Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность. Освоение любой деятельности сопряжено с определенными трудностями. Учебная деятельность, в силу своей специфики, обладает объективной сложностью, так как учащийся постоянно осваивает то, чего он раньше не знал, чем не владел. Одни школьники преодолевают эти трудности относительно легко, другие – только путем мобилизации всех своих ресурсов, третьи – без посторонней помощи не способны самостоятельно разрешить возникшие проблемы. Особую остроту данная проблема приобретает в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что младший школьник только постепенно погружается в атмосферу школьной жизни, учебная деятельность предъявляет к нему такие требования, которые не предъявлялись на предшествующих этапах его развития. Трудности обучения в начальных классах существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой.
В первом классе многие дети дезадаптированы в школьной жизни в силу многих психологических и социальных причин (привыкание к режиму, коммуникативные проблемы, неподготовленность, нарушения дисциплины, тревожность и т.д.). Во втором классе состояние детей стабилизируется и уже практически невозможно встретить дезадаптированных школьников. Поэтому трудности в обучении актуально рассматривать со второго класса, когда на первый план выходят индивидуальные нейропсихические причины проблем в обучении.
Согласно принципу динамической организации высших психическихфункций, состав звеньев (компонентов), функциональныхсистем меняется в ходе развития. Степень сформированности высших психических функций ребенка помимо гетерогенного развития мозговых структур определяется индивидуальнымиособенностями развития, которые, в свою очередь, вомногом зависят от его генетических особенностей и такой важнойсоставляющей развития, как социальные, средовые условия онтогенеза, от их качества и интенсивности. Несформированность любого из функциональных звеньев (компонентов) системы по-разному влияет на развитие функции в целом.
Увеличение числа неуспевающих детей в последнее десятилетие по-требовало обратиться к исследованию когнитивных процессов и отдельных операций у школьников младших классов. Нейропсихологический подход успешно применялся в изучении трудностей школьного обучения (Ахутина Т. В. Корсакова Н.К. Микадзе Ю.В., Полонская Н.Н., Яблокова Л.В., Семенович А. В., Симерницкая Э.Г., Цветкова Л.С., и др.). Однако таких исследований в нейропсихологической практики еще недостаточно, чтобы обрисовать полную картину причин трудностей обучения и построения их коррекции.
Цель исследования – анализ причин возникновения трудностей в обучении у второклассников на основе нейропсихологического подхода.
Объект исследования – трудности обучения младших школьников.
Предмет исследования – причины возникновения трудностей в обу-чении у второклассников с точки зрения нейропсихологического подхода.
Гипотеза исследования – причиной неуспеваемости второклассников является несформированность отдельных психических операций и функций, на коррекцию которых должна быть направлена педагогическая работа.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ трудностей в обучении у второ-классников на основе нейропсихологического подхода.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование трудностей в обучении у второклассников на основе нейропсихологического подхода.
3. Сделать выводы по исследованию.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, тестирование.
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ трудностей в обучении у второклассников на основе нейропсихологического подхода 5
1.1. Трудности в обучении младших школьников 5
1.2. Нейропсихологический подход к трудностям в обучении младших школьников 11
Глава II. Эмпирическое исследование трудностей в обучении у второклассников на основе нейропсихологического подхода 17
2.1. Организация исследования 17
2.2. Результаты исследования 22
Выводы по исследованию 29
Заключение 30
Список литературы 32
Данное исследование было предпринято с целью анализа причин возникновения трудностей в обучении у второклассников на основе нейропсихологического подхода.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа научной литературы выяснилось, что, трудности в обучении являются причинами неуспеваемости у школьников уже в начальных классах. В большинстве своем это дети с нормальным психическим развитием, но имеющие недостаточный уровень сформированности отдельных психических функций, интеллектуальную пассивность.В последнее время значительно увеличилось число детей со школьными проблемами. Наиболее часто встречаются проблемы с энергетическими затратами на учебную деятельность, повышенная утомляемость, истощаемость детей, вызывающая колебания, а затем и полное падение внимания и интереса к учебной деятельности.
