Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

ФАКТОРЫ РИСКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ

  • 64 страниц
  • 2017 год
  • 152 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

ElviraTen

НЕ НОВИЧОК! Выполняю работы на протяжении 10 лет.

1500 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность темы исследования
В современных условиях повсеместного внедрения виртуальных технологий и развития индустрии компьютерных игр человечество все более и более погружается в компьютеры и компьютерные сети, и с каждым днем все больше людей (а особенно детей) становятся зависимыми от компьютерных игр и интернета. Быстрое развитие информационных технологий привело к тому, что почти каждый ребенок уже с ранне¬го возраста имеет доступ к компьютеру.
Компьютеризация сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих и, безусловно, полезных явлений последней четверти XX века. Компьютер стал не¬отъемлемой частью жизни современного человека, в том числе и школьника: компьютерные программы ис-пользуются в качестве средства обуче¬ния и познавательного ....................................

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
1.1. Зависимость от компьютерных игр как один из видов аддиктивного поведения
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
1.3. Психологические особенности подростков, зависимых от
комьютерных игр

ГЛАВА 2. ОРГАНЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
2.1. Описание объекта и процедуры исследования
2.2. Описание методов и методик

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
3.1. Выявление уровня зависимости подростков от компьютерных игр и Интернета
3.2. Выявление показателей и формы агрессии
3.3. Выявление показателей и форм тревожности
3.4. Выявление уровня депрессии
3.5. Выявление показателей и уровня эмоционального интеллекта
3.6. Выявление показателей жизнестойкости
3.7. Выявление взаимосвязи между уровнем зависимости подростков от компьютерных игр и Интернета и их личностными особенностями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

1.1. Зависимость от компьютерных игр как один из видов аддиктивного поведения

Несмотря на достаточную разработанность данной проблемы, на сегодняшний день четкого определения понятия «девиантное поведение» нет. При этом наиболее принятым является следующее: «отклоняющееся (девиантное) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» [12, с.103].
Нарушения поведения подростков могут проявляться непосредственно в учебе, в склонности к аддиктивному поведению, выражаться во взаимоотношениях со сверстниками и со взрослыми, а также касаться общего отношения подростка к окружающему миру и к его социальной дезадаптации.
...

1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст вызывает особый интерес для изучения, но, несмотря на многочисленные исследования, единой точки зрения на закономерности и специфику этого возрастного периода на сегодняшний день нет.
Согласно рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения, подростковым возрастом является период от 10 до 19 лет, термин «юность» используется в отношении людей 15-25 лет, как «молодые люди» определяют лиц возраста 10-24 лет [20]. Возраст 10-14 лет относится к раннему (младшему) подростковому, 15-19 лет – к старшему подростковому возрасту.
Мнения большинства ученых совпадают в том, что в подростковом возрасте происходят значительные, даже глобальные изменения.
...

1.3. Психологические особенности подростков, зависимых от комьютерных игр

Развитие любого вида аддикций ведет к искажению нормального развития личности и к постепенному формированию аддиктивной личности, в функционировании которой заложено саморазрушение [2, с.61-63]. Причем, чем моложе аддикт, тем быстрее происходят с ним эти изменения, так как незрелая личность быстрее подвергается воздействию аддиктивного агента по сравнению с личностью с уже сформированным «Я».
Прежде, чем перейти к анализу психологических особенностей подростков, зависимых от комьютерных игр, отметим, что подростковый возраст (пубертатный период) – это один из кризисных этапов в становлении личности человека. В развитии ребенка он является особенно трудным для родителей, педагогов и самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются критическими периодами детства [26, с.302].
...

2.1. Описание объекта и процедуры исследования

Исходя из теоретического анализа литературы по проблеме исследования, были сформулирована следующая гипотеза: существует взаимосвязь между зависимостью подростков от компьютерных игр и Интернета и их личностными особенностями, в частности, агрессивностью, тревожностью, депрессией, эмоциональным интеллектом, жизнестойкостью.
Для подтверждения или опровержения данной гипотезы проведено эмпирическое исследование, цель которого заключалась в выявлении взаимосвязи между зависимостью подростков от компьютерных игр и Интернета и их личностными особенностями.
Задачи эмпирического исследования:
1. Подобрать методы и методики для исследования зависимости подростков от компьютерных игр и Интернета, агрессивности, тревожности, депрессии, уровня эмоционального интеллекта и жизнестойкости, валидные возрасту и уровню развития подростков.

