти (Нарушение памяти при локальных поражениях мозга). – М.: «Педагогика», 1974.
51. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1971.
52. Ляудис, В.Я. Память в процессе развития. - М.: «Наука», 1976.
53. Макселон, Ю. Психология. – М.: «Просвещение», 1998.
54. Марцинковская, Т. Возрастная психология. – М.: «Академия», 2012 г.
55. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. – Спб.: «Евразия», 1999. 432 с.
56. Матюгин И.Ю. Развитие памяти и внимания.– М.: Рипол Классик, 2007.
57. Матюгин, И., Чакаберия, Е. Зрительная память. - М.: «Эйдос», 2006.
58. Матюгин, И.Ю. Развитие памяти и внимания.- М.: «Рипол Классик», 2007.
59. Менджерицкая Д.Б. Воспитателю о детской игре [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 1982 - 128 с.
60. Микляева, Н.В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ [Текст] / Н.В.Микляева, Ю.В., Микляева, Ю.В. Ярова. – М. : Айрис – пресс, 2005. – 96 с.
61. Михайленко Н.Я., Петрова O.K. К вопросу о строении игр с правилами //Дошкольное воспитание, 1998, № 1.
62. Михайленко, Н.А. Короткова. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст]. – М. : Академический проект, 2002. – 160 с.
63. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития. – М.: «Академия», 2012 г.
64. Немов Р.С. Психология: Учебник для пед. вузов. В 3-х кн. Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - 4-е изд.,– М.: Владос, 2007.
65. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр.//Дошкольное воспитание, № 3, 1997
66. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда [Текст] : методические рекомендации по проектированию дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новоселова. – М. : Центр инноваций в педагогике, 1995. – 64 с.
67. Норман Д. Память и научение. Пер. с англ. /Под ред. П.В.Симонова – М., 1993.
68. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. - М.: «Юрайт-издат», 2011 г. 464 с.
69. Пак, Т.С. Психология развития и возрастная психология. – Спб.: «Человек», 2010 г.
70. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.Т. Стрелкова.– М. : Новая школа, 1993. – 53 с.
71. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении – М.Просвещение, 1992г.
72. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект [Текст] / под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. – М. : Педагогика, 1987. - 190с.
73. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильева, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.—М.: Мозаика-Синтез, 2005.—208 с.
74. Проект «Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
75. Психология личности и деятельности дошкольника [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М. : Просвещение, 1965. - 295 с.
76. Роговин М. С. Философские проблемы теории памяти. - М.: Форум, 2006. – 210 с.
77. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях /под ред. М.А.Васильевой. М., 1986.
78. Смирнов, А. А. Проблемы психологии памяти.- М.: «Просвещение», 1966.
79. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности./Дошкольное воспитание, № 4, 2002
80. Смирнова, Е.О. Детская психология. - Спб.: «Питер», 2011 г.
81. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада —М.: Просвещение, 1982.—96.
82. Суслова Э.К Воспитание в игре / сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. - М. : Просвещение, 1983. - 192 с.
83. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск, 1976
84. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст] : практикум для сред. и высш. пед. учебн. заведений и работников дошк. учреждений / Г.А. Урунтаева. – М. : Изд. центр «Академия», 1996. – 96 с.
85. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста. – М.: «Академия», 2012 г.
86. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова ; под ред. А.В. Запорожца. – М. : Просвещение, 1976. – 96 с.
87. Флерина Е.А. Игра и игрушка [Текст] : пособие для воспитателя детского сада / Е.А. Флерина. – М. : Просвещение, 1973. - 111 с.
88. Чижова, О. Игровые занятия – средство развития памяти. Для детей подготовительной к школе группы// Дошкольное образование, № 4, 2013
89. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Просвещение, 1960.
90. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с


Купить эту работу

Педагогическое сопровождение развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

18 июля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.5
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Подростковая застенчивость причины и средства коррекции

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Формирование наглядно образного мышления у умственно отсталых детей 6-7 лет специальной(коррекционной)школы 8 вида

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

На выбор автора

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Особенности восприятия рекламы представителями разных этнических групп.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

Основные понятия и техники клиент - центрированной терапии

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Психологическая характеристика стилей руководства

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольника(школьника)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Методы изучения социально психологических факторов определяющих формирование характера

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
550 ₽
Готовая работа

Семья в трудной жизненной ситуации (на примере выхода ребенка в школу)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

1. Тема: Пути и приемы формирования мотивации достижения успеха младших школьников с ЗПР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь коммуникативной компетентности и нормативности поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

Маньяк и жертва

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