С позиции нейропсихологического подхода трудности обучения связаны с парциальной слабостью отдельных психических функций или их компонентов. Потому преодоление школьных трудностей у детей должно быть в виде комплексного подхода, включающего в себя работу такого уровня, которая бы обеспечивала успешное осуществление учебной деятельности младшего школьника. Успешность преодоления трудностей в обучении связана подбором точных диагностических методик, а также использованием систематизированных коррекционных воздействий, оказывающих интенсивное стимулирующее влияние на психическое развитие ребенка и на отдельные компоненты и функции, ослабленные у конкретного учащегося.
В ходе эмпирического исследования выяснилось, что у детей с трудностями в обучении часто наблюдаются нарушения письма. Скорость письма снижена, наблюдается недостаточная сформированность серийных движений.Большинство детей с трудностями в обучении допускают ошибки в пробе на зрительный гнозис: наблюдаются замены по перцептивному образу, вербально-перцептивные замены, детидемонстрируют ошибки опознания предметных контурных изображений предметов.
Дети с трудностями обучения затрудняются грамматически правильно построить фразу при необходимости употребления сложных союзов, также у них снижено понимание сложных логико-грамматических отношений, что может быть связано с незрелостью левополушарных структур головного мозга.У детей с проблемами обучения снижен объем непроизвольной и произвольной памяти, существенное влияние на процесс заучивания имеет интерференция, что говорит о высокой отвлекаемости, у детей снижена регуляция мнестической деятельности и контроля в процессе запоминания и воспроизведения слов. Наиболее частыми ошибками воспроизведения у детей являются: пропуски слов, нарушение порядка в группе слов, перенос слова из одной группы в другую.У детей регистрируется низкий уровень развития вербального мышления, им трудно выделить категориальные различия обобщить предметы. Даже при правильной классификации дети ошибаются в объяснении своего выбора, в обобщении.
Нарушения письма, недостаточная сформированность серийных дви-жений, нарушения зрительного гнозиса, снижение понимания сложных логико-грамматических отношений, нарушение мнестической функции и вербального мышления отмечаются у всех детей с трудностями обучения в разной степени выраженности.
Таким образом, гипотеза исследованияподтвердилась. Действительно, причиной неуспеваемости второклассников является несформированность отдельных психических операций и функций, на коррекцию которых должна быть направлена педагогическая работа.
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось-89, 1997. - 224 с.
2. Ахутина Т.В. Дети с трудностями учения // Начальная школа: плюс-минус, 2000. – № 12. – С. 20–25.
3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: ней-ропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008. – 320с.
4. Бабанский Ю. О дидактических основах повышения эффективности обучения // Народное образование. – 1986. - № 11. С.105-111
5. Безруких М.М.Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. – М.: Эксмо , 2009.
6. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
7. Дети с проблемами в развитии / под ред. Л.П. Григорьевой. – М.: Академкнига, 2002.
8. Дубровинская Н. В. Нейрофизиолог в школе // Школа здоровья, 1996. – № 1. – С. 24–35.
9. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., М. М. Безруких М. М. Психофи-зиология ребенка. Психофизиологические основы детской валеоло-гии: учеб.пособие для вузов — М.: ВЛАДОС, 2000. — 144 с.
10. Локалова Н.В. Как помочь слабоуспевающему школьнику. — М., 1995.
11. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М., Воронеж, 1996.
12. Майорова И.П. Неуспеваемость: как выявить и устранить ее причины. – СПб., 1998.
13. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008.
14. Полонская Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 192 с.
15. Поляков В. М. Нейропсихология в скрининговых исследованиях детских популяций // II Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Тезисы сообщений / Под ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман и Д. Таппера. – М., 2002.
16. Пылаева Н. М. Нейропсихологическая поддержка и коррекция детей с особенностями развития // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. – М., 1996. – С. 267–272.
17. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.
18. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 1985.
19. Славина Л. С.Трудные дети : избр. психол. тр.– М.: МПСИ, 2006.– 492 с.
20. Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии / под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. — М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2010. — 768 с.
21. Хомская Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В.Нейропсихология индивидуальных различий. – М., 1997.