2.2. Описание методов и методик

В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:
◦ тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета (С.В. Краснова, Н.Р. Казарян и др.),
◦ авторская анкета для определения степени увлеченности подростков компьютерными играми,
◦ методика диагностики показателей и форм агрессии А. Бассе и А. Дарки;
◦ «Исследование тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация А.Д. Андреева);
◦ методика определения уровня депрессии В.А. Жмурова;
◦ тест эмоционального интеллекта (ЭМиН) Д.В. Люсина;
◦ тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой).
1. Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета (С.В. Краснова, Н.Р. Казарян и др.)
Назначение – установление уровня компьютерной зависимости от компьютерных игр и Интернета. (приложение 1)

3.1. Выявление уровня зависимости подростков от компьютерных игр и Интернета

Первой задачей являлось выявление уровня зависимости от компьютерных игр и Интернета. Эту задачу мы решали использовав 2 методики: авторскую и методику С.В. Красновой и Н.Р. Казарян.
Авторская анкета состояла из 4 вопросов:
1. Как ты проводишь свободное время?
2. Если ты играешь в компьютерные игры, то где это происходит?
3. Сколько примерно времени каждый день ты играешь на компьютере?
4. Стараешься ли ты подражать героям компьютерных игр?

На первый вопрос «Как ты проводишь свое свободное время?» были получены следующие ответы:
• «читаю художественную литературу» – так ответил только 4 (4,2%) опрошенный подросток;
• «смотрю передачи по телевизору» – 23 (24,2%) подростков;
• «играю на компьютере» – так ответили 43 (49,5%) опрошенных подростков;
• общаются с друзьями в свободное время только 18 (22,1%) подростков.
...

3.2. Выявление показателей и формы агрессии.

Следующий, основной этап исследования заключался в диагностике уровней агрессивности, тревожности, депрессии, эмоционального интеллекта, жизнестойкости у подростков обеих групп. Результаты тестирования представлены в сводной таблице 2 (приложение 8).
Итак, нашей второй задачей являлось выявление показателей и форм агрессии. Эту задачу мы решали использовав методику диагностики показателей и форм агрессии А. Бассе и А. Дарки.

В таблице 3 представлены средние показателей агрессивности и враждебности испытуемых обеих групп.
Таблица 3
Средние значения показателей агрессивности и враждебности

Экспериментальная группа
Контрольная группа
U-критерий

Среднее
Станд. откл.
Среднее
Станд. откл.
...

3.3. Выявление показателей и форм тревожности.

Данную задачу мы решали использовав методику «Исследование тревожности» Ч.Д. Спилберга. Диагностика по методике «Исследование тревожности» позволила оценить личностную (ЛТ) и ситуативную (СТ) тревожность испытуемых. Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение подростка к определённым социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного подростка с окружающими людьми, в частности, в семье, в школе.
В таблице 4 представлены средние показателей личностной и ситуативной тревожности у испытуемых обеих групп.
Таблица 4
Средние значения показателей личностной и ситуативной тревожности

Экспериментальная группа
Контрольная группа
U-критерий

Среднее
Станд. откл.
Среднее
Станд. откл.
...

3.4. Выявление уровня депрессии.
Следующей задачей перед нами стояло выявление уровня депрессии. Для этого мы использовали методику определения уровня депрессии В.А. Жмурова.
Средние значения показателей тяжести депрессивного состояния у испытуемых подростков на момент тестирования по методике определения уровня депрессии (В.А. Жмурова) приведены в таблице 5.
Таблица 5
Средние значения показателей уровня депрессии

Экспериментальная группа
Контрольная группа
U-критерий

Среднее
Станд. откл.
Среднее
Станд. откл.