22. Цветкова Л. С.Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М., 1998.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность. Освоение любой деятельности сопряжено с определенными трудностями. Учебная деятельность, в силу своей специфики, обладает объективной сложностью, так как учащийся постоянно осваивает то, чего он раньше не знал, чем не владел. Одни школьники преодолевают эти трудности относительно легко, другие – только путем мобилизации всех своих ресурсов, третьи – без посторонней помощи не способны самостоятельно разрешить возникшие проблемы. Особую остроту данная проблема приобретает в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что младший школьник только постепенно погружается в атмосферу школьной жизни, учебная деятельность предъявляет к нему такие требования, которые не предъявлялись на предшествующих этапах его развития. Трудности обучения в начальных классах существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой.
В первом классе многие дети дезадаптированы в школьной жизни в силу многих психологических и социальных причин (привыкание к режиму, коммуникативные проблемы, неподготовленность, нарушения дисциплины, тревожность и т.д.). Во втором классе состояние детей стабилизируется и уже практически невозможно встретить дезадаптированных школьников. Поэтому трудности в обучении актуально рассматривать со второго класса, когда на первый план выходят индивидуальные нейропсихические причины проблем в обучении.
Согласно принципу динамической организации высших психическихфункций, состав звеньев (компонентов), функциональныхсистем меняется в ходе развития. Степень сформированности высших психических функций ребенка помимо гетерогенного развития мозговых структур определяется индивидуальнымиособенностями развития, которые, в свою очередь, вомногом зависят от его генетических особенностей и такой важнойсоставляющей развития, как социальные, средовые условия онтогенеза, от их качества и интенсивности. Несформированность любого из функциональных звеньев (компонентов) системы по-разному влияет на развитие функции в целом.
Увеличение числа неуспевающих детей в последнее десятилетие по-требовало обратиться к исследованию когнитивных процессов и отдельных операций у школьников младших классов. Нейропсихологический подход успешно применялся в изучении трудностей школьного обучения (Ахутина Т. В. Корсакова Н.К. Микадзе Ю.В., Полонская Н.Н., Яблокова Л.В., Семенович А. В., Симерницкая Э.Г., Цветкова Л.С., и др.). Однако таких исследований в нейропсихологической практики еще недостаточно, чтобы обрисовать полную картину причин трудностей обучения и построения их коррекции.
Цель исследования – анализ причин возникновения трудностей в обучении у второклассников на основе нейропсихологического подхода.
Объект исследования – трудности обучения младших школьников.
Предмет исследования – причины возникновения трудностей в обу-чении у второклассников с точки зрения нейропсихологического подхода.
Гипотеза исследования – причиной неуспеваемости второклассников является несформированность отдельных психических операций и функций, на коррекцию которых должна быть направлена педагогическая работа.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ трудностей в обучении у второ-классников на основе нейропсихологического подхода.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование трудностей в обучении у второклассников на основе нейропсихологического подхода.
3. Сделать выводы по исследованию.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, тестирование.
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ трудностей в обучении у второклассников на основе нейропсихологического подхода 5
1.1. Трудности в обучении младших школьников 5
1.2. Нейропсихологический подход к трудностям в обучении младших школьников 11
Глава II. Эмпирическое исследование трудностей в обучении у второклассников на основе нейропсихологического подхода 17
2.1. Организация исследования 17
2.2. Результаты исследования 22
Выводы по исследованию 29
Заключение 30
Список литературы 32
Данное исследование было предпринято с целью анализа причин возникновения трудностей в обучении у второклассников на основе нейропсихологического подхода.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа научной литературы выяснилось, что, трудности в обучении являются причинами неуспеваемости у школьников уже в начальных классах. В большинстве своем это дети с нормальным психическим развитием, но имеющие недостаточный уровень сформированности отдельных психических функций, интеллектуальную пассивность.В последнее время значительно увеличилось число детей со школьными проблемами. Наиболее часто встречаются проблемы с энергетическими затратами на учебную деятельность, повышенная утомляемость, истощаемость детей, вызывающая колебания, а затем и полное падение внимания и интереса к учебной деятельности.
С позиции нейропсихологического подхода трудности обучения связаны с парциальной слабостью отдельных психических функций или их компонентов. Потому преодоление школьных трудностей у детей должно быть в виде комплексного подхода, включающего в себя работу такого уровня, которая бы обеспечивала успешное осуществление учебной деятельности младшего школьника. Успешность преодоления трудностей в обучении связана подбором точных диагностических методик, а также использованием систематизированных коррекционных воздействий, оказывающих интенсивное стимулирующее влияние на психическое развитие ребенка и на отдельные компоненты и функции, ослабленные у конкретного учащегося.
В ходе эмпирического исследования выяснилось, что у детей с трудностями в обучении часто наблюдаются нарушения письма. Скорость письма снижена, наблюдается недостаточная сформированность серийных движений.Большинство детей с трудностями в обучении допускают ошибки в пробе на зрительный гнозис: наблюдаются замены по перцептивному образу, вербально-перцептивные замены, детидемонстрируют ошибки опознания предметных контурных изображений предметов.
Дети с трудностями обучения затрудняются грамматически правильно построить фразу при необходимости употребления сложных союзов, также у них снижено понимание сложных логико-грамматических отношений, что может быть связано с незрелостью левополушарных структур головного мозга.У детей с проблемами обучения снижен объем непроизвольной и произвольной памяти, существенное влияние на процесс заучивания имеет интерференция, что говорит о высокой отвлекаемости, у детей снижена регуляция мнестической деятельности и контроля в процессе запоминания и воспроизведения слов. Наиболее частыми ошибками воспроизведения у детей являются: пропуски слов, нарушение порядка в группе слов, перенос слова из одной группы в другую.У детей регистрируется низкий уровень развития вербального мышления, им трудно выделить категориальные различия обобщить предметы. Даже при правильной классификации дети ошибаются в объяснении своего выбора, в обобщении.
Нарушения письма, недостаточная сформированность серийных дви-жений, нарушения зрительного гнозиса, снижение понимания сложных логико-грамматических отношений, нарушение мнестической функции и вербального мышления отмечаются у всех детей с трудностями обучения в разной степени выраженности.
Таким образом, гипотеза исследованияподтвердилась. Действительно, причиной неуспеваемости второклассников является несформированность отдельных психических операций и функций, на коррекцию которых должна быть направлена педагогическая работа.
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось-89, 1997. - 224 с.
2. Ахутина Т.В. Дети с трудностями учения // Начальная школа: плюс-минус, 2000. – № 12. – С. 20–25.
3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: ней-ропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008. – 320с.
4. Бабанский Ю. О дидактических основах повышения эффективности обучения // Народное образование. – 1986. - № 11. С.105-111
5. Безруких М.М.Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. – М.: Эксмо , 2009.
6. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
7. Дети с проблемами в развитии / под ред. Л.П. Григорьевой. – М.: Академкнига, 2002.
8. Дубровинская Н. В. Нейрофизиолог в школе // Школа здоровья, 1996. – № 1. – С. 24–35.
9. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., М. М. Безруких М. М. Психофи-зиология ребенка. Психофизиологические основы детской валеоло-гии: учеб.пособие для вузов — М.: ВЛАДОС, 2000. — 144 с.
10. Локалова Н.В. Как помочь слабоуспевающему школьнику. — М., 1995.
11. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М., Воронеж, 1996.
12. Майорова И.П. Неуспеваемость: как выявить и устранить ее причины. – СПб., 1998.
13. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008.
14. Полонская Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 192 с.
15. Поляков В. М. Нейропсихология в скрининговых исследованиях детских популяций // II Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Тезисы сообщений / Под ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман и Д. Таппера. – М., 2002.
16. Пылаева Н. М. Нейропсихологическая поддержка и коррекция детей с особенностями развития // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. – М., 1996. – С. 267–272.
17. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.
18. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 1985.
19. Славина Л. С.Трудные дети : избр. психол. тр.– М.: МПСИ, 2006.– 492 с.
20. Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии / под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. — М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2010. — 768 с.
21. Хомская Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В.Нейропсихология индивидуальных различий. – М., 1997.
22. Цветкова Л. С.Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М., 1998.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 145035 Курсовых работ — поможем найти подходящую