Уровень депрессии
48,5
17,29
26,3
9,87
,000**
Примечание: * – различия значимы на уровне значимости ρ≤0,05
**– различия значимы на уровне значимости ρ≤0,01

На рисунке 6 эти данные представлены в графическом виде.

Рис. 6. Средние значения показателей уровня депрессии

Как наглядно видно на рисунке 6, в группе подростков без компьютерной зависимости средние показатели депрессии статистически значимо (ρ≤0,01) ниже, чем у подростков с компьютерной зависимостью.
...

3.5. Выявление показателей и уровня эмоционального интеллекта.
Следующей задачей у нас было выявление показателей и уровня эмоционального интеллекта. Решали ее мы с помощью теста эмоционального интеллекта (ЭМиН) Д. В. Люсина.
Далее проанализируем результаты тестирования по тесту эмоционального интеллекта (ЭМиН) Д. В. Люсина. В таблице 6 представлены средние значения показателей уровня развития эмоционального интеллекта.
Таблица 6
Средние значения показателей уровня развития эмоционального интеллекта

Экспериментальная группа
Контрольная группа
U-критерий

Среднее
Станд. откл.
Среднее
Станд. откл.
...

3.6. Выявление показателей жизнестойкости.
Средние значения показателей отдельных компонентов жизнестойкости представлены в таблице 7.
Таблица 7
Средние значения показателей компонентов жизнестойкости

Экспериментальная группа
Контрольная группа
U-критерий

Среднее
Станд. откл.
Среднее
Станд. откл.

,Вовлеченность
10,7
2,87
12,8
2,49
,024*
Контроль
10,5
3,61
12,9
2,25
,033*
Принятие риска
9,1
3,26
11,9
3,39
,015*
Жизнестойкость
30,3
6,21
37,5
4,92
,001**
Примечание: * – различия значимы на уровне значимости ρ≤0,05
**– различия значимы на уровне значимости ρ≤0,01

На рисунке 8 представлены средние значения показателей выраженности компонентов жизнестойкости.

Рис. 8. Средние значения показателей компонентов жизнестойкости

Как наглядно видно на рисунке 8, средние значения показателей выраженности всех компонентов жизнестойкости (вовлеченность, контроль, принятие риска) распределились в районе средних значений в обеих группах.
...

3.7. Выявление взаимосвязи между уровнем зависимости подростков от компьютерных игр и Интернета и их личностными особенностями

На заключительном этапе исследования для выявления взаимосвязи между уровнем зависимости подростков от компьютерных игр и Интернета и их личностными особенностями мы соотнесли данные, полученные в ходе тестирования по всем методикам, с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена (приложение 9). Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 8, где отражены только выявленные статистически значимые связи.
...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам нашего исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Аддиктивное поведение – один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Компьютерная зависимость (как и любая другая) – форма ухода от реальности.
2. Подростковый возраст – период в развитии личности, когда возникает актуальная потребность самоутверждения, самореализации. Подростковый возраст характеризуется попытками старшеклассника приобрести авторитет, почувствовать свою важность, то есть проявить себя как лидер.
...

1. Абраменкова В. Ребенок в «заэкранье». Кромешный мир компьютерных игр. – М.: Лепта Книга, 2008. – 112 с.
2. Аванесян Г.Г. Особенности стратегий совладания и Я-концепции у людей, зависящих от ПАВ: дис. … канд. психол. наук. – М., 2003. – 180с.
3. Алексеец О.Г. Личностные особенности подростков, склонных к Интернет-аддикции // Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. – № 5. – С. 185-189.
4. Бурлаков И.В. Психология компьютерных игр // Наука и жизнь. – 2006. – № 5. – С. 12-17.
5. Василенко Н.А. Гемблинг-зависимость учащихся СОШ от компьютерных игр: опыт реалиации программы социально-педагогической профилактики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2015. – № 2 (11). – С. 13-16.
6. Воронина Н.К. Теоретико-методологические подходы к воспитанию лидерских качеств подростков в условиях современной гимназии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – Т. 3. – № 3. – С. 117.
7. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. в 6-ти томах. – М., 1984. – Т. 4. – С. 244-268.
8. Григорьева О.В., Ванюхина Н.В. Психоэмоциональная сфера подростков с зависимостью от Интернета // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2014. – № 3. – С. 32-35.
9. Гулов Д.М. Подростковый возраст как проблема в психологической науке // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: сб. ст. межд. научно-практ. конф. (Екатеринбург, 18 ноября 2016 г.). – Уфа, 2016. – С. 223-226.
10. Девейкина Ю.Ф. Зависимость от компьютерных игр у подростков // Вестник магистратуры. – 2015. – № 3 (42). – С. 93-94.
11. Дубровина О.В. Психологические особенности личности с виртуальной аддикцией // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 1. – С. 333-341.
12. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2008. – 288 с.
13. Иванова Т.В. Детерминанты становления личности девиантного подростка с противоправным поведением: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2002. – 28 с.
14. Кон И.С, Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д.И. Фельдштейна. – 2-е изд., доп. – М.: Ин-т практической психологии, 1996. – 304 с.
15. Королева М.П. Причины и условия возникновения девиантного поведения у подростков группы риска в общеобразовательных школах // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2012. – № 7 (640). – С. 174-179.
16. Кулаков С.А. На приеме у психолога – подросток. – СПб.: Питер, 2001. – 350 с.
17. Кучерявенко В.И. Исследование динамики интереса подростков к компьютерным играм // Актуальные проблемы психологи: Проблемы психологи одаренности: Сборник научных трудов. – 2008. – Т. 6. – Вып. 3. – С. 154-159.
18. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. – М.: PerSe, 2002. – 335 с.
19. Овчинникова Ю.Г. Кризис личностной идентичности как ситуация неопределенности // Человек в ситуации неопределенности: сб. ст. / под ред. А. К. Болотовой. – М.: ГУ ВШЭ, 2007. – 310 с.
20. Ориентационная программа «Здоровье подростков» для медицинских работников. Пособие для участника. Новые модули. – Женева: Департамент здоровья и развития ребёнка и подростка ВОЗ, 2006. – 449с.
21. Петрова И.В., Меринова Е.В. Методические рекомендации по профилактике игровой, компьютерной и интернет-зависимости Екатеринбург: Изд-во «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ладо», 2012. – 61 с.
22. Полякова В.В. Формирование социально-ориентированных признаков эмпатии и временной перспективы как профилактика отклонений в поведении подростков // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 3. С. 386-393.
23. Родионова А.С. Особенности эмоционального интеллекта лиц, имеющих итернет-аддикцию // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – № 12.
24. Руководство по аддиктологии / под ред. В.Д. Менделевича. – СПб.: Речь, 2007. – 768 с.
25. Самойлик А.А. Интернет-зависимость – актуальная проблема современного общества // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2013. – Т. 2. – № 2. – С. 126-128.
26. Ткаченко Е.С., Тарасенко Ю.В. Акцентуации характера как фактор девиантного поведения подростков // Вестник Владимирского юридического института. – 2007. – № 2(3). – С. 302-303.
27. Трухманова Е.Н. Интернет-коммуникации как фактор социализации современных подростков и юношей // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 11-2 (39) – С. 186-190.
28. Шевнина О. Если ребенок интересуется только компьютерными играми. – М.: Эксмо, 2003. – 110 с.
29. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 336 с.
30. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 554 с.
31. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. – 352 с.
32. Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость – аддикция общества, основанного на знаниях // Тюменский медицинский журнал. – 2014. – Т. 16. – № 1. – С. 54-55.
33. Янг К.С. Диагноз Интернет-зависимость // Мир Интернет. – 2000. – № 2. – С. 24-28.
34. Ясная В.А. Временная перспектива подростков с девиантным поведением: особенности и связь с толерантностью к неопределенности и самооценкой // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 2. – С. 19-24.


Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность темы исследования
В современных условиях повсеместного внедрения виртуальных технологий и развития индустрии компьютерных игр человечество все более и более погружается в компьютеры и компьютерные сети, и с каждым днем все больше людей (а особенно детей) становятся зависимыми от компьютерных игр и интернета. Быстрое развитие информационных технологий привело к тому, что почти каждый ребенок уже с ранне¬го возраста имеет доступ к компьютеру.
Компьютеризация сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих и, безусловно, полезных явлений последней четверти XX века. Компьютер стал не¬отъемлемой частью жизни современного человека, в том числе и школьника: компьютерные программы ис-пользуются в качестве средства обуче¬ния и познавательного ....................................

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
1.1. Зависимость от компьютерных игр как один из видов аддиктивного поведения
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
1.3. Психологические особенности подростков, зависимых от
комьютерных игр

ГЛАВА 2. ОРГАНЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
2.1. Описание объекта и процедуры исследования
2.2. Описание методов и методик

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
3.1. Выявление уровня зависимости подростков от компьютерных игр и Интернета
3.2. Выявление показателей и формы агрессии
3.3. Выявление показателей и форм тревожности
3.4. Выявление уровня депрессии
3.5. Выявление показателей и уровня эмоционального интеллекта
3.6. Выявление показателей жизнестойкости
3.7. Выявление взаимосвязи между уровнем зависимости подростков от компьютерных игр и Интернета и их личностными особенностями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

1.1. Зависимость от компьютерных игр как один из видов аддиктивного поведения

Несмотря на достаточную разработанность данной проблемы, на сегодняшний день четкого определения понятия «девиантное поведение» нет. При этом наиболее принятым является следующее: «отклоняющееся (девиантное) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» [12, с.103].
Нарушения поведения подростков могут проявляться непосредственно в учебе, в склонности к аддиктивному поведению, выражаться во взаимоотношениях со сверстниками и со взрослыми, а также касаться общего отношения подростка к окружающему миру и к его социальной дезадаптации.
...

1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст вызывает особый интерес для изучения, но, несмотря на многочисленные исследования, единой точки зрения на закономерности и специфику этого возрастного периода на сегодняшний день нет.
Согласно рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения, подростковым возрастом является период от 10 до 19 лет, термин «юность» используется в отношении людей 15-25 лет, как «молодые люди» определяют лиц возраста 10-24 лет [20]. Возраст 10-14 лет относится к раннему (младшему) подростковому, 15-19 лет – к старшему подростковому возрасту.
Мнения большинства ученых совпадают в том, что в подростковом возрасте происходят значительные, даже глобальные изменения.
...

1.3. Психологические особенности подростков, зависимых от комьютерных игр

Развитие любого вида аддикций ведет к искажению нормального развития личности и к постепенному формированию аддиктивной личности, в функционировании которой заложено саморазрушение [2, с.61-63]. Причем, чем моложе аддикт, тем быстрее происходят с ним эти изменения, так как незрелая личность быстрее подвергается воздействию аддиктивного агента по сравнению с личностью с уже сформированным «Я».
Прежде, чем перейти к анализу психологических особенностей подростков, зависимых от комьютерных игр, отметим, что подростковый возраст (пубертатный период) – это один из кризисных этапов в становлении личности человека. В развитии ребенка он является особенно трудным для родителей, педагогов и самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются критическими периодами детства [26, с.302].
...

2.1. Описание объекта и процедуры исследования

Исходя из теоретического анализа литературы по проблеме исследования, были сформулирована следующая гипотеза: существует взаимосвязь между зависимостью подростков от компьютерных игр и Интернета и их личностными особенностями, в частности, агрессивностью, тревожностью, депрессией, эмоциональным интеллектом, жизнестойкостью.
Для подтверждения или опровержения данной гипотезы проведено эмпирическое исследование, цель которого заключалась в выявлении взаимосвязи между зависимостью подростков от компьютерных игр и Интернета и их личностными особенностями.
Задачи эмпирического исследования:
1. Подобрать методы и методики для исследования зависимости подростков от компьютерных игр и Интернета, агрессивности, тревожности, депрессии, уровня эмоционального интеллекта и жизнестойкости, валидные возрасту и уровню развития подростков.

2.2. Описание методов и методик

В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:
◦ тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета (С.В. Краснова, Н.Р. Казарян и др.),
◦ авторская анкета для определения степени увлеченности подростков компьютерными играми,
◦ методика диагностики показателей и форм агрессии А. Бассе и А. Дарки;
◦ «Исследование тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация А.Д. Андреева);
◦ методика определения уровня депрессии В.А. Жмурова;
◦ тест эмоционального интеллекта (ЭМиН) Д.В. Люсина;
◦ тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой).
1. Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета (С.В. Краснова, Н.Р. Казарян и др.)
Назначение – установление уровня компьютерной зависимости от компьютерных игр и Интернета. (приложение 1)

3.1. Выявление уровня зависимости подростков от компьютерных игр и Интернета

Первой задачей являлось выявление уровня зависимости от компьютерных игр и Интернета. Эту задачу мы решали использовав 2 методики: авторскую и методику С.В. Красновой и Н.Р. Казарян.
Авторская анкета состояла из 4 вопросов:
1. Как ты проводишь свободное время?
2. Если ты играешь в компьютерные игры, то где это происходит?
3. Сколько примерно времени каждый день ты играешь на компьютере?
4. Стараешься ли ты подражать героям компьютерных игр?

На первый вопрос «Как ты проводишь свое свободное время?» были получены следующие ответы:
• «читаю художественную литературу» – так ответил только 4 (4,2%) опрошенный подросток;
• «смотрю передачи по телевизору» – 23 (24,2%) подростков;
• «играю на компьютере» – так ответили 43 (49,5%) опрошенных подростков;
• общаются с друзьями в свободное время только 18 (22,1%) подростков.
...

3.2. Выявление показателей и формы агрессии.

Следующий, основной этап исследования заключался в диагностике уровней агрессивности, тревожности, депрессии, эмоционального интеллекта, жизнестойкости у подростков обеих групп. Результаты тестирования представлены в сводной таблице 2 (приложение 8).
Итак, нашей второй задачей являлось выявление показателей и форм агрессии. Эту задачу мы решали использовав методику диагностики показателей и форм агрессии А. Бассе и А. Дарки.

В таблице 3 представлены средние показателей агрессивности и враждебности испытуемых обеих групп.
Таблица 3
Средние значения показателей агрессивности и враждебности

Экспериментальная группа
Контрольная группа
U-критерий

Среднее
Станд. откл.
Среднее
Станд. откл.
...

3.3. Выявление показателей и форм тревожности.

Данную задачу мы решали использовав методику «Исследование тревожности» Ч.Д. Спилберга. Диагностика по методике «Исследование тревожности» позволила оценить личностную (ЛТ) и ситуативную (СТ) тревожность испытуемых. Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение подростка к определённым социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного подростка с окружающими людьми, в частности, в семье, в школе.
В таблице 4 представлены средние показателей личностной и ситуативной тревожности у испытуемых обеих групп.
Таблица 4
Средние значения показателей личностной и ситуативной тревожности

Экспериментальная группа
Контрольная группа
U-критерий

Среднее
Станд. откл.
Среднее
Станд. откл.
...

3.4. Выявление уровня депрессии.
Следующей задачей перед нами стояло выявление уровня депрессии. Для этого мы использовали методику определения уровня депрессии В.А. Жмурова.
Средние значения показателей тяжести депрессивного состояния у испытуемых подростков на момент тестирования по методике определения уровня депрессии (В.А. Жмурова) приведены в таблице 5.
Таблица 5
Средние значения показателей уровня депрессии

Экспериментальная группа
Контрольная группа
U-критерий

Среднее
Станд. откл.
Среднее
Станд. откл.

Уровень депрессии
48,5
17,29
26,3
9,87
,000**
Примечание: * – различия значимы на уровне значимости ρ≤0,05
**– различия значимы на уровне значимости ρ≤0,01

На рисунке 6 эти данные представлены в графическом виде.

Рис. 6. Средние значения показателей уровня депрессии

Как наглядно видно на рисунке 6, в группе подростков без компьютерной зависимости средние показатели депрессии статистически значимо (ρ≤0,01) ниже, чем у подростков с компьютерной зависимостью.
...

3.5. Выявление показателей и уровня эмоционального интеллекта.
Следующей задачей у нас было выявление показателей и уровня эмоционального интеллекта. Решали ее мы с помощью теста эмоционального интеллекта (ЭМиН) Д. В. Люсина.
Далее проанализируем результаты тестирования по тесту эмоционального интеллекта (ЭМиН) Д. В. Люсина. В таблице 6 представлены средние значения показателей уровня развития эмоционального интеллекта.
Таблица 6
Средние значения показателей уровня развития эмоционального интеллекта

Экспериментальная группа
Контрольная группа
U-критерий

Среднее
Станд. откл.
Среднее
Станд. откл.
...

3.6. Выявление показателей жизнестойкости.
Средние значения показателей отдельных компонентов жизнестойкости представлены в таблице 7.
Таблица 7
Средние значения показателей компонентов жизнестойкости

Экспериментальная группа
Контрольная группа
U-критерий

Среднее
Станд. откл.
Среднее
Станд. откл.

,Вовлеченность
10,7
2,87
12,8
2,49
,024*
Контроль
10,5
3,61
12,9
2,25
,033*
Принятие риска
9,1
3,26
11,9
3,39
,015*
Жизнестойкость
30,3
6,21
37,5
4,92
,001**
Примечание: * – различия значимы на уровне значимости ρ≤0,05
**– различия значимы на уровне значимости ρ≤0,01

На рисунке 8 представлены средние значения показателей выраженности компонентов жизнестойкости.

Рис. 8. Средние значения показателей компонентов жизнестойкости

Как наглядно видно на рисунке 8, средние значения показателей выраженности всех компонентов жизнестойкости (вовлеченность, контроль, принятие риска) распределились в районе средних значений в обеих группах.
...

3.7. Выявление взаимосвязи между уровнем зависимости подростков от компьютерных игр и Интернета и их личностными особенностями

На заключительном этапе исследования для выявления взаимосвязи между уровнем зависимости подростков от компьютерных игр и Интернета и их личностными особенностями мы соотнесли данные, полученные в ходе тестирования по всем методикам, с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена (приложение 9). Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 8, где отражены только выявленные статистически значимые связи.
...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам нашего исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Аддиктивное поведение – один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Компьютерная зависимость (как и любая другая) – форма ухода от реальности.
2. Подростковый возраст – период в развитии личности, когда возникает актуальная потребность самоутверждения, самореализации. Подростковый возраст характеризуется попытками старшеклассника приобрести авторитет, почувствовать свою важность, то есть проявить себя как лидер.
...

1. Абраменкова В. Ребенок в «заэкранье». Кромешный мир компьютерных игр. – М.: Лепта Книга, 2008. – 112 с.
2. Аванесян Г.Г. Особенности стратегий совладания и Я-концепции у людей, зависящих от ПАВ: дис. … канд. психол. наук. – М., 2003. – 180с.
3. Алексеец О.Г. Личностные особенности подростков, склонных к Интернет-аддикции // Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. – № 5. – С. 185-189.
4. Бурлаков И.В. Психология компьютерных игр // Наука и жизнь. – 2006. – № 5. – С. 12-17.
5. Василенко Н.А. Гемблинг-зависимость учащихся СОШ от компьютерных игр: опыт реалиации программы социально-педагогической профилактики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2015. – № 2 (11). – С. 13-16.
6. Воронина Н.К. Теоретико-методологические подходы к воспитанию лидерских качеств подростков в условиях современной гимназии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – Т. 3. – № 3. – С. 117.
7. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. в 6-ти томах. – М., 1984. – Т. 4. – С. 244-268.
8. Григорьева О.В., Ванюхина Н.В. Психоэмоциональная сфера подростков с зависимостью от Интернета // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2014. – № 3. – С. 32-35.
9. Гулов Д.М. Подростковый возраст как проблема в психологической науке // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: сб. ст. межд. научно-практ. конф. (Екатеринбург, 18 ноября 2016 г.). – Уфа, 2016. – С. 223-226.
10. Девейкина Ю.Ф. Зависимость от компьютерных игр у подростков // Вестник магистратуры. – 2015. – № 3 (42). – С. 93-94.
11. Дубровина О.В. Психологические особенности личности с виртуальной аддикцией // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 1. – С. 333-341.
12. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2008. – 288 с.
13. Иванова Т.В. Детерминанты становления личности девиантного подростка с противоправным поведением: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2002. – 28 с.
14. Кон И.С, Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д.И. Фельдштейна. – 2-е изд., доп. – М.: Ин-т практической психологии, 1996. – 304 с.
15. Королева М.П. Причины и условия возникновения девиантного поведения у подростков группы риска в общеобразовательных школах // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2012. – № 7 (640). – С. 174-179.
16. Кулаков С.А. На приеме у психолога – подросток. – СПб.: Питер, 2001. – 350 с.
17. Кучерявенко В.И. Исследование динамики интереса подростков к компьютерным играм // Актуальные проблемы психологи: Проблемы психологи одаренности: Сборник научных трудов. – 2008. – Т. 6. – Вып. 3. – С. 154-159.
18. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. – М.: PerSe, 2002. – 335 с.
19. Овчинникова Ю.Г. Кризис личностной идентичности как ситуация неопределенности // Человек в ситуации неопределенности: сб. ст. / под ред. А. К. Болотовой. – М.: ГУ ВШЭ, 2007. – 310 с.
20. Ориентационная программа «Здоровье подростков» для медицинских работников. Пособие для участника. Новые модули. – Женева: Департамент здоровья и развития ребёнка и подростка ВОЗ, 2006. – 449с.
21. Петрова И.В., Меринова Е.В. Методические рекомендации по профилактике игровой, компьютерной и интернет-зависимости Екатеринбург: Изд-во «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ладо», 2012. – 61 с.
22. Полякова В.В. Формирование социально-ориентированных признаков эмпатии и временной перспективы как профилактика отклонений в поведении подростков // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 3. С. 386-393.
23. Родионова А.С. Особенности эмоционального интеллекта лиц, имеющих итернет-аддикцию // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – № 12.
24. Руководство по аддиктологии / под ред. В.Д. Менделевича. – СПб.: Речь, 2007. – 768 с.
25. Самойлик А.А. Интернет-зависимость – актуальная проблема современного общества // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2013. – Т. 2. – № 2. – С. 126-128.
26. Ткаченко Е.С., Тарасенко Ю.В. Акцентуации характера как фактор девиантного поведения подростков // Вестник Владимирского юридического института. – 2007. – № 2(3). – С. 302-303.
27. Трухманова Е.Н. Интернет-коммуникации как фактор социализации современных подростков и юношей // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 11-2 (39) – С. 186-190.
28. Шевнина О. Если ребенок интересуется только компьютерными играми. – М.: Эксмо, 2003. – 110 с.
29. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 336 с.
30. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 554 с.
31. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. – 352 с.
32. Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость – аддикция общества, основанного на знаниях // Тюменский медицинский журнал. – 2014. – Т. 16. – № 1. – С. 54-55.
33. Янг К.С. Диагноз Интернет-зависимость // Мир Интернет. – 2000. – № 2. – С. 24-28.
34. Ясная В.А. Временная перспектива подростков с девиантным поведением: особенности и связь с толерантностью к неопределенности и самооценкой // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 2. – С. 19-24.


Купить эту работу

ФАКТОРЫ РИСКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ

1500 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

6 августа 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
ElviraTen
4.5
НЕ НОВИЧОК! Выполняю работы на протяжении 10 лет.
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
1500 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе ElviraTen 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе ElviraTen 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе ElviraTen 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе ElviraTen 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Подростковая застенчивость причины и средства коррекции

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Формирование наглядно образного мышления у умственно отсталых детей 6-7 лет специальной(коррекционной)школы 8 вида

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

На выбор автора

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Особенности восприятия рекламы представителями разных этнических групп.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

Основные понятия и техники клиент - центрированной терапии

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Психологическая характеристика стилей руководства

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольника(школьника)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Методы изучения социально психологических факторов определяющих формирование характера

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
550 ₽
Готовая работа

Семья в трудной жизненной ситуации (на примере выхода ребенка в школу)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

1. Тема: Пути и приемы формирования мотивации достижения успеха младших школьников с ЗПР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь коммуникативной компетентности и нормативности поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽
Готовая работа

Маньяк и жертва

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